Химические свойства металлов, 9 класс

Губарева Вера Александровна, г.Нижнекамск РТ


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Г.Нижнекамск, Республика Татарстан










«Общие химические

свойства металлов»






Конспект урока для 9 класса

в сопровождении презентации









Выполнила

Учитель химии

Губарева Вера Александровна














Нижнекамск 2010

Урок по теме:

«Общие химические свойства металлов. Ряд активности».


Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: мультимедийный

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Задачи урока:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;

  • развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;

  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;

  • Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Оборудование и реактивы:

на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.

Оснащение урока.

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.

Ход урока:


I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)

Сообщение темы урока слайд №1,2.


II. Проверка опорных знаний (10 мин.).

1. Вопросы классу:

    1. По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 3).

    2. Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.

    3. Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?

Почему?

2. Программированный опрос

(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).

В тесте выделены ответы – верные и неверные.

Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.


« Самопроверка». слайд№4

Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»


III. Изучение нового материала. ( 27 мин.- 30 мин.)

Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.

Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение. слайд№5

Почему одни металлы можно хранить в обычном состоянии, а другие либо в запаянном сосуде, либо под слоем керосина? слайд№6

Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.


Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными слайд№7


1) Взаимодействие металлов с простыми веществами. слайд№8

Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).


Техника безопасности

Лабораторный опыт №1. Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки. слайд№9

Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.


Демонстрационный опыт (видеоклип): горение магния в кислороде. слайд№9

Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)

Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.


Демонстрационный опыт (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором. слайд№10

Ученик у доски: Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.


Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами. слайд№10, 11

Al + I2

Fe + S →

Na + N2

Ca + P


Физкультпауза Выполняются упражнения для глаз.


2) Взаимодействие металлов с водой. слайд№12


Активные металлы(LiNa) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н2

Металлы средней активности(MgPb) + вода → оксид металла + Н2

Неактивные металлы (BiAu) + вода → не реагируют


«Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

слайд №13.

Демонстрационный опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)

Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.


Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой. Слайд№14

Al + H2O

Zn + H2O

Ag + H2O


Проблема: почему алюминий не реагирует с водой? Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.


3) Взаимодействие металлов с кислотами. слайд №15.

Лабораторный опыт №2. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ

1 вариант — Zn + HCl

2 вариант — Cu + HCl

3 вариант – Fe + HCl

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Zn + HClZnCl2 + H2

Fe + HClFeCl2 + H2

Cu + HCl → не идёт

Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.

Объясните результаты опыта.

Вывод. Металлы , стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода — не вытесняют. . слайд №16

Но для этой реакции есть несколько поправок.

  1. Если образуется растворимая соль;

  2. Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;

  3. Кроме концентрированной серной и азотной кислот.


  1. Взаимодействие металлов с солями. слайд №17

Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие железа с хлоридом меди и меди с хлоридом железа.

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Fe + CuCl2FeCl2 + Cu

FeCl2 + Cu → не идет

Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот

Объясните результаты опыта.

Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.


Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций. слайд №18

Ag + CuCl2

Zn + FeCl3

Fe + AgNO3


IV. Закрепление нового материала. слайд №19


  1. Предлагается ребятам выполнить интерактивное упражнение:

С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях? Выбрать правильные ответы.

  1. Ответить на вопросы.

  • С какими веществами реагируют металлы?

  • Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?

  • Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?

  • Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?

  • Где применить полученные знания?


Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.


V.Итоги урока. «Самооценка». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.


VI. Домашнее задание.

  1. Для всех: §8 , упр. 7,8 (письменно)

  2. Придумать кроссворд по теме «Металлы»



Литература:

Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2008


Использованные интернет – источники:

Слайд №6 взят из презентации Т.Я.Генераловой «Ряд напряжений металлов»

Анимационные картинки – https://tana.ucoz.ru/load/115-6-2

Видео опыты — https://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html

Физкультпауза – интернет-источник неизвестен

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по химии на неделю ЕМН «Химический карнавал»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: