Алкены :состав, строение ,номенклатура , изомерия ,физические свойства

Алкены :состав, строение ,номенклатура ,

изомерия ,физические свойства.

Девиз: Величие человека в его способности мыслить

Цель урока : познакомить учащихся с составом ,строением ,гомологическим рядом , номенклатурой , изомерией и физическими свойствами алкенов; закрепить на новом материале основные положения теории строения орг. соединений А.М. Бутлерова ; рассмотреть понятие кратных связей применительно электронной теории .

Тип урока : обучающий.

Задачи

Обучающие :

  • развитие умений устанавливать причинно –следственные связи между составом , строением и свойствами вещества ;

  • развитие умений выделять главное и характерное;

  • развитие умения грамотно , четко и точно выражать мысли.

Воспитательные :

  • формирование познавательного интереса и творческих способностей ;

  • воспитание высокой творческой активности при выполнении самостоятельной работы с текстом

Технологии обучения :

  • проблемная , индивидуально –дифференцированная

Методы обучения :

по источнику знаний :

  • словесные ,

  • наглядные,

  • практические.

по уровню познавательной активности:

  • проблемный ,

  • частично – поисковый .,

  • объяснительный

по принципу расчленения или соединения :

  • аналитический ,

  • сравнительный ,

  • классификационный

Оборудование: таблицы-«Строение алкенов», «Пространственная изомерия», шаростержневые

модели алкенов , его гомологов и изомеров , раздаточный материал для рефлексии и оценки знаний . карточки с тестом ,держатель ,лаб. штатив.

Реактивы : этиловый спирт , конц. серная кислота , спички , спиртовый р – р йода , р –р перманганата калия

Ход урока

1.Орг. момент.

. Повторение материала.

а) Показываю шаростержневые модели: этана и этена (этилена)

пропана и пропена(пропилена)

б) Фронтальный опрос

1.С какими из этих соединений вы знакомы ?

2.Назовите их по систематической номенклатуре .

3.В какую группу соединений они объединены ?

После ответов перехожу к основной части урока.

2. Основная часть .

Называю представителей кл. алкенов –этен , пропен. С учащимися определяем тему , цель ,задачи изучения нового материала .Тему , план урока записываем в тетрадях..

Материал изучаем методом лекции — с элементами беседы , проблемной ситуации ,с записью опорного конспекта.



Для доказательства принадлежности алкенов к кл «Углеводородов»

демонстрирую опыт –горения этилена ;

принадлежность к непредельным углеводородам – пропусканием этилена через р-р йода и

р- р перманганата калия.

Выясняем с учащимися :состав , строение ,номенклатуру , изомерию алкенов.

Производим запись в тетрадях

Состав и строение:

Углеводороды , в молекулах которых имеется одна двойная связь между атомами углерода наз. алкенами (олефинами ,этиленовыми углеводородами). Общая хим. формула – С n Н2n+2. . Объясняю на примере этилена по таблице , шаростержневой модели электронное и пространственное строение молекулы Атомы углерода при двойной связи находятся в состоянии sp2 гибридизации; угол связи 120 градусов.; двойные связи не равноценны ; сигма — связь – более прочная ; пи –связь- легче рвется ,более реакционноспособна ,при двойной связи атомы находятся в одной плоскости ;электроны «пи» связи образуют боковое перекрывание. Показываю невозможность вращения атомов углерода вокруг двойной связи.

Номенклатура:

Устно объясняю номенклатуру , а тетрадях записываем несколько хим.формул ,даем названия.

Изомерия :

Рассматриваем 4 вида изомерии ,записываем по 2 примера каждого вида:

а ) углеродного скелета ;

б) положения двойной связи ;

в) классов соединений ;

г )пространственная.

Этилен (слайд — строения этилена)

Останавливаемся на строении и свойствах этилена как характерным представителем алкенов.

М r=28 , имеет «=»,sp2 гибридизация , молекула плоская , угол 120 градусов ,

Х.ф.-г, ц. нет,чуть сладковатый, пл.р.в Н2О

Этилен –является родоначальником целого ряда алкенов сходного строения –гомологического ряда. Повторяем про гомологическую разность .Зависимость физических свойств от количественного состава (учебник)(Устанавливаем причинно –следственные связи между строением и св-вами)

Физ . св- ва: С2 – С4 г.;Ц нет ,С5 -0С 18 ж., С больше 19 тв.; м.р.в Н2О.

Хим.св-ва : активны из-за наличия «=». О чем будем говорить на следующих уроках

3. Заключение.

Итак ,подведем черту изученному материалу.Беседа.

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.С какими особенностями непредельных углеводородов вы познакомились ?

3.Что для вас показалось трудным?

4.Что вам повторить еще раз?

Теперь чуточку перед тестами отдохнем .

Я скажу себе ,друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта , ни контрольной ,

Ни стихов и ни задач ,

Ни проблем и ни удач.

Я спокоен ,терпелив ,

Сдержан я и не хмурлив ,

Просто не люблю я страх ,

Я держу себя в руках.

5.Индивидуальная работа по карточкам – проверить знания ,полученные на уроке

Учащиеся получают карточки с заданиями , где ,если согласен с утверждением ,то рядом ставит знак «+» , если нет , «- «

Вариант 1

1)Общая х.ф . Сn Н2n+2



2)В молекулах алкенов две «=»

3)Этен –важнейший представитель алкенов


4)Алкены – ненасыщенные углеводороды

5)Алкены –сырье для получения полимеров


  1. Х.Ф .этена – С2Н4

  2. Этен получают дегидратацией этанола

  3. Напишите структурные формулы углеводородов : Бутен -2 ;

2 -метил –пентен -2


Вариант 2

  1. Названия алкенов образуют с помощью суффикса –ан

  2. Алкены горят с образованием СО2 и Н2О

  3. Общая х.ф. алкеновСn Н2n

  4. Алкены – предельные углеводороды

  5. В молекулах алкенов одна «=»

  6. Алкены обесцвечивают бромную воду

  7. Атомы углерода в молекулах алкенов находятся в sp3 гибридизации

  8. Напишите структурные формулы углеводородов :2,3 диметилбутен -1;

4 –метилпентен -2


4.На дом :параграф 4 стр.33 -35 устно;стр. 41 № 1,2 (устно);письменно № 6 ,7,9 ;

выучить опорный конспект по тетради.

Индивидуальные задания

Приготовить презентацию на тему : «Применение полимеров а)вбыту;

б)в промышленности

в) медицине

Урок окончен . Благодарю за урок





3


Свежие документы:  «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ШЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ» 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: