Автор работы: Калмыкова Евгения Эдуардовна,
обучающаяся 10 «А» МБОУ СОШ №14 г.Азова
Руководители: Обухова Наталья Владимировна, учитель химии
Петросян Анжела Георгиевна, учитель биологии
ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА
В настоящее время загрязнение окружающей среды является серьезной проблемой для современного общества. Это приводит к ухудшению здоровья населения и уменьшению продолжительности жизни. Около 85% всех заболеваний современного человека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды.
Под загрязнением окружающей среды автор Снакин В.В. понимает «изменение свойств среды.., происходящие в результате естественных или искусственных процессов и приводящие к ухудшению функций среды по отношению к любому биологическому или технологическому объекту»[1].
Воздействие человека на атмосферу Земли приняло угрожающие масштабы.
Атмосферные загрязнители разделяют на:
— первичные, которые непосредственно поступают в атмосферу;
— вторичные, которые образуются в результате физико-химических, фотохимических процессов между первичными загрязнителями и компонентами атмосферы.
В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы (табл.1): промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем, загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство.
Таблица 1. Источники загрязнения атмосферы [2]
Основные вредные вещества | |
Промышленность | оксид углерода(II), оксид серы (IV), сероводород, сероуглерод, оксид азота (II) и диоксид азота, соединения фтора, соединения хлора |
Транспорт | оксид азота (II) и диоксид азота, соединения свинца, органические соединения |
Тепловые электростанции | оксид углерода (IV), оксид серы (IV), оксид азота (II) и диоксид азота |
По промышленным выбросам оксида серы (IV) лидируют города Норильск, Никель, Орск, Омск; по выбросам диоксида азота – Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Омск; по выбросам оксида углерода(II) – Новокузнецк, Магнитогорск, Липецк, Череповец. По выбросам автотранспорта лидируют Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Омск, Уфа. Ростовская область входит в число 20 самых грязных регионов России.
К основным видам химических загрязнений воздуха относятся: а) Аэрозольное загрязнение, основным источником которого являются ТЭС, потребляющие уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические, цементные, магнезитовые и сажевые заводы, промышленные отвалы, массовые взрывные работы. Аэрозольные частицы от этих источников характеризуются большим разнообразием химического состава (соединения кремния, кальция и углерода, оксиды никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта, молибдена, а также асбест). б) Фотохимический туман (смог), который образуется в результате фотохимических реакций при наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха в приземном слое при мощной и повышенной не менее суток инверсии. Основными компонентами смога являются озон, оксиды азота и серы. в) Загрязнение атмосферы выбросами транспорта. В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах. Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно, от двигателя – источника наибольшего загрязнения. Суммарный выброс токсичных веществ в атмосферу самолетами с газотурбинными двигательными установками (ГТДУ) непрерывно растет. Они содержат такие токсичные компоненты, как оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажу, альдегиды и др. Отмечается влияние ГТДУ на озоновый слой и накопление углекислого газа в атмосфере. г) Загрязнение воздуха в помещениях. Главные источники этого загрязнения: радон — продукт радиоактивного распада урана попадает в дома, просачиваясь из грунтов; продукты неполного сгорания, которые образуются при неполном сгорании топлива в печах, каминах и других обогревательных устройствах, а также при курении образуются канцерогенные химические вещества, например углеводороды; выделение химических веществ при использовании отбеливателей, красок, кремов для ухода за обувью, разные чистящие средства, дезодорантов; асбест.
Все это приводит к возникновению ситуаций, связанных с изменениями атмосферы: 1) резкие изменения погоды, климата (глобальное потепление); 2) опасные концентрации вредных примесей в воздухе; 3) температурные инверсии и кислородное голодание в городах; 4) кислотные осадки; 5) разрушение озонового слоя атмосферы.
Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются: строгий контроль над выбросами вредных веществ, безотходное производство, малоотходное производство, новые технологии и материалы, создание экологически чистых видов топлива. Большую роль в защите атмосферы от загрязнений играет международное сотрудничество по вопросу защиты озонового слоя Земли от дальнейшего разрушения, например, были приняты меры по уменьшению производства и использования фреонов и хладонов, которые его разрушают [3].
Охрана атмосферы от химического загрязнения — задача нашего века, проблема, ставшая социальной. В 1999 году в России принят закон «Об охране атмосферного воздуха», в котором говорится, что «…атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений, животных…» Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде. А для этого необходимо накопить надёжные данные о современном состоянии атмосферы, разработать новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком. Кроме этого необходимо в учебных заведениях проводить просветительскую работу по данному вопросу. Это подтверждает социологический опрос, проведенный в нашей школе. Данные социологического опроса обучающихся нашей школы в декабре 2013 года показали (рис.1), что подрастающее поколение мало интересуется вопросами экологической безопасности. Обучающимся были заданы следующие вопросы: 1.Какие виды загрязнений вы знаете? 2.Какие меры борьбы с загрязнением атмосферы вы знаете? 3.Каковы последствия загрязнения воздуха? 4. Знаете ли вы что такое экологическая катастрофа? После просветительских бесед с использованием данных этого проекта был проведен повторный соцопрос (рис.1).
Рис 1. Данные социологического опроса обучающихся 8-11 классов МБОУ СОШ№14 г.Азова
Литература:
1.Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. –М.: Академия, 2008. с.17.
2. Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду//Природопользование: Учебник/ Под ред. Э.А.Арустамова.- М.,2008. — c.80-87.
4. Человек и его среда обитания. Хрестоматмия. Под ред. Г.В.Лисичкина и Н.Н.Чернова. М., Мир, 2008.