Модульный урок
«Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон»
Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала | ||||||||
УЭ – 0 | Интегрирующая цель: продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе); познакомиться с сущностью биогенетического закона и его значением для выяснения родственных связей между организмами; углубить знания о постэмбриональном периоде развития организмов. | Записана на доске | |||||||
УЭ – 1 Актуализация знаний | Цель: выявить уровень знаний по теме «Половое размножение . Развитие половых клеток» Задание: Какие утверждения верны? Отметьте знаком «+» или «-» Вариант 11. В половых клетках (гаметах) одинарный набор хромосом. 2. Яйцеклетки образуются в семенниках 3. Сперматозоид имеет головку, шейку и хвостик. 4. сперматозоидов образуется во много раз больше, чем яйцеклеток. 5. В яйцеклетках находится запас питательных веществ. 6. Половые клетки образуются в результате митоза. Вариант 21. Образование мужских и женских гамет не имеет отличий. 2. При половом размножении возникает новая комбинация генов. 3.Во время митоза парные (гомологичные) хромосомы сливаются и могут обмениваться участками. 4. В клетках тела имеется одинарный набор хромосом. 5. При оплодотворении, т.е. слиянии яйцеклетки и сперматозоида, восстанавливается двойной набор хромосом (2n) характерный для вида. 6. Появление полового процесса – ароморфоз в ходе эволюции. Примечание: Не забудь выставить свои баллы в оценочный лист | Самостоятельная работа по вариантам Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл Работай с учителем информатики (компьютерное тестирование) Работай самостоятельно за рабочим столом | |||||||
УЭ – 2 Изучение нового материала | Цель: Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития 1. Запиши в тетради дату и тему урока 2. Вступительный рассказ учителя (работа с опорным конспектом |
Записаны на доске Внимательно слушай учителя, фиксируй в тетради основные моменты лекции | |||||||
УЭ – 3 Закрепление изученного материала | Цель: проверить усвоение знаний об индивидуальном развитии организмов. Задание № 1 Заполните схему: Зигота – Эмбриональ- Бластула – ное развитие Гаструла Нейрула –
Задание №2 Что формируется из трёх зародышевых листков? Заполните таблицу:
Задание №3 Заполните схему развития с полным и неполным превращением. Приведите примеры. Постэмбриональное развитие 1. ___________________ 1. ________________ 2. ___________________ 2. ________________ 3. ___________________ 3. ________________ 4. ___________________ 4. ________________ Не забудь выставить свои баллы в оценочный лист ! | Работай самостоятельно на отдельных карточках За каждый правильный ответ — 1 балл За каждый правильный ответ – 2 балла Ключ ответов дает учитель Прими участие в обсуждении после выполнения работы Работай с учителем биологии | |||||||
| Примечание: Если ты набрал больше 20 баллов – оценка 5, если 16 – 19 – оценка 4. если 13 – 15 баллов – оценка 3, если меньше 13 баллов – неудовлетворительно, однако не огорчайся, постарайся на следующем уроке набрать баллов больше | Баллы занеси в лист контроля | |||||||
УЭ – 4 Подведение итогов | Цель: определить усвоение материала об индивидуальном развитии организмов. Задание № 4
| Выполните тест | |||||||
УЭ — 5 | Рефлексия
| |
Дата: 27. 01. 05
Задачи урока:
1.Образовательные: сформировать знания об индивидуальном развитии животного или растения – онтогенезе, включающем в себя стадии эмбриогенеза и постэмбрионального развития.
2. Развивающие: Познакомить учащихся с сущностью биогенетического закона и его значением для выяснения родственных связей между организмами; развивать навыки самостоятельной работы, умение применять свои знания в различных ситуациях.
3. Воспитательные: Воспитывать любовь к любому проявлению жизни, организованность, культуру труда, чувство ответственности за результаты своего труда.
Развитие умений учащихся: давать определения понятиям, привлекать имеющиеся знания и личный опыт для систематизации знаний и их конкретизации, делать выводы, обсуждать проблему, анализировать и обсуждать информацию, предлагать гипотезу, работать с таблицами , схемами, опорными конспектами и терминами.
Оборудование: табл. по общей биологии «Развитие ланцетника», динамическое пособие «Размножение и развитие хордовых», портреты ученых, инструктивные карты, опорные конспекты, иллюстративный материал, справочный материал, персональные компьютеры.
Методы: словесный, наглядный, проблемный.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный урок.
Приемы: эвристическая беседа с использованием таблиц, динамических пособий, опорных конспектов, организация работы с компьютером, рассказ.
Термины: онтогенез, филогенез, эмбриогенез, постэмбриональный период, дробление, бластомеры, бластула, бластоцель, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, нейрула, биогенетический закон.
Ход урока:
Организационный момент | 2 мин. | |
2 УЭ – 0. | Актуализация знаний Знакомство с основными целями урока Выполнение тестовой работы | 2 мин 5 мин |
3. | Изучение нового материала:
| 10 мин. |
4. | Закрепление и обобщение изученного материала:
| 10 мин |
5. | Выходной контроль: 1. Выполнение тестовой работы. | 10 мин |
6. | Рефлексия:
| 3 мин |
Технологическая карта урока
Тема: «Индивидуальное развитие организма. Биогенетический закон»
Продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов; развивать приемы учебной деятельности | |
Учащиеся должны знать | Определения понятий. Особенности этапов онтогенеза |
Учащиеся должны уметь | Характеризовать этапы онтогенеза, сравнивать этапы онтогенеза, определять особенности каждого из этапов |
Формируемая область понимания | Онтогенез – процесс индивидуального развития организмов. Биогенетический закон |
Общеучебные и специальные умения и навыки | Описание, сравнение, умение приводить примеры, давать характеристику этапов онтогенеза |
Педагогическая технология | Блочно – модульное обучение |
Контроль | Само — , взаимоконтроль, экспертный контроль |