МОУ Томторская СОШ им. Н.М. Заболоцкого
Экологическая направленность на уроках химии и во внеклассной работе через совершенствование учебного материала
Автор: учитель химии, 1 категории
Осипова Маргарита Федоровна
2009 год
Одной из главных задач изучения учебного предмета химии, является формирование экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Что позволит развитию личности обучающихся: их мышления, трудолюбия, аккуратности и собранности. Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество.
Все это заставило меня обратить особое внимание на вопросы охраны природы. Моя задача, как учителя, донести экологические проблемы до сознания обучающихся и нацелить их на поиск путей разрешения этих проблем. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды: воздуха, почвы, воды. В школьном курсе химии одним из таких разделов, где раскрываются взаимосвязь мира веществ и их роль в повседневной жизнедеятельности является раздел «Химия и жизнь». Данный раздел введен в содержание школьного курса химии только в последние годы, после принятия ГОСа образовательной области «Химия» (2002г). По своему содержанию этот раздел является интегрированным, отражает межпредметную связь химии с биологией. Основное назначение данного раздела заключается в показе учащимся роли химии в организации мира веществ, безопасного обращения с веществами и материалами, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
В результате изучения раздела “Химия и жизнь” ученик должен знать и уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Анализ примерной программы показывает, что данный раздел имеет в содержании темы, которые подлежат изучению, но не включаются в требования к уровню подготовки выпускников. Однако исходя из того, что содержание раздела интегрированное, обобщенное, требует от учащихся большой познавательной активности, содержание данного раздела можно использовать при организации внеклассной работы по предмету. Такая форма организации может служить наиболее эффективной формой усвоения данного раздела. В связи с этим мы рассмотрим особенности организации внеклассной работы по химии и биологии.
Для повышения эффективности усвоения содержания учебного предмета, я, как учитель-практик в своей работе использую различные формы, методы, средства организации внеклассной работы например:
игровой метод;
метод критического мышления;
проектный метод;
исследовательский и многие другие
Внеклассную работу я организовала по теоретической модели (см. Рис.1).
Данная модель рассматривается как взаимодействие внеклассной работы, проявляющееся в функционировании таких компонентов, как цели содержание методы, формы и средства обучения. Именно связи между компонентами методической системы придают её функционированию
закономерный характер. Поэтому при построении такой системы главной
задачей выступает установление связи, означающих во многом понять внутреннюю природу, движущие силы внеклассной работы учащихся, тем самым сделать шаг систематическому управлению процессом обучения. Такая система отражает единство целевого, содержательного, процессуального и результативного аспектов школьного образования и позволяет увидеть все стороны внеклассной работы и происходящие в них изменения.
Рис 1.
Теоретическая модель организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии в Томторской средней школе Оймяконского улуса
Блок 1 Подготовительный Блок 2 Обучающий Блок 3 Исследовательский Блок 4 Практико-просветительский
|
| Ученик |
Ниже представлена таблица, отражающая используемые мной виды и формы организации внеклассной работы при изучении раздела «Химия и жизнь»
Формы и виды | Название внеклассной работы | Цель исследования | |
9 класс | Проектная работа | «Изучение загрязненности воздуха по химическому составу снега» | Расширение знаний анализа экологической ситуации и принятие по ним решения |
9 класс |
| “Изучение чистоты воздуха в закрытом помещении” | Расширение знаний об основных источниках загрязнения воздуха в закрытом помещении и принятие по ним решений
|
10 класс | Деловая игра | «Проектируем товары бытовой химии» |
|
10 класс | Ролевая игра | «Ты есть то, что ты ешь» | Расширение знаний по химии и биологии
|
10 класс | Учебно-исследовательская работа | «Экспериментальные исследования содержания вредных пищевых добавок в продуктах питания» | Формирование представлений о биологически активных веществах
|
10 класс | Индивидуальная научно-практическая деятельность | «Термальный источник на Полюсе холода».
| Пропаганда охраны и возможности использования природных ресурсов |
10 класс |
| «Изучение и определение лечебного состава рододендрона золотистого «Оймяконский эдельвейс»
| Пропаганда охраны и возможности использования природных ресурсов |
При разработке системы внеклассной работы я руководствовалась следующими общедидактическими принципами: научность, доступность, систематичность, добровольность и др.
Эффективным методом вовлечения учащихся к внеклассной деятельности стали, организация выполнения проблемных мини-экспериментов во время уроков химии при изучении раздела «Химия и жизнь», где можно предложить задания с большей степенью реальности содержания. Предлагается пройти путь, зная наверняка искомый результат. При изучении подобных явлений выносят первичные представления о взаимосвязи предметов и явлений в мире, о познаваемости мира, его материальности, о значимости действенных знаний и умений. Организация экспериментальной работы на уроке дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знание, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости. Такое знание является осмысленным, требующим своего закрепления в сознании, логическими связями, со сформированными раннее личностными ценностями, то есть стимулирует ребенка к новым исследовательским действиям.
Таким образом, применяемые мной активные методы организации внеклассной работы учащихся при изучении раздела «Химия и жизнь» смещают акцент на развитие школьников, не просто воспроизводя усвоенные знания, но используя их в практической деятельности.
Также ежегодно организовываю работу научно-исследовательского экологического лагеря «Эндемик», где организовываются и проводятся лекции, практические занятия, маршрутные исследования, ведется направление и контроль над разработкой и ведением индивидуальных научных проектов по экологии, химии, биологии компьютерной графике и моделированию. На базе научно-исследовательского лагеря «Эндемик» проведены мероприятия по развитию экологического мышления учащихся.
Считаю, что проведенные мероприятия, принесли положительные результаты по данной деятельности, научно-практические работы отмечены на республиканской научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»
Ежегодно проводимые контрольные срезы показывают, что все учащиеся усваивают материал на воспроизводящем уровне, растет число учащихся, усваивающих на конструктивном и творческом уровне.
2006-2007:
Оконешникова Иванна 10 кл.-1место в улусной кон. «Шаг в будущее»,
лауреат республиканской конференции, в НПК г. Москва приглашение на конференцию молодых ученых в Америку
2007-2008:
Артемьева Наталья 10 кл. – 1 место в улусной кон. «Шаг в будущее», диплом 3 степени в республиканской. конференции «Шаг в будущее».
2008-2009:
Осипова Надежда 9 кл, Андреев Максим 8кл- диплом 1 степени республиканская НПК «Шаг в будущее» (химические науки);
Стручкова Дарья, Протопопова Елена 10 класс- диплом 2 степени республиканская НПК «Шаг в будущее» (секция сельхознауки);
Литвинцева Аяна, Докторова Аня, Бурцева Аня 10 класс – диплом 3 степени
Республиканская НПК «Шаг в будущее» (экологические науки).
2008-2009:
II республиканский молодежный научно-практический семиников:
Сивцев Женя 10 класс, Андреев Максим 8 класс, Осипова Надя 9 класс, Литвинцева Аяна 10 класс, Бурцева Аня 10 кл., Докторова Аня 10 кл., Стручкова Дарья 10 класс, Протопопова Елена 10 класс.
Почетные грамоты за лучшие работы и приглашение на республиканскую НПК – 2010год:
Андреев Максим, Литвинцева Аяна, Стручкова Дарья, Протопопова Елена, Сивцев Евгений.
2008-2009 год
По результатам олимпиады, проведенной преподавателями ЯГУ по химии и биологии ученик 11 класса Шараборин Денис стал студентом химического отделения БГФ ЯГУ.
2008-2009 год
По результатам республиканской заочной олимпиады по химии ученица 8 класса Корякина Елизавета получила приглашение на обучающие курсы республиканского форума «Ленский край», получила сертификат о прохождении курсов
Выпускники – медалисты:
2007 год
Жиркова Лина- серебряная медаль
2008 год
Заболоцкая Тапталана –серебряная медаль
2009 год
Артемьева Наталья –серебряная медаль
Егорова Люба –серебряная медаль
Мотивация детей к изучению предмета увеличивается:
Учащиеся, желающие заниматься предметом, создали научно-исследовательский экологический клуб «Эндемик». Ребята активно участвуют в жизни школы, поселка, улуса. За время работы они выступили в защиту заброшенного уникального участка Кюбюма. В защиту участка проделывается огромная работа: создали документальный фильм, обращаются с воззваниями в улусную газету, в общество охраны природы, делают мегапроект по восстановлению уникального участка. Проводя исследовательские работы по охране экологии поселка, дети выступают на конференциях. По результатам научно-практической деятельности подан материал по проекту «Участие в природоохранных мероприятиях» для участия во всероссийском конкурсе (от 30.09.09). Также работа в клубе сплачивает ребят, растет атмосфера товарищества, взаимопонимания, толерантности.
Огромную помощь в работе детей, оказывают родители. При поддержке родителей ребята могут летом выезжать в научно-исследовательский лагерь, где проводятся исследования, ездить в г.Якутск для участия на конференциях, семинарах.
Протопопова Елена 11 класс, Стручкова Дарья 11 класс, Осипова Надя 10 класс отправили свои работы на участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», «Первое сентября» г.Москва. Члены клуба командой подали заявку на участие в VIII-й Международной Интернет-Олимпиаде «Эрудиты планеты — 2009».
Свой опыт работы я представляла
Школьный уровень | Муниципальный уровень | Республиканский уровень | |
2006-2007г |
|
| 1 Арктический слет педагогов — открытый урок по теме «Химия в быту» |
2007-2008 г. | Мастер – класс по теме «Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении химии»
| Выступление на улусном семинаре учителей по теме «Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении химии»
|
|
2008-2009г | Мастер-класс для учителей школы «Организация научно-исследовательской работы учащихся» | Мастер-класс для учителей сельских школ «Организация научно-исследовательской работы учащихся» | Республиканский общественно-педагогический форум «Оймякон полюс холода» -мастер-класс по теме при изучении раздела « Методические основы организации внеклассной работы при изучении раздела «Химия и жизнь» |
|
| Выступление на августовской конференции учителей улуса по программе: « Одаренные дети» |
|
Мои статьи о проведенной работе печатаются в улусных газетах «Северная заря», «Хотугу сардана».
Совместно с преподавателями ЯГУ БГФ к.б.н. Охлопковой Ж.М, и старшим преподавателем ФТИ ЯГУ Тарасовой Н.М. подан материал по проекту «Участие в природоохранных мероприятиях» для участия во всероссийском конкурсе. Также отправлена работа на участие в фестивале творческих учителей «Портфолио», «1 сентября» г.Москва.
Я активный участник интернет — сайта «Сеть творческих учителей». Участвую в сетевом взаимодействии учителей химии. Обучаюсь в заочных фундаментальных курсах Педагогического университета «Первое сентября» г.Москва : «Фундаментальные понятия общей химии в школьном курсе» Л.С. Гузея, «Актуальные проблемы методики обучения химии в школе» Г.М. Чернобельской.