Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
Составитель: Якунина Людмила Васильевна
Учитель химии
Предмет: химия
11 класс
Элективный курс:
«Составление окислительно-восстановительных реакций».
Пояснительная записка.
Программа данного курса «Составление ОВР в химии» предназначена для учащихся 11 классов. Рассчитана на 17 часов, из них – 7 часов носят лекционный характер и 10 часов – практический. Для полного осмысления и отработки программного материала учащимися предпочтительно проводить занятия 1 час в неделю.
Содержание элективного курса способствует повторению, закреплению, обобщению знаний учащихся, полученных в процессе изучения школьного предмета, а также расширяет, углубляет их знания по данному разделу предмета и помогает лучше подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по химии.
Программа элективного курса «Составление ОВР в химии» является углубленным вариантом изучения раздела «Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз расплавов и растворов» по учебнику О.С. Габриеляна. Она раскрывает перед учащимися глубину применения химических реакций в производстве, в повседневной жизни, дает более широкое представление о значении окислительно-восстановительных реакций.
Курс рассматривает вопросы изменения степеней окисления важнейших окислителей и восстановителей в зависимости от среды химической реакции, дает возможность применить практически полученные знания при решении задач и тестов.
Достаточно большое количество часов элективного курса, отведенные на практические занятия, помогает учащимся научиться правильно прогнозировать продукты химических реакций, в зависимости от среды, участвующих окислителей и восстановителей, уравнивать их. В процессе реализации данного курса уделяется внимание составлению ОВР двумя методами: электронного и ионно-электронного баланса, что также способствует более глубокому и расширенному изучению предмета.
Изучение предложенного курса включает элементы знаний, полученных учащимися на уроках химии и новые знания, предлагает им выполнение заданий от простых к более сложным и сложным, что содействует положительной мотивации учения.
На итоговом занятии учащиеся должны свободно составлять окислительно-восстановительные реакции в химии, уметь самостоятельно дописывать продукты реакций, восстанавливать исходные вещества, правильно определять окислители и восстановители.
Обучение по программе данного курса позволит учащимся проверить свои силы и возможности для обоснованного выбора сдачи экзамена с целью поступления в ВУЗ.
Основные цели курса:
Развивать интерес учащихся к науке «химия», показать им разнообразие и значение химических знаний в нашей жизни.
Углублять и расширить теоретические и практические знания учащихся.
Отработать навыки самостоятельной работы, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать их.
Способствовать правильному выбору и хорошей подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии.
Задачи курса:
Изучение типов, классификации ОВР, важнейших окислителей и восстановителей.
Знакомство с изменениями степеней окисления важнейших окислителей в зависимости от среды растворов.
Формирование умений прогнозировать продукты реакций.
Усвоения учащимися практического применения важнейших окислителей.
Практическое применение полученных знаний при решении уравнений и задач.
Формы и методы работы:
Лекции, составление опорных конспектов в виде схем, работа в группах, самостоятельное решение уравнений и задач, обобщение полученных знаний в форме тестов.
Требования к уровню усвоения курса.
Учащиеся должны знать: определение, классификацию и типы окислительно-восстановительных реакций; основные окислители и восстановители, применяемые в химической промышленности; изменение степеней окисления марганца и хрома в зависимости от среды растворов; правила по технике безопасности при работе с важнейшими окислителями и восстановителями, условия их хранения.
По окончании курса учащиеся должны уметь: правильно определять окислители и восстановители, изменение их степеней окисления, составлять электронный баланс двумя методами, уравнивать химические уравнения и решать задачи с их использованием. Самостоятельно работать с дополнительной литературой, уметь выделять главное из общего, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
Cодержание программы.
Тема 1. Вводная лекция. Рассказать о целях и содержании курса, его роли в деле изучения школьного курса химии, применении полученных знаний при подготовке ЕГЭ. Типы химических реакций. Примеры химических реакций разных типов. Правила по технике безопасности. Показать решение тестов по курсу на классном компьютере.
Тема 2. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Определение процессов окисления и восстановления, окислителей и восстановителей. Примеры ОВР разных видов.
Тема 3. Важнейшие окислители и восстановители. Определение химических веществ, которые могут быть окислителями и восстановителями, выяснение причины этого явления; проявление окислительно-восстановительных свойств веществ с промежуточной степенью окисления. Примеры химических реакций.
Тема 4,5. Важнейшие окислители; перманганат калия и дихромат калия. Определение причины их окислительной способности. Изучения схемы изменения степеней окисления марганца и хрома в зависимости от среды растворов при химических реакциях. Примеры химических реакций.
Тема 6,7. Составление окислительно-восстановительных реакций с участием перманганата калия и дихромата калия в кислой и щелочной среде; прогнозирование продуктов химических реакций согласно схеме изменения степеней окисления марганца и хрома. Решение ОВР.
Тема 8,9. Составление окислительно-восстановительных реакций с участием перманганата калия и дихромата калия в нейтральной среде; прогнозирование продуктов химических реакций согласно схеме и
зменения степеней окисления марганца и хрома. Решение ОВР.
Тема 10,11,12. Решение уравнений и задач с применением окислительно-восстановительных реакций, уравнивание ОВР методом электронного и ионно-электронного баланса, определение окислителей и восстановителей.
Тема 13,14. Электролиз расплавов и растворов. Окислительно-восстановительные реакции при электролизе. ОВР с участием других окислителей и восстановителей. Примеры решения химических уравнений.
Тема 15,16,17. Решение тестов, задач, ОВР.
Тематическое планирование.
Кол-во часов | Теоретич. занятия, практич. занятия | Виды деятельности | |
Тема 1. Вводная лекция. Типы химических реакций. ОВР. Правила по технике безопасности | 1 |
| лекция |
Тема 2. Классификация ОВР. Определение процессов окисления и восстановления. Примеры ОВР. | 1 |
| Лекция, опорный конспект |
Тема 3. Важнейшие окислители и восстановители. Определение веществ, которые могут быть окислителями и восстановителями. Проявление окислительно-восстановительных свойств веществ с промежуточной степенью окисления. | 1 |
| Лекция |
Тема 4. Важнейшие окислители перманганат калия и дихромат калия. Определение причины их окислительной способности. | 1 |
| Опорный конспект, схема изменения степеней окисления марганца и хрома |
Тема 5.Изучение схемы изменения степеней окисления марганца и хрома в зависимости от среды растворов | 1 |
| Схема изменения степеней окисления марганца и хрома |
Тема 6. Составление уравнений ОВР в кислой среде |
| 1 | Решение уравнений, прогнозирование продуктов реакций |
Тема 7. |
| 1 | решение уравнений, прогнозирование продуктов реакций |
Тема 8. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций в нейтральной среде для перманганата калия |
| 1 | Решение уравнений, прогнозирование продуктов реакций |
Тема 9. Уравнивание ОВР методом электронного и ионно-электронного баланса |
|
| Составление электронных балансов, расстановка коэффициентов химических реакций |
Тема 10. Решение уравнений и задач с участием перманганата калия |
| 1 | Составление электронных балансов, решение задач |
Тема 11. Решение уравнений и задач с участием дихромата калия |
| 1 | Уравнивание ОВР методом электронных балансов, решение задач |
Тема 12. Решение уравнений и задач с участием других окислителей и восстановителей |
| 1 | Определение изменения степеней окисления других элементов, уравнивание ОВР |
Тема 13.Электролиз расплавов и растворов, ОВР при электролизе | 1 |
| Лекция, опорный конспект, применение электролиза для получения металлов |
Тема 14. Решение ОВР при электролизе с участием различных веществ |
| 1 | Правила электролиза, составление окислительно-восстановительных реакций |
Тема 15. Правила решения тестов, алгоритмы решения задач | 1 |
| Примеры решения задач разных типов |
Тема 16. |
| 1 | Решение задач с проведением окислительно-восстановительных реакций |
Тема 17. |
| 1 | Решение тестовых заданий, повторение и обобщение курса |
Примерный итоговый тест.
Окислительно-восстановительной реакцией является:
А) взаимодействие калия с водой;
Б) взаимодействие оксида калия с водой
В) взаимодействие углекислого газа с оксидом кальция
Г) разложение гидроксида алюминия
2. Окислители при химических реакциях:
А) не изменяют степень окисления;
Б) повышают степень окисления
В) понижают степень окисления
Г) не принимают участия в химической реакции
3. Окислительная способность галогенов в группе сверху вниз:
А) увеличивается
Б) уменьшается
В) не изменяется
Г) галогены не являются окислителями
4. Сера является окислителем в реакции с
А) кислородом
Б) металлами
В) хлором и фтором
Г) азотной кислотой
5. В реакции, уравнение которой 3Р + 5НNO3 + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO фосфор
А) окисляется
Б) восстанавливается
В) принимает электроны
Г) не изменяет степень окисления
6. Вещество, проявляющее свойства и окислителя и восстановителя это –
А) фтор
Б) перманганат натрия
В) хромат натрия
Г) сульфит натрия
7. Окислителями могут быть вещества с
А) самой высокой степенью окисления
Б) самой низкой степенью окисления
В) с промежуточной степенью окисления
Г) в свободном состоянии
8. Процесс фотосинтеза, протекающий в природе является реакцией
А) соединения
Б) разложения
В) окислительно-восстановительной
Г) замещения
9. Степень окисления хрома в хромате калия равна
А) +3 б) +6 в) 0 г) +2
10. Бром является восстановителем при химической реакции, если его степень окисления
А) повышается
Б) понижается
В) не изменяется
Г) становится равна 0
Литература:
О.С. Габриелян «Химия», 11 класс – М., Дрофа, 2006
П. Волович, М. Бровко «Химия», Москва, Айрис пресс, 2001
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова Настольная книга учителя «Химия», М., Дрофа, 2004
А.С. Егоров и др. «Химия», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001
Л.И. Назарова Элективный курс, Волгоград, «Корифей», 2005
Литература для учащихся:
О.С. Габриелян «Химия», 11 класс, М., Дрофа, 2006
Н.И. Тулина «Химия», практикум по общей химии, Волгоград, «Учитель»
А.С. Егоров «Все типы расчетных задач по химии», Ростов-на –Дону, «Феникс»,
И.Г. Хомченко, Сборник задач и упражнений по химии, М., «Новая волна», 2002
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская «Общая химия» в тестах, задачах, упражнениях, М., Дрофа, 2003