Алюминий, 9 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

ГОРОДА НИЖНЕКАМСКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЮМИНИЙ

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Подготовила

учитель химии

Губарева Вера Александровна

2010

Урок химии по теме «Алюминий», 9-й класс

ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала.(Презентация. )



ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.

  • Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.

  • Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.



ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

  • Рассмотреть строение атома алюминия.

  • Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение.

  • Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Развивающие:

  • Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

  • Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.

  • Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.

Воспитывающие:

  • Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям. Воспитать культуру общения через работу в парах “ученик — ученик”, “учитель — ученик”. Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • компьютерная презентация, таблица растворимости,

  • электрохимический ряд напряжения металлов,

  • периодическая система Д. И. Менделеева,

  • коллекция “Алюминий”,

  • химическое оборудование и химические реактивы;

  • рабочие листы,



ХОД УРОКА

Сами, трудясь, вы сделаете все
и для близких людей и для себя,
а если при труде успеха не будет,
неудача – не беда, попробуйте ещё.
Д. И. Менделеев.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на уроке.

I. Актуализация знаний.



Учитель. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.

“Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить”.

О каком металле идёт речь? (Ответ: об алюминии) Слайд 1,2

Учитель: Давайте составим с вами план изучения металла алюминия. Что нам нужно включить в план урока?

Ученики: Нахождение в природе, получение и открытие металла, строение атома алюминия, физические и химические свойства, применение. (Слайд 3.)



План изучения нового материала.

  1. Открытие алюминия.

  2. Характеристика элемента алюминия по положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атома.

  3. Строение простого вещества. Физические свойства алюминия

  4. Химические свойства алюминия.

  5. Нахождение в природе. Способы получения.

  6. Применение алюминия.

Ребята, обратите внимание, у вас на партах рабочие листы (Приложение 1.). В течение всего урока вы будете с ним работать, в нем также есть домашнее задание, которое вы выполните дома и на следующий урок сдадите мне на проверку.



II. Изучение нового материала

1. История открытия алюминия. (Сообщение учащегося). (Слайд 5)

Алюминий в виде соединений был известен в глубокой древности. По свидетельству античных историков квасцы (по лат. “люмен”), т.е. сульфат алюминия-калия КAl(SO4)2 добывали во многих местах и применяли в качестве протравы при крашении тканей, а потом и в медицинских целях как кровеостанавливающее средство. В начале нашей эры римский полководец Архелай во время войны римлян с персами велел обмазать боевые башни квасцами. Дерево башен стало огнестойким, поэтому все попытки персов сжечь их оказались бесплодными.

Что может быть обыкновеннее глины? Красная глина речного обрыва, коричневая глинистая грязь проселочной дороги, белая и синеватая глина, которая неожиданно оказывается на лопате, когда копают глубокую яму или колодец. В составе любой глины содержится оксид алюминия Al2O3. Поэтому глину относят к классу минералов-алюмосиликатов (каолин, полевой шпат, нефелин) – вулканического происхождения. Минерал осадочного происхождения – боксит, похож на глину, но лишен свойственной ей пластичности. Залежи бокситов находятся на западном и южном склонах Урала и тянутся до степей Северного Кавказа. Крупнейшие месторождения нефелина NaAlSiO4 обнаружены в Красноярском крае

В середине XIX в Западной Европе начинаются попытки получения алюминия. В 1825 году Х.К. Эрстед (Дания) впервые получил алюминий в чистом виде, используя для этого калий в виде амальгамы. Однако тогда точно не удалось выяснить какой продукт был получен. Зато два года спустя в этом преуспел Велер (Германия), взявший для восстановления чистый калий. 20 лет упорного труда позволили ученому приготовить алюминий в виде гранул со спичечную головку. Новый металл оказался очень красивым и похож на серебро, но значительно более легким. Именно эти свойства алюминия определили его высокую стоимость: в конце XIX –начале XX в. алюминий ценился выше золота. На протяжении долгого времени он оставался музейной редкостью.

Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского ученого Д.И. Менделеева и подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, а другая – из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. (слайд 6)

Полученное “серебро из глины” заинтересовало не только ученых, но и промышленников и даже императора Франции. Впервые алюминий был использован для изготовления нескольких декоративных кирас (лат) для личной охраны (кирасир) Наполеона III и игрушек для его наследника.



Для создания мотива изучения нового материала важно познакомить учащихся с историей открытия алюминия. Можно дать задание приготовить сообщение по этому вопросу ученику устно или в виде презентации.

2. Характеристика элемента алюминия по его положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома.

Итак, рассмотрим строение атома алюминия. Предлагаю вам определить пропущенные слова в тексте, который имеется у вас в рабочих листах. (Слайд 7)

    1. Порядковый номер алюминия — _______.

    2. Алюминий — элемент __________группы, __________ подгруппы

    3. Заряд ядра атома алюминия равен ______

    4. В ядре атома алюминия __________протонов.

    5. В ядре атома алюминия _________нейтронов.

    6. В атоме алюминия ________ электронов.

    7. Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.

    8. Электронная оболочка имеет строение __________.

    9. На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.

    10. Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.

    11. Простое вещество алюминий является ____________.

    12. Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.

Учитель: Правильно ли составлена схема строения атома алюминия на следующем слайде? Свой ответ обоснуйте, опираясь на схему.( Слайд 8.)

Ученик: Схема составлена правильно. На внешнем уровне у атома алюминия 3 электрона (2s и 1p), следовательно, алюминий проявляет валентность III и степень окисления +3, 0.



3. Строение простого вещества .Физические свойства алюминия



Учитель: Какой тип химической связи имеет металл алюминий? Тип кристаллической решетки? (Слайд № 9)

Пользуясь коллекцией “Алюминий” и планом в рабочих листах, составьте характеристику физических свойств этого металла.



План характеристики физических свойств металла алюминия:

1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях?

2. Какого цвета? Блеск?

3. Имеет ли алюминий запах?

4. Проявляет ли данный металл пластичность, хрупкость, эластичность?

5. Растворяется ли в воде при данных условиях?

6. Какова температура плавления?

7. Какова плотность вещества?

8. Обладает ли алюминий теплопроводностью и электропроводностью?

Проверьте свои результаты, посмотрев на слайд. (Слайд 10).

Физические свойства алюминия:

  • белый металл с серебристым блеском;

  • мягкий;

  • легкий (плотность = 2,7 г/см3);

  • хороший проводник тепла и тока;

  • пластичный;

  • характерна относительно высокая упругость (не становится хрупким при низких температурах); устойчив к коррозии на воздухе, а также в химических средах;

  • плавится при температуре 660С.

Физ. минутка.
В работах профессора М. М. Кольцевой доказано, что тренировки тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, мышления, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.
Потирание рук. Способствует приливу крови и эмоциональной усталости.
Колечко. Поочередно и как можно быстрее учащиеся перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и т д в прямом и обратном порядке.

4. Химические свойства алюминия.

Учитель: Какими химическими свойствами должен обладать алюминий исходя из его положения в периодической системе Д.И. Менделеева и сравнивая строение атомов элементов III периода?

Свойства атома (слайд № 11,12)

Ответы: в периоде с увеличением заряда ядра атома уменьшается радиус атома и способность элемента отдавать электроны тоже уменьшается, поэтому алюминий проявляет более слабые восстановительные (металлические) свойства, чем натрий и магний, он относится к переходным металлам и занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами, его соединения являются амфотерными.

Задание1: определите место алюминия в электрохимическом ряду напряжений и сделайте вывод об его активности. (Учащиеся смотрят на электрохимический ряд напряжений).

Ответ: алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов. Поэтому он должен проявлять высокую химическую активность.



Учитель: алюминий применяется в быту, из него изготавливают бытовые изделия. Известно, что ни кислород, ни вода на него не действуют (учитель опускает алюминиевую пластину в стакан с водой). В результате противоречий между знаниями и жизненными наблюдениями создается такая ситуация:

Почему алюминий, стоящий в начале ряда напряжений проявляет пассивность?

Почему в алюминиевой кастрюле можно сварить суп?

Потому что поверхность алюминия покрывается очень прочной тонкой оксидной пленкой, которая защищает металл от воздействия воздуха и воды.

Ребята, в начале урока мы сказали, что алюминий — это переходный металл. Следовательно, с какими веществами будет взаимодействовать алюминий?

Ученик: С неметаллами (галогенами, серой, углеродом и т. д.). . (Слайд 13.) (видеофрагмент «Взаимодействие алюминия с иодом, серой, кислородом»)

Задание2. Написать уравнение реакции взаимодействия алюминия с кислородом. Ученики пишут уравнение реакции: 4Al + 3O2 —>2Al2O3

По аналогии ученики пишут уравнения реакций взаимодействия алюминия с другими простыми веществами: серой, галогенами (хлором), азотом:

2Al +3Cl2 —> 2AlCl3

2Al + 3S —> Al2S3

2Al + N2 —> 2AlN

В уравнениях реакций ученики отмечают степени окисления алюминия до и после реакции и делают вывод, что алюминий в реакциях является восстановителем как и другие металлы.



Задание3. Взаимодействие алюминия со сложными веществами.

Учитель: если с алюминия удалить оксидную пленку, то алюминий должен проявлять свойства аналогичные щелочно-земельным металлам. Ученики пишут уравнение реакции взаимодействия алюминия с водой по аналогии со щелочными и щелочно-земельными металлами и отмечают условия реакции (удалить с поверхности металла оксидную пленку( слайд 13)

2Al + 6H2O —> 2Al(OH)3 + 3H2

Учитель: Запомните, что в обычных условиях оксидная пленка защищает алюминий от разрушения (коррозии).

Вспомните, с какими сложными веществами взаимодействуют металлы и алюминий в том числе?

Ученик: С растворами кислот. Алюминий будет вытеснять водород, т.к. в ряду напряжения металлов он стоит правее водорода.



Учитель: Действительно алюминий взаимодействует с растворами кислот с выделением водорода. А концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют поверхность алюминия, образуя на его поверхности прочную оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.

Запишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с соляной кислотой в рабочих листах. Один ученик пишет уравнение реакции у доски.

Проверьте себя.( Слайд 13.)

Основываясь на то, что алюминий — переходный металл, подумайте, с какими еще сложными веществами может взаимодействовать алюминий?

Ученик: С растворами щелочей.



Учитель: Давайте вместе запишем уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия. Что образуется в результате реакции?( Слайд 13.)

Ученик: Данная реакция протекает с образованием алюмината натрия и выделением газообразного водорода.

А сейчас осуществите эти две реакции на практике. При выполнении опыта соблюдайте правила по технике безопасности.(Инструкция в рабочих листах)



Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.

Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.



Учитель: Что такое алюминотермия?

Ученик: Алюминотермия — это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия.

Учитель: Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция?

Al + Fe3O4 = ?

Ученик: Данная реакция будет протекать, так как алюминий в электрохимическом ряду напряжений стоит правее железа, то есть он будет вытеснять железо из его оксида.

Учитель: Составьте уравнение данной реакции в рабочих листах. (Слайд 13.)



Обобщение по химическим свойствам. (Делают учащиеся):

Алюминий является активным металлом, реагирует с простыми веществами- неметаллами, восстанавливает металлы до свободного состояния, стоящие в электрохимическом ряду напряжения справа от него. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, так как покрыт защитной оксидной пленкой.



5. Нахождение в природе. Получение.

ЗаданиеI. Рассмотрите диаграмму “Распространение элементов в природе”. (Слайд 14)



Вопрос: определите, какое место занимает алюминий среди других элементов.

ЗаданиеII. Рассмотрите образцы природных соединений. (Слайд 15). Сравните их по твердости . прочности, цвету.

Ответы: алюминий — самый распространенный металл в природе. Его содержание в земной коре составляет 8,8 %. Он занимает 3 место по распространенности среди других элементов (после кислорода и кремния)..

Получение. (слайд 16)

Учитель: Алюминий очень прочно связан в природных соединениях с кислородом и другими элементами, и выделить его из этих соединений химическими методами очень трудно. Алюминий можно получить электролизом – разложением расплава его оксида Al2O3 с помощью электрического тока. Но температура плавления оксида алюминия около 2050С.

Технически доступным алюминий стал после того , как был найден способ понизить температуру плавления Al2O3 хотя бы до 1000С. Этот способ открыли в 1886 году американец Ч.Холл и француз П.Эру, которые установили, что Al2O3 хорошо растворяется в расплавленном криолите, формула которого Na3AlF6.

Мировое производство алюминия постоянно растет и занимает по объему второе место среди металлов.



6. Применение

Учитель: В течение всего урока звучали отрасли применения алюминия. Как вы уже поняли, масштабы применения этого металла широки. И с каждым годом отрасли применения данного металла расширяются. Как вы думаете, с чем связано столь широкое применение алюминия?

Ученик:

1. Алюминий — самый распространенный металл в земной коре.

2. Обладает высокой коррозионной стойкостью.

3. Малая плотность.

4. Сплавы на основе алюминия обладают прочностью.

5. Высокая электропроводность и теплопроводность.

6. Высокая химическая активность используется в алюминотермии.



Учитель: Давайте рассмотрим основные области применения алюминия и его сплавов.

(Слайд 17).

Ответы: основные области применения алюминия связаны с легкостью, прочностью и устойчивостью. В таком сочетании полезных свойств нуждается в первую очередь транспорт. Главные потребители алюминиевых сплавов – самолетостроение и автомобилестроение.

Учащиеся смотрят учебник, стр.60 рисунок 15, и продолжают отвечать с добавлением учителя: указанные свойства алюминиевых сплавов, а также их красивый внешний вид обусловили широкое применение их в строительстве. Алюминий и его сплавы используют при отделке станций метрополитена, фасадов зданий. Гофрированными листами сплавов покрывают крыши.

Высокая электрическая проводимость чистого алюминия используется в электротехнике. Из алюминия изготавливают электропровода. При одинаковом электрическом сопротивлении масса алюминиевого провода значительно меньше массы медного. Это облегчает сооружение опорных мачт, на которые подвешиваются провода.

Широко применяется “серебряная краска” на основе алюминиевого порошка. Она не только придает красивый внешний вид изделиям, но и защищает их от химического разрушения. Для защиты от солнечных лучей покрывают цистерны, предназначенные для перевозки нефтепродуктов.

В быту алюминий используют в виде кухонной посуды. Здесь используются такие свойства как высокая теплопроводность, способность противостоять действию не только холодной, но и кипящей воды и неядовитость его соединений, которые в небольшом количестве могут образоваться при действии на алюминий слабых органических кислот, содержащихся в пище.



III.Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  • Ученый, впервые получивший алюминий. (Эрстед).

  • Минерал состава Al2O3, обладающий очень высокой прочностью и твердостью. (Корунд).

  • Способ получения металлов из оксидов с помощью алюминия. (Алюминотермия).

  • Латинское слово, от которого образовано название химического элемента Al. (Алюмен).

  • Процесс разложения веществ с участием электрического тока. (Электролиз).

  • Чем является алюминий в химических реакциях? (Восстановитель).

Тест по теме «Алюминий»

Тест по теме «Алюминий»


  1. Самым распространенным в земной коре металлом является

а) Са

в) Na

б) Аl

г) Fe


  1. Самым активным металлом среди перечисленных является

а) Na

в) Аl

б) К

г) Мg


  1. Амфoтерные соединения образует

а) Са

в) Аl

б) Na

г) Li


  1. Сплав на основе алюминия называется

а) бронза

в) мельхиор

б) латунь

г) дюралюминий


  1. В самородном состоянии встречается в природе

а) Аl

в) Na

б) Сu

г) Мg


  1. Не подвержен коррозии

а) Аl

в) Na

б) Fe

г) Li


7. Алюминий входит в состав следующего природного соединения

а) сильвинит

в) гипс

б) кальцит

г) корунд


  1. При растворении алюминия в воде получается раствор

    а) алюминия

    в) гидроксида алюминия

    б) оксида алюминия

    г) гидрида алюминия


  2. В ряду Na – Мg – АlSi

а) увеличивается число энергетических уровней в атомах

б) усиливаются металлические свойства элементов

в) уменьшается высшая степень окисления элементов

г) ослабевают металлические свойства элементов


  1. Какую химическую реакцию положил в основу рассказа «Бенгальские огни» его автор Н. Носов?

а) взаимодействие алюминия с хлором

б) взаимодействие алюминия с водой

в) взаимодействие алюминия с кислородом

г) взаимодействие алюминия с серой



Проверка теста (слайд 15)



ІV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Объявляются оценки за устные ответы и работу у доски.

1. Над какой темой мы сегодня работали?
2. Что нового вы узнали об алюминии?
3. Решили ли мы проблему об активности алюминия?
4. Какими путями решали эту проблему?
5. К каким выводам пришли?
6. Оцените свою работу на уроке:

— материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”)
— материал усвоен недостаточно (оценки “3”, “4”)



V. Домашнее задание.

  • 1 группа : § 13 до стр.60.

  • 2 группа : § 13 до стр.60; Вопросы 1,2,3 на стр. 62.

  • 3 группа : § 13 до стр.60; используя материал сегодняшнего урока, составьте цепочку превращений алюминия и его соединений.

  • Проделать опыты: поместить в столовый уксус, нашатырный спирт и в воду по кусочку алюминиевой фольги. Описать происходящие изменения с течением времени. Написать уравнения реакций.


Заключение: « Я металл, серебристый и лёгкий,

И зовусь самолётный металл,


И покрыт я оксидною плёнкой

Чтоб меня кислород не достал




Свежие документы:  Интегрированный урок по теме: "Горы и человек"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: