Внеклассное мероприятие для 10 класса «История возникновения туберкулеза. Пути и профилактика туберкулеза»

10 «А» класс

Внеклассное мероприятие.

Тема: « История возникновения туберкулеза.

Пути и профилактика туберкулеза».


учитель биологии КГУ «СОШ № 30»

Журсумбаев Ербол Каирбекович

г.Семей ВКО


Цель: Изучить биологическую сущность и пути передачи палочки Коха. Профилактика туберкулеза.


  1. Знакомство:

Для начала давайте познакомимся. Форма знакомства следующая: на плакате, который вы будете передавать по кругу, напишите свое имя и продолжите фразу «Здоровый человек – это…»

Начнем с меня «Ербол. Здоровый человек – это спортсмен»

  1. Контракт – соглашение:

Для успешного проведения семинара обращаю Ваше внимание на контракт – соглашение.

  1. Уметь слушать друг друга – это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его.

  2. Говорить по теме.

  3. Уважайте чужое мнение, но вместе с тем отстаивайте свою точку зрения, говорите «Я думаю…», «Говорят…»

Все согласны с условиями контракта? Есть дополнения? (Если есть дополнения к контракту, то ведущий дописывает их.)

  1. Информация о туберкулезе:

Туберкулез – это заразное, опасное для жизни заболевание, поражающее не только легкие, но и кости, кожу и другие органы и системы организма. Возбудителем туберкулеза является палочка Коха, названная по имени врача ее открывшего.

Эпидемии туберкулеза объявляются при заболеваемости 50-ти человек на каждые сто тысяч населения (критерии ВОЗ). В нашем же регионе этот показатель в з раза выше, в 2000 году выявлено: 185 больных туберкулезом, среди них детей и подростков 57,4 случая на сто тысяч населения. Палочки Коха «наступают», а дорогу им прокладывают проблемы: низкий уровень жизни и наша с Вами беспечность, отсутствие ответственности за собственное здоровье.

Как же распространяется туберкуле? В основном от человека к человеку, реже через мясо больных животных. Как и грипп, туберкулез передается воздушно-капельным путем от больного активной легочной формой. При кашле, чихании, разговоре палочки Коха попадают в воздух и вдыхаются здоровыми людьми. Только один плевок больного туберкулезом содержит миллионы палочек, и каждая из них опасна. А стойкости этих возбудителей стоит только позавидовать: не замерзают, в течение 30 минут не гибнут при температуре 100 градусов, воздействию щелочи, даже в растворе соляной кислоты умудряются прожить целых 10 минут. Один больной заражает 10-20 человек. А наши сегодняшние неблагоприятные условия для жизни, очень даже благоприятны для этого микроба, недаром туберкулез считается социальной болезнью. Низкий уровень жизни, неустойчивое психо-эмоциональное состояние, злоупотребление спиртным, курение – все это питательная среда для палочек Коха. Добавьте сюда нашу стеснительность, когда мы боимся излишней брезгливостью обидеть знакомых: целуемся при встрече с соседкой, пьем, едим из одной посуды, разговаривая с незнакомыми людьми, придвигаемся к ним на расстояние 30-50 сантиметров. Нам говорят: ЭПИДЕМИЯ, нам говорят: берегите себя и близких, а мы покупаем семечки, «обкашлянные» осунувшейся продавщицей с лихорадочным румянцем и подозрительным блеском в запавших глазницах.

Поэтому, если Вы подозреваете туберкулез у себя или у Ваших близких, не пожалейте денег, сделайте флюрограмму. Итак, какие признаки Вас должны насторожить?

  1. Кашель более 3 недель (покашливание),

  2. Боли в груди,

  3. Невысокая температура, особенно по вечерам, иногда озноб,

  4. Снижение аппетита,

  5. Похудание,

  6. Повышенная потливость, особенно по ночам (липкий пот),

  7. Быстрая утомляемость, раздражительность,

  8. Постоянное чувство слабости, ощущение дискомфорта, длительно непроходящее болезненное состояние.

При наличии этих симптомов необходимо обратиться к врачу СВА, к которой Вы относитесь, и он по необходимости определит необходимое обследование.

Поразительный факт: 74% умерших от туберкулеза не обращались к врачу, не состояли нигде на учете и, тем более не лечились. Среди них не только бывшие заключенные, но и люди вполне благополучные. Чем объяснить столь парадоксальное явление? Почему люди настолько безразличны к своему здоровью?

Помните о симптомах заболевания, не дайте палочке шанса проесть до дыр Ваши легкие: откажитесь от экзальтированных лобзаний при встрече с бывшей соседкой, отказ от питья из одной посуды – это не излишняя брезгливость, полноценно питайтесь, соблюдайте правила гигиены, не отказывайтесь от прививок и проб Манту. Вы можете упустить шанс выявить на ранней стадии, когда его проще излечить.

Если же кто-то из Ваших близких заболел, то помните, что НЕЛЬЗЯ:

  1. Заниматься самолечением, так как прием даже специальных препаратов без назначения и контроля врача может привести к тому, что микобактерии туберкулеза приобретут устойчивость к медикаментам и процесс станет необратимым.

  2. Нарушать схему лечения и правила поведения, снимать ограничения, рекомендованные врачом на время лечения.

  3. Подвергать себя факторам риска: курить, злоупотреблять спиртными напитками.

  4. Подвергать риску заражения окружающих, не соблюдая мер предосторожности.

Помните о симптомах заболевания и мерах профилактики. Не надо ждать кровохарканья, когда ваши легкие станут похожи не решето и начнут плавиться (при быстротекущей форме). Позаботьтесь о себе, о своем здоровье, о своей жизни.


  1. Мозговая атака:

Итак, у Вас есть базовая информация о туберкулезе. Теперь Вы сами предложите меры профилактики туберкулеза, то есть, как избежать заболевания.

  1. Упражнение «Портрет»:

Теперь я Вам предлагаю разбиться на две группы, первая на листе бумаги изобразит здорового человека, вторая – больного туберкулезом. По окончании: сделайте свой выбор – каким бы Вы хотели быть.

  1. Разминка «Найди пару»:

Все мы с Вами здоровые люди, каждый из нас неповторим. Давайте встанем в круг. Теперь найдите себе пару по следующим признакам.

  1. Найти человека с таким же цветом глаз.

  2. С таким же размером обуви.

  3. С таким же цветом волос.

  1. Ситуационная задача:

Татьяна 25 лет. Здоровая, энергичная, красивая. Замужем, есть трехлетняя дочь.

Девиз Татьяны: «Безвыходных положений не бывает!». Маленький семейный бизнес требует много сил: Татьяна крутится дни напролет, носит тяжести и в зной, и в снег, перекусывает на ходу, часто не досыпает. Зато дочка обута, одета, да еще родителям можно кое-что подкинуть.

Недомогание наступило внезапно. Вдруг навалилась какая-то тяжесть, знобило, трудно стало справляться с большими сумками, все чаще болело в груди. Знакомые говорили: «Тань, сходи в больницу, ты не важно выглядишь: осунулась. Может врачи выпишут что-нибудь, от кашля». Но она, по-прежнему отмахивалась: «Простыла, наверное, немного, само пройдет. Мне болеть некогда».

Через несколько месяцев Таню на «скорой» доставили в противотуберкулезный диспансер. В истории болезни совсем немного записей, прожила молодая женщина недолго. Не помогли не усилия врачей, не дорогие лекарства, ни молитвы родителей, не слезы мужа: «Ты не можешь нас оставить». Оставила… Оказалось, безвыходные ситуации все же бывают. Туберкулез поразил все органы и системы организма.

Обсудите следующие вопросы:

  1. Что в окружении Татьяны влияло отрицательно на ее здоровье?

  2. Как на Ваш взгляд чувствует себя муж Татьяны?

  3. Что можно было сделать для лучшего исхода истории?

Опишите, что могло произойти, чтобы жизнь пошла по самому лучшему сценарию и как мог выглядеть этот новый сценарий.

  1. Квиз «ВЕРНО — НЕВЕРНО»:

В одном углу висит табличка с надписью «ВЕРНО», в противоположном – «НЕВЕРНО».

Я буду зачитывать утверждения, а Вы, соглашаясь или же не соглашаясь с ними, выбираете место под табличками. Если Вы сомневаетесь, то остаетесь в центре комнаты, класса.

Сейчас выходите все в центр круга. Утверждения:

  1. Ребенку обязательно проводить пробу Манту.

  2. Каждый год нужно проходить флюорограмму.

  3. Туберкулез – неизлечим.

  4. Туберкулез – это проблема заболевшего им.

  5. Больной туберкулезом может вылечиться самостоятельно.

В течение всего упражнения ведущий задает вопросы участникам о том, почему они выбрали тот или иной ответ.

  1. Рефлексия:

Садитесь в группы по три человека и обсудите следующие вопросы:

  1. Что Вы узнали нового на сегодняшнем семинаре.

  2. Понравился ли Вам данный метод работы.

  3. Считаете ли Вы его эффективным и почему?

  4. Чему Вы научились благодаря семинару?

На это Вам отводится 2 минуты.

Теперь образуйте две группы и обсудите те же вопросы в течение 2 минут.

Садитесь по своим местам, желающие выскажите свое мнение, не забывая об условиях контракта, начните со слов «Я думаю…», «Я считаю…».



г. Семей ВКО

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Стебель»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: