Смирнова Светлана Павловна
учитель биологии
МБОУ СОШ №20 г. Краснодара
Класс 9
Урок обобщения «В мире селекции».
Цели урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Селекция»; продолжить работу по формированию и развитию интереса учащихся к биологии.
Оборудование: мультимедийная установка , таблички с цифрами от 1 до 4 для каждой команды, УМК под ред. И.Н. Пономарёвой.
Класс заранее делится на 3 команды. Команды придумывают себе название.
Ход урока:
Слайд 1.
Выступление ученика:
Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI—XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении.
Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.
Однако методом отбора человек не может получить принципиально новых свойств у разводимых организмов, так как при отборе можно выделить только те генотипы, которые уже существуют в популяции. Поэтому для получения новых пород и сортов животных и растений применяют гибридизацию, скрещивая растения с желательными признаками и в дальнейшем отбирая из потомства те особи, у которых полезные свойства выражены наиболее сильно. Например, один сорт пшеницы отличается прочным стволом и устойчив к полеганию, а сорт с тонкой соломиной не заражается стеблевой ржавчиной. При скрещивании растений из двух сортов в потомстве возникают различные комбинации признаков. Но отбирают именно те растения, которые одновременно имеют прочную соломину и не болеют стеблевой ржавчиной. Так создается новый сорт.
Слайд 2.
Конкурс № 1 «Разминка».
Ведущий предлагает из слова «изменчивость» составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственное отношение к биологии.
Через 3 минуты учащиеся по очереди называют слова, повторяться нельзя, выигрывает команда, у которой оказалось больше слов.
Конкурс № 2 Конкурс капитанов
«Что означает биологический термин?»
У капитанов таблички с цифрами 1-4
Слайд 3
1.Полиплоидия:
А) новый сорт пшеницы
Б) кратное увеличение числа хромосом
В) множественный аллелизм
Г) образование новых видов
Слайд 4
2.Генотип:
А) совокупность генов, которые организм получает от родителей
Б) совокупность внешних и внутренних признаков организма
В) совокупность генов всех особей популяции
Г) способность множества генов контролировать один признак
Слайд 5
3. Сорт (порода):
А) искусственная популяция
Б) естественная популяция
В) вид
Г) род
Слайд 6
4. Конъюгация:
А) оплодотворение
В) обмен гомологичными хромосомами
Г) процесс точного и тесного сближения хромосом
Д) мутация в половых клетках
Слайд 7
5. Генетика:
А) наука, изучающая строение клеток
Б) наука, занимающаяся улучшением имеющихся сортов и выведением новых сортов
В) наука об индивидуальном развитии организма
Г) наука, изучающая законы наследственности и изменчивости
Слайд 8
Конкурс № 3 «Великие ученые».
На слайде фотографии: 1) Грегора Иоганна Менделя
2) Вавилова Николая Ивановича
3) Томаса Моргана
4) Мичурина Ивана Владимировича
1) Выдающийся биолог и селекционер, разработал методы селекции плодово – ягодных культур, положил начало продвижению на север южных культур. (И. В. Мичурин)
2) Ученый, который в результате своих опытов пришел к мысли, что половые клетки (гаметы) несут только по одному задатку каждого из признаков и свободны (чисты) от других задатков этого же признака (Г. И. Мендель).
3) Ученый, который на основании археологических, историко – лингвистических и главным образом ботанико – географических исследований создал учение о центрах происхождения возделываемых растений: пять – в Старом Свете и два – в Новом. (Н. И. Вавилов).
4) Биолог, один из основоположников генетики, открывший закон наследования генов, локализованных в одной хромосоме. (^ Т. Морган).
Слайд 9
Конкурс №4 «Сканворд».
Команды разгадывают сканворд, учитывается скорость и правильность.
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |||
|
|
| |||||
|
|
|
1. Разновидность культурных растений, обладающих одинаковыми свойствами и признаками.
2.Участок молекулы ДНК, несущий наследственную информацию.
3.Выдающийся советский генетик и селекционер, выявивший центры культурных растений.
4. Явление мощного развития гибридов первого поколения, полученных при скрещивании чистых линий.
5. Половая хромосома.
6. Всеобщее свойство живых организмов, лежащее в основе эволюции и селекции всех форм жизни и заключающееся во внезапном изменении генетической информации.
7.Гибрид пшеницы и ржи
8. Один из самых больших и сильных быков, его еще называют длинношерстым или монгольским быком, используется в селекции
В результате получается слово, которое обозначает науку о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов
Слайд 10
Конкурс № 5 «Домашнее задание».
Слайд 11
Ученик 1
1914 — 1931 годы — Кубанская сельскохозяйственная опытная станция.
Основание станции относится к 1914 году, когда Кубанское областное Правление приняло проект организации станции вблизи города Екатеринодара общей площадью 150 десятин и командировало для заведования Александра Карловича Коля.
Станция объединила работы всех полеводственных опытных учреждений Кубанской области, образовав сеть опытных полей, на которых изучались важнейшие полевые культуры: озимые пшеница и ячмень. С 1920 по 1927 годы станцией руководил Сарахов И.П., с 1927 — Ковалев Н.И.
Слайд 12
Ученик 2.
1931 — 1934 годы — Азово-Черноморский селекционный центр
В 1931 году на базе станции был организован селекционный центр. Кроме селекционных исследований начаты работы по агротехнике зерновых колосовых, зернобобовых и кормовых культур. Центром руководил Ковалев Н.И.
Слайд 13
Ученик 3
1934 — 1956 годы — Краснодарская Государственная селекционная станция.
Опытная станция в этот период вела интенсивную селекционно-семеноводческую работу с пшеницей, ячменем, овсом, фасолью, нутом, чиной просом, кормовыми травами. Несмотря на оккупацию края немецко-фашисткими захватчиками и полную разруху, коллектив станции в короткий срок восстановил работы по селекции и семеноводству зерновых культур. Директорами станции в этот период были Свитнев М.В., Козлов И.Л., Зенков Н.А., Зеленский С.А., Буралев В.И.
Слайд 14
Ученик 4.
1956 -1973 годы — Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.
Согласно постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 февраля 1956 года № 253 и приказа Министерства сельского хозяйства от 8 марта 1956 года № 87 на базе Краснодарской государственной селекционной станции был создан Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (КНИИСХ). Возглавляли институт в этот период Пакудин З.А., Ефимов И.Т., Дубоносов Т.С.
Слайд 15
Ученик 5
1973 — годы — Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко
Более 40 лет в институте плодотворно трудились всемирно известные учёные-селекционеры: дважды герой социалистического труда, академик АН СССР и ВАСХНИЛ П.П.Лукьяненко и герой социалистического труда, академик ВАСХНИЛ М.И. Хаджинов.
Под руководством академика П.П.Лукьяненко создано 43 сорта озимой пшеницы, обладающих ценными хозяйственными признаками, среди них знаменитый на всей планете сорт озимой мягкой пшеницы — БЕЗОСТАЯ I
Представители от каждой команды готовят заранее сообщения об известных селекционерах Кубани.
В конце урока подводятся итоги, определяется команда – победительница, набравшая большее количество баллов.
Список использованных источников:
Основы общей биологии Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений Издание третье, переработанное Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой
История Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко — https://www.kniish.ru/about/history/