Алкены :состав, строение ,номенклатура ,
изомерия ,физические свойства.
Девиз: Величие человека в его способности мыслить
Цель урока : познакомить учащихся с составом ,строением ,гомологическим рядом , номенклатурой , изомерией и физическими свойствами алкенов; закрепить на новом материале основные положения теории строения орг. соединений А.М. Бутлерова ; рассмотреть понятие кратных связей применительно электронной теории .
Тип урока : обучающий.
Задачи
Обучающие :
развитие умений устанавливать причинно –следственные связи между составом , строением и свойствами вещества ;
развитие умений выделять главное и характерное;
развитие умения грамотно , четко и точно выражать мысли.
Воспитательные :
формирование познавательного интереса и творческих способностей ;
воспитание высокой творческой активности при выполнении самостоятельной работы с текстом
Технологии обучения :
проблемная , индивидуально –дифференцированная
Методы обучения :
по источнику знаний :
словесные ,
наглядные,
практические.
по уровню познавательной активности:
проблемный ,
частично – поисковый .,
объяснительный
по принципу расчленения или соединения :
аналитический ,
сравнительный ,
классификационный
Оборудование: таблицы-«Строение алкенов», «Пространственная изомерия», шаростержневые
модели алкенов , его гомологов и изомеров , раздаточный материал для рефлексии и оценки знаний . карточки с тестом ,держатель ,лаб. штатив.
Реактивы : этиловый спирт , конц. серная кислота , спички , спиртовый р – р йода , р –р перманганата калия
Ход урока
1.Орг. момент.
. Повторение материала.
а) Показываю шаростержневые модели: этана и этена (этилена)
пропана и пропена(пропилена)
б) Фронтальный опрос
1.С какими из этих соединений вы знакомы ?
2.Назовите их по систематической номенклатуре .
3.В какую группу соединений они объединены ?
После ответов перехожу к основной части урока.
2. Основная часть .
Называю представителей кл. алкенов –этен , пропен. С учащимися определяем тему , цель ,задачи изучения нового материала .Тему , план урока записываем в тетрадях..
Материал изучаем методом лекции — с элементами беседы , проблемной ситуации ,с записью опорного конспекта.
Для доказательства принадлежности алкенов к кл «Углеводородов»
демонстрирую опыт –горения этилена ;
принадлежность к непредельным углеводородам – пропусканием этилена через р-р йода и
р- р перманганата калия.
Выясняем с учащимися :состав , строение ,номенклатуру , изомерию алкенов.
Производим запись в тетрадях
Состав и строение:
Углеводороды , в молекулах которых имеется одна двойная связь между атомами углерода наз. алкенами (олефинами ,этиленовыми углеводородами). Общая хим. формула – С n Н2n+2. . Объясняю на примере этилена по таблице , шаростержневой модели электронное и пространственное строение молекулы Атомы углерода при двойной связи находятся в состоянии sp2 гибридизации; угол связи 120 градусов.; двойные связи не равноценны ; сигма — связь – более прочная ; пи –связь- легче рвется ,более реакционноспособна ,при двойной связи атомы находятся в одной плоскости ;электроны «пи» связи образуют боковое перекрывание. Показываю невозможность вращения атомов углерода вокруг двойной связи.
Номенклатура:
Устно объясняю номенклатуру , а тетрадях записываем несколько хим.формул ,даем названия.
Изомерия :
Рассматриваем 4 вида изомерии ,записываем по 2 примера каждого вида:
а ) углеродного скелета ;
б) положения двойной связи ;
в) классов соединений ;
г )пространственная.
Этилен (слайд — строения этилена)
Останавливаемся на строении и свойствах этилена как характерным представителем алкенов.
М r=28 , имеет «=»,sp2 гибридизация , молекула плоская , угол 120 градусов ,
Х.ф.-г, ц. нет,чуть сладковатый, пл.р.в Н2О
Этилен –является родоначальником целого ряда алкенов сходного строения –гомологического ряда. Повторяем про гомологическую разность .Зависимость физических свойств от количественного состава (учебник)(Устанавливаем причинно –следственные связи между строением и св-вами)
Физ . св- ва: С2 – С4 г.;Ц нет ,С5 -0С 18 ж., С больше 19 тв.; м.р.в Н2О.
Хим.св-ва : активны из-за наличия «=». О чем будем говорить на следующих уроках
3. Заключение.
Итак ,подведем черту изученному материалу.Беседа.
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.С какими особенностями непредельных углеводородов вы познакомились ?
3.Что для вас показалось трудным?
4.Что вам повторить еще раз?
Теперь чуточку перед тестами отдохнем .
Я скажу себе ,друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта , ни контрольной ,
Ни стихов и ни задач ,
Ни проблем и ни удач.
Я спокоен ,терпелив ,
Сдержан я и не хмурлив ,
Просто не люблю я страх ,
Я держу себя в руках.
5.Индивидуальная работа по карточкам – проверить знания ,полученные на уроке
Учащиеся получают карточки с заданиями , где ,если согласен с утверждением ,то рядом ставит знак «+» , если нет , «- «
Вариант 1
1)Общая х.ф . Сn Н2n+2
2)В молекулах алкенов две «=»
3)Этен –важнейший представитель алкенов
4)Алкены – ненасыщенные углеводороды
5)Алкены –сырье для получения полимеров
Х.Ф .этена – С2Н4
Этен получают дегидратацией этанола
Напишите структурные формулы углеводородов : Бутен -2 ;
2 -метил –пентен -2
Вариант 2
Названия алкенов образуют с помощью суффикса –ан
Алкены горят с образованием СО2 и Н2О
Общая х.ф. алкеновСn Н2n
Алкены – предельные углеводороды
В молекулах алкенов одна «=»
Алкены обесцвечивают бромную воду
Атомы углерода в молекулах алкенов находятся в sp3 гибридизации
Напишите структурные формулы углеводородов :2,3 диметилбутен -1;
4 –метилпентен -2
4.На дом :параграф 4 стр.33 -35 устно;стр. 41 № 1,2 (устно);письменно № 6 ,7,9 ;
выучить опорный конспект по тетради.
Индивидуальные задания
Приготовить презентацию на тему : «Применение полимеров а)вбыту;
б)в промышленности
в) медицине
Урок окончен . Благодарю за урок
3