РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Химия в жизни общества»
Учителя химии и биологии высшая квалификационная категоря
Степаненко В.С.
Класс: 9
Городской округ Краснотурьинск
2013 год
Химия в жизни общества
Цели курса:
развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, возможность реализовать свой интерес к предмету;
расширение и углубление химических знаний, использование их в различных сферах деятельности человека, создание базы для ориентации в мире современных профессий.
Задачи курса:
1. Дать учащимся правильные представления о реальных условиях протекания химических реакций, сопровождающих человеческую деятельность.
2. Развитие способностей учащихся оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием
3. Проведение профориентационной работы, знакомство с работой металлурга, агрохимика, строителя, эколога и т.д.
4. Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного освоения профильной программы: исследование, проектирование, экспериментальный анализ
5. Совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием.
6. Развитие творческих способностей учащихся, целеустремлённости, наблюдательности, воображения.
Программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента, практических и лабораторных занятий, повышающих интерес школьников к предмету.
2. Содержание курса
2.1. 9 класс (1 ч в неделю – 34 часа)
2.1.1. Тема 1. Химия в строительстве (5 ч).
2.1.1.1. Химические знания в строительстве.
2.1.1.2. Связующие материалы: их химический состав и свойства
2.1.1.3. Строительные материалы глазами химика
2.1.1.4. Стекло. Состав и виды стекла
2.1.1.5. Лабораторная работа: Изучение свойств керамики.
2.1.2 Тема 2. Химия в сельском хозяйстве (5 ч)
2.1.2.1. Агрохимическая характеристика почв.
2.1.2.2. Роль химических элементов в питании растений.
2.1.2.3. Химические средства защиты растений
2.1.2.4. Лабораторная работа: Определение количества нитратов в овощах
2.1.2.5. Защита окружающей среды от химических веществ в сельском хозяйстве
2.1.3. Тема 3. Химия и красота (6 ч)
2.1.3.1. Здоровье, красота и химия. Химия и пища.
2.1.3.2 Химия в косметология
2.1.3.3. Химия запаха
2.1.3.4. Практическая работа: «Получение одорантов методом дистилляции».
2.1.3.5. Химические материалы для создания искусственных органов
2.1.3.6. Дезодоранты и искусственный щит.
2.1.4. Тема 4. Искусство фотографии и химия (6 ч)
2.1.4.1. Искусство фотографии и химия.
2.1.4.2. Химическая сущность получения фотоизображения
2.1.4.3. Фотобумага и фотоматериалы.
2.1.4.4. Проявление и проявляющие вещества.
2.1.4.5. Способы получения прямого позитивного изображения. Поляроид.
2.1.4.6. Лабораторная работа: Выделение серебра из отработанных реактивов
2.1.5. Тема 5. Химия в металлургии (4 ч)
2.1.5.1. Промышленные способы получения металлов
2.1.5.2. Профессии в металлургии, связанные с химией.
2.1.5.3. Металлы и сплавы. Коррозия металлов.
2.1.5.4. Практическая работа: Знакомство со свойствами металлов и сплавов
2.1.6. Тема 6. Химия и окружающая среда (5 ч)
2.1.6.1. Химия и окружающая среда
2.1.6.2. ПДК вредных веществ в атмосфере.
2.1.6.3. Очистка сточных вод.
2.1.6.4. Антропогенные источники загрязнения.
2.1.6.5. Экскурсия в лабораторию окружающей среды
3. Календарное учебно-тематическое планирование
2013-2014 уч. год
Сроки | Тема | Количество часов | Педагогические условия и средства | Контроль и дом. задание | |
Тема №1. Химия в строительстве (5 ч) | |||||
1. | 1 неделя сентября | Химические знания в строительстве | 1 ч | Работа с литературой, демонстрация коллекции материала, используемого в строительстве | Фронтальный, индивидуальная работа (составление конспекта) Д/з подготовка сообщений, знать теоретический материал |
2. | 2 неделя сентября | Связующие материалы: их химический состав и свойства | 1 ч | Работа с литературой. Демонстрация образцов природных и искусственных строительных материалов | Фронтальный, выполнение лабораторной работы Д/з знать теоретический материал
|
3. | 3 неделя сентября | Строительные материалы глазами химика | 1 ч | Работа с литературой. Демонстрация презентации | Тестирование, фронтальная работа, Д/з знать теоретический материал,
|
4. | 4 неделя сентября | Стекло. Состав и виды стекла | 1 ч | Работа с литературой. Работа с коллекциями | Фронтальный, выполнение лабораторной работы с коллекциями Д/з знать теоретический материал |
5. | 1неделя октября | Изучение свойств керамики | 1 ч | Работа с литературой. Лабораторная работа: «Изучение свойств керамики» | Фронтальный, Д/з знать теоретический материал |
№ | Сроки | Тема | Количество часов | Педагогические условия и средства | Контроль и дом. задание |
Тема №2. Химия в сельском хозяйстве (5 ч) | |||||
6. | 2 неделя октября | Агрохимическая характеристика почв.
| 1 ч | Работа с литературой. Лабораторная работа по теме: «Изучение кислотности почв». | Фронтальная работа, выполнение лабораторной работы Д/з знать теоретический материал |
7. | 3 неделя октября | Роль химических элементов в питании растений. Виды удобрений
| 1 ч | Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала | Фронтальный, Д/з знать теоретический материал. |
8. | 4 неделя октября | Химические средства защиты растений | 1 ч | Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала | Фронтальный, Д/з знать теоретический материал, |
9. | 4 неделя ноября |
Определение количества нитратов в овощах | 1 ч | Работа с литературой. Лабораторная работа по теме: «Определение количества нитратов в овощах».
| Выполнение практической работы и оформление отчёта. |
10 | 1 неделя декабря | Защита окружающей среды от химических средств, используемых в сельском хозяйстве | 1 ч | Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач. | Фронтальный, Д/з знать теоретический материал. |
Тема №3. Химия и красота (6ч) | |||||
11. | 2 неделя декабря | Здоровье, красота и химия. Химия и пища.
| 1 ч | Демонстрация презентации: Роль химии в жизни общества Работа с литературой | Фронтальный, Д/з теоретический материал |
12 | 3 неделя декабря | Химия в косметологии | 1 ч | Оборудование для проведения работы | Выполнение практической работы и оформление отчёта |
Сроки | Тема | Количество часов | Педагогические условия и средства | Контроль и дом. задание | |
14. | 4 неделя декабря | Химия запаха | 1 ч | Работа с литературой.
| Индивидуальная работа, фронтальная работа, Д/з знать теоретический материал, повторить пройденный материал. |
15. | 5 неделя декабря | Практическая работа: «Получение одорантов методом дистилляции» | 1 ч | Оборудование для проведения работы | Выполнение практической работы и оформление отчёта |
16. | 3 неделя января | Химические материалы для создания искусственных органов | 1 ч | Работа с литературой, Демонстрация презентации | Фронтальный, индивидуальная работа Д/з знать теоретический материал.
|
17 | 4 неделя января | Дезодоранты и озоновый щит | 1 ч | Работа с литературой, Демонстрация презентации | Фронтальный, индивидуальная работа Д/з знать теоретический материал. |
Тема №4. Искусство фотографии и химия (6ч) | |||||
18 | 5 неделя января | Искусство фотографии и химия. | 1 ч | Работа с литературой.
| Фронтальный, Д/з теоретический материал |
19 | 1 неделя февраля | Химическая сущность получения фотоизображения | 1 ч | Работа с литературой, Демонстрация презентации | Тестирование, фронтальная работа, Д/з знать теоретический материал. |
20 | 2 неделя февраля | Фотобумага и фотоматериалы.
| 1 ч | Работа с литературой. Работа с коллекциями | Фронтальный, индивидуальная работа Д/з знать теоретический материал. |
Сроки | Тема | Количество часов | Педагогические условия и средства | Контроль и дом. задание | |
21. | 3 неделя февраля | Проявление и проявляющие вещества. | 1 ч | Работа с литературой.
| Индивидуальная работа, фронтальная работа, Д/з знать теоретический материал, повторить пройденный материал. |
22. | 4 неделя февраля | Способы получения прямого позитивного изображения. Поляроид. | 1 ч | Работа с литературой, Демонстрация презентации | Фронтальный, индивидуальная работа Д/з знать теоретический материал. |
23. | 1 неделя марта | Лабораторная работа: Выделение серебра из отработанных реактивов | 1 ч | Оборудование для проведения работы | Выполнение практической работы и оформление отчёта
|
Тема №5. Химия в металлургии (4ч) | |||||
24. | 2 неделя марта | Промышленные способы получения металлов
| 1 ч | Работа с литературой.
| Фронтальный, Д/з теоретический материал |
25 | 3 неделя марта | Профессии в металлургии, связанные с химией.
| 1 ч | Работа с литературой, Демонстрация презентации | Тестирование, фронтальная работа, Д/з знать теоретический материал. |
26. | 1 неделя апреля | Металлы и сплавы. Коррозия металлов. | 1 ч | Работа с литературой. демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач. | Фронтальный, индивидуальная работа Д/з знать теоретический материал. |
27. | 2 неделя апреля | Практическая работа: Знакомство со свойствами металлов и сплавов | 1 ч | Оборудование для проведения работы. Работа с коллекциями | Выполнение практической работы и оформление отчёта
|
Сроки | Тема | Количество часов | Педагогические условия и средства | Контроль и дом. задание | |
Тема №6. Химия и окружающая среда (5 ч) | |||||
28 | 3 неделя апреля | Химия и окружающая среда | 1 ч | Работа с литературой. Лабораторная работа по теме: «Определение выбросов автотранспорта в атмосфере». | Фронтальная работа, выполнение лабораторной работы Д/з знать теоретический материал |
29. | 4 неделя апреля | ПДК вредных веществ в атмосфере | 1 ч | Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач. | Фронтальный, Д/з знать теоретический материал. |
30 | 1 неделя мая | Очистка сточных вод.
| 1 ч | Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала | Фронтальный, Д/з знать теоретический материал, |
31 | 2 неделя мая | Антропогенные источники загрязнения.
| 1 ч | Работа с литературой.
| Фронтальный, Д/з знать теоретический материал. |
32. | 3 неделя мая | Экскурсия в лабораторию окружающей среды
| 1 ч | Лабораторное оборудование | Оформление отчёта об экскурсии |
4. Требования к результатам обучения
После изучения элективного курса «Химия в жизни общества» учащиеся должны:
знать наиболее часто используемые строительные материалы, их состав и назначение, классификацию минеральных удобрений, важнейшие минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные, микроэлементы), причины изменения состава почвы, методы качественного и количественного анализа, правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;
уметь, характеризовать свойства солей, на основе которых их применяют в различных областях деятельности человека, различать их по внешнему виду, характеризовать природные и искусственные строительные материалы, производить расчёты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми веществами, обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;
использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни
Литература
1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
2. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-Пресс, 1999.
3. Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.
4. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004.
5. Савина А. А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2001.
6. Штемплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.
7. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия Глав. ред. В. Володин; вед. науч. ред.
И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2005. – 640 с.