МОБУ «Каменносарминская ООШ»
Урок по биологии в 8 классе
«Нарушение осанки и плоскостопие»
Класс: 8
Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
Учитель: Фасахова Анна Владимировна
с.Каменная Сарма
Самоанализ открытого урока по биологии в 8 классе
«Нарушение осанки и плоскостопие» 22.10.13
Цель урока: раскрыть причины нарушения осанки и плоскостопия.
Задачи:
образовательная: познакомить с различными видами нарушения осанки;
Развивающая: развитие способности к анализу и синтезу;
Воспитательная: воспитание потребности в гигиене.
Предметные УУД Определить главные причины нарушения осанки и плоскостопия.
Метапредметные:
Познавательные— овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы.
Коммуникативные — развитие способности слушать собеседника, вести диалог с учителем.
Личностные- осознание роли ЗОЖ в формировании осанки и стопы.
Тип: урок усвоения нового материала
Методы и формы обучения: объяснительно-исслюстративные, диалог, частично-поисковый, индивидуальная,фронтальная.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с видами искривлений позвоночника, карточки “Признаки правильной осанки” , рисунки на доске, карточки для этапа рефлексии «Рожицы»
Технология: технология проблемного обучения, технология оценивания, здоровьесберегающие технологии.
Организационная структура урока.
Этапы урока соблюдались.
Организационный момент.
Прошёл быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Проверка домашнего задания
-фронтальный опрос всех учащихся. Оценивание ответа однокласника
-Повторение. Опрос по вопросам (ошибки в срезе) «Скелет» (оценивание)
Целеполагание
В начале данного этапа урока звучит вызов учителя: диалог с учащимися о новинках одежды. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: «Будет ли эта модная одежда смотреться на людях с явными нарушениями осанки ?»
Используется прием «Третий лишний» (рисунки на доске)
Межпредметная связь с русским языком: с помощью ключевых слов «внешняя привлекательность», «первое впечатление», «осанка» составить краткий рассказ.
Учителем ведется побуждающий диалог с учащимися о вреде нарушений позвоночника и плоскостопия. Учащиеся формулируют цель урока самостоятельно.Данный этап оценивается (каждый ученик).
Этап изучения нового материала
Перед учащимися ставится целый ряд проблемных вопросов, на которые в течение данного урока следует найти ответы.
Проблемный вопрос: «Могут ли возникнуть нарушения позвоночника, связанные с сидением за партой?».
Проблемный вопрос: Я считаю, что осанка формируется исключительно позвоночником. Согласны ли вы со мною?
Проблемный вопрос: «Почему необходимо беречь осанку с раннего детства?»
Используются эпиграфы А.П.Чехова об анатомии, древнегреческих ученых о роли бега в жизни человека,Джесси Банкрофта об осанке школьников с целью развития коммуникативных УУД.
Учащиеся высказывают свое мнение что же такое «осанка». За активность на данном этапе урока дети получают соответствующие оценки.
Ведется работа в тетради-составляется кластер «Сколиоз». Происходит знакомство с ранее неизвестными терминами «лордоз» и «кифоз» ( сказочный элемент «Бабы Яги»).
Немаловажное значение отводится ЗОЖ. (Проблемный вопрос: «Почему необходимо беречь осанку с раннего детства?»,Как следует поднимать тяжести?Сидеть за компьютером? Носить каблуки?). Учащиеся готовят доклады. Учащиеся материал готовят задолго до урока (кроме Петрова Г).
Межпредметная связь с физической культурой: эпиграф древних греков о беге,диалог с учащимися.
Проверяется выполнение практического домашнего задания, изготовить свой свод стопы на наличие или отсутствие плоскостопия. Данное задание выполняет лишь 50% учеников.Наглядно определяется отсутствие плоскостопия у детей. Выставляются оценки за этап.
Проводится работа с таблицами на доске (профилактика плоскостопия)
Этап закрепления
синквейн
эксперимент «Определение осанки»
«Реставратор». Взаимопроверка.Выставление оценок
Используются стихотворения про ЗОЖ, кифоз и сколиоз.
Из здоровьесберегающих технологий проводятся упражнения (физминутка). За активность на этапе физминутки ученики получают оценки.
Проводится рефлексия «Рожицы». Все учащиеся поднимают смайлики с хорошим настроением.
Домашнее задание творческое -написать эссе «Моя осанка»
Выводы:
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды заданий. Этап рефлексии –«смайлики» «показывает» достиг ли урок целей, все ли задачи, поставленные в начале занятия реализованы.Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой.Умение оценивать себя, одноклассников у учащихся 8 класса развито хорошо,оценки одноклассникам выставлены объективно.
Предложения: продумать задания различной направленности на этапе закрепления материала.
Учитель биологии: ________________А.В.Фасахова
Источники информации: проблемные вопросы с сайта: