Химия в жизни общества 9 Класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Химия в жизни общества»

Учителя химии и биологии высшая квалификационная категоря

Степаненко В.С.





Класс: 9


Городской округ Краснотурьинск

2013 год



Химия в жизни общества

Цели курса:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, возможность реализовать свой интерес к предмету;

  • расширение и углубление химических знаний, использование их в различных сферах деятельности человека, создание базы для ориентации в мире современных профессий.

Задачи курса:

1. Дать учащимся правильные представления о реальных условиях протекания химических реакций, сопровождающих человеческую деятельность.

2. Развитие способностей учащихся оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием

3. Проведение профориентационной работы, знакомство с работой металлурга, агрохимика, строителя, эколога и т.д.

4. Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного освоения профильной программы: исследование, проектирование, экспериментальный анализ

5. Совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием.

6. Развитие творческих способностей учащихся, целеустремлённости, наблюдательности, воображения.

Программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента, практических и лабораторных занятий, повышающих интерес школьников к предмету.

2. Содержание курса


2.1. 9 класс (1 ч в неделю – 34 часа)



2.1.1. Тема 1. Химия в строительстве (5 ч).



2.1.1.1. Химические знания в строительстве.

2.1.1.2. Связующие материалы: их химический состав и свойства

2.1.1.3. Строительные материалы глазами химика

2.1.1.4. Стекло. Состав и виды стекла

2.1.1.5. Лабораторная работа: Изучение свойств керамики.


2.1.2 Тема 2. Химия в сельском хозяйстве (5 ч)



2.1.2.1. Агрохимическая характеристика почв.

2.1.2.2. Роль химических элементов в питании растений.

2.1.2.3. Химические средства защиты растений

2.1.2.4. Лабораторная работа: Определение количества нитратов в овощах

2.1.2.5. Защита окружающей среды от химических веществ в сельском хозяйстве


2.1.3. Тема 3. Химия и красота (6 ч)


2.1.3.1. Здоровье, красота и химия. Химия и пища.

2.1.3.2 Химия в косметология

2.1.3.3. Химия запаха

2.1.3.4. Практическая работа: «Получение одорантов методом дистилляции».

2.1.3.5. Химические материалы для создания искусственных органов

2.1.3.6. Дезодоранты и искусственный щит.


2.1.4. Тема 4. Искусство фотографии и химия (6 ч)

2.1.4.1. Искусство фотографии и химия.

2.1.4.2. Химическая сущность получения фотоизображения

2.1.4.3. Фотобумага и фотоматериалы.

2.1.4.4. Проявление и проявляющие вещества.

2.1.4.5. Способы получения прямого позитивного изображения. Поляроид.

2.1.4.6. Лабораторная работа: Выделение серебра из отработанных реактивов


2.1.5. Тема 5. Химия в металлургии (4 ч)

2.1.5.1. Промышленные способы получения металлов

2.1.5.2. Профессии в металлургии, связанные с химией.

2.1.5.3. Металлы и сплавы. Коррозия металлов.

2.1.5.4. Практическая работа: Знакомство со свойствами металлов и сплавов


2.1.6. Тема 6. Химия и окружающая среда (5 ч)

2.1.6.1. Химия и окружающая среда

2.1.6.2. ПДК вредных веществ в атмосфере.

2.1.6.3. Очистка сточных вод.

2.1.6.4. Антропогенные источники загрязнения.

2.1.6.5. Экскурсия в лабораторию окружающей среды

3. Календарное учебно-тематическое планирование

2013-2014 уч. год




Сроки


Тема

Количество

часов


Педагогические условия и средства


Контроль и

дом. задание

Тема №1. Химия в строительстве (5 ч)



1.


1 неделя

сентября


Химические знания в строительстве


1 ч


Работа с литературой, демонстрация коллекции материала, используемого в строительстве

Фронтальный,

индивидуальная работа (составление конспекта)

Д/з подготовка сообщений,

знать теоретический материал


2.


2 неделя

сентября


Связующие материалы: их химический состав и свойства


1 ч

Работа с литературой.

Демонстрация образцов природных и искусственных строительных материалов

Фронтальный,

выполнение лабораторной работы

Д/з знать теоретический материал



3.


3 неделя

сентября


Строительные материалы глазами химика


1 ч


Работа с литературой.

Демонстрация презентации

Тестирование, фронтальная работа,

Д/з знать теоретический материал,


4.

4 неделя

сентября

Стекло. Состав и виды стекла

1 ч

Работа с литературой.

Работа с коллекциями

Фронтальный,

выполнение лабораторной работы с коллекциями

Д/з знать теоретический материал

5.

1неделя

октября

Изучение свойств керамики

1 ч

Работа с литературой.

Лабораторная работа: «Изучение свойств керамики»

Фронтальный,

Д/з знать теоретический материал



Сроки


Тема

Количество

часов


Педагогические условия и средства


Контроль и

дом. задание

Тема №2. Химия в сельском хозяйстве (5 ч)


6.


2 неделя

октября


Агрохимическая характеристика почв.



1 ч

Работа с литературой.

Лабораторная работа по теме:

«Изучение кислотности почв».

Фронтальная работа, выполнение лабораторной работы

Д/з знать теоретический материал


7.


3 неделя

октября


Роль химических элементов в питании растений. Виды удобрений



1 ч

Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала

Фронтальный,

Д/з знать теоретический материал.

8.

4 неделя

октября

Химические средства защиты растений

1 ч

Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала

Фронтальный,

Д/з знать теоретический материал,

9.

4 неделя

ноября


Определение количества нитратов в овощах


1 ч

Работа с литературой.

Лабораторная работа по теме:

«Определение количества нитратов в овощах».


Выполнение практической работы и оформление отчёта.

10

1 неделя

декабря

Защита окружающей среды от химических средств, используемых в сельском хозяйстве


1 ч

Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач.

Фронтальный,

Д/з знать теоретический материал.

Тема №3. Химия и красота (6ч)

11.

2 неделя

декабря

Здоровье, красота и химия. Химия и пища.



1 ч

Демонстрация презентации: Роль химии в жизни общества

Работа с литературой

Фронтальный,

Д/з теоретический материал

12

3 неделя

декабря

Химия в косметологии

1 ч

Оборудование для проведения работы

Выполнение практической работы и оформление отчёта




Сроки


Тема

Количество

часов


Педагогические условия и средства


Контроль и

дом. задание


14.


4 неделя

декабря


Химия запаха


1 ч


Работа с литературой.


Индивидуальная работа, фронтальная работа,

Д/з знать теоретический материал, повторить пройденный материал.


15.


5 неделя

декабря


Практическая работа: «Получение одорантов методом дистилляции»


1 ч


Оборудование для проведения работы

Выполнение практической работы и оформление отчёта


16.


3 неделя

января


Химические материалы для создания искусственных органов


1 ч

Работа с литературой,

Демонстрация презентации

Фронтальный,

индивидуальная работа

Д/з знать теоретический материал.


17

4 неделя

января

Дезодоранты и озоновый щит


1 ч

Работа с литературой,

Демонстрация презентации

Фронтальный,

индивидуальная работа

Д/з знать теоретический материал.

Тема №4. Искусство фотографии и химия (6ч)

18

5 неделя

января


Искусство фотографии и химия.

1 ч


Работа с литературой.


Фронтальный,

Д/з теоретический материал


19


1 неделя

февраля


Химическая сущность получения фотоизображения


1 ч

Работа с литературой,

Демонстрация презентации

Тестирование, фронтальная работа,

Д/з знать теоретический материал.

20

2 неделя

февраля

Фотобумага и фотоматериалы.


1 ч

Работа с литературой.

Работа с коллекциями

Фронтальный,

индивидуальная работа

Д/з знать теоретический материал.



Сроки


Тема

Количество

часов


Педагогические условия и средства


Контроль и

дом. задание


21.


3 неделя

февраля


Проявление и проявляющие вещества.


1 ч


Работа с литературой.


Индивидуальная работа, фронтальная работа,

Д/з знать теоретический материал, повторить пройденный материал.


22.


4 неделя

февраля


Способы получения прямого позитивного изображения. Поляроид.


1 ч


Работа с литературой,

Демонстрация презентации

Фронтальный,

индивидуальная работа

Д/з знать теоретический материал.


23.


1 неделя

марта


Лабораторная работа: Выделение серебра из отработанных реактивов


1 ч

Оборудование для проведения работы

Выполнение практической работы и оформление отчёта


Тема №5. Химия в металлургии (4ч)

24.

2 неделя

марта

Промышленные способы получения металлов



1 ч


Работа с литературой.


Фронтальный,

Д/з теоретический материал


25


3 неделя

марта

Профессии в металлургии, связанные с химией.




1 ч

Работа с литературой,

Демонстрация презентации

Тестирование, фронтальная работа,

Д/з знать теоретический материал.

26.

1 неделя

апреля

Металлы и сплавы. Коррозия металлов.

1 ч

Работа с литературой.

демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач.

Фронтальный,

индивидуальная работа

Д/з знать теоретический материал.

27.

2 неделя

апреля

Практическая работа: Знакомство со свойствами металлов и сплавов

1 ч

Оборудование для проведения работы.

Работа с коллекциями

Выполнение практической работы и оформление отчёта





Сроки


Тема

Количество

часов


Педагогические условия и средства


Контроль и

дом. задание

Тема №6. Химия и окружающая среда (5 ч)


28


3 неделя

апреля


Химия и окружающая среда


1 ч

Работа с литературой.

Лабораторная работа по теме:

«Определение выбросов автотранспорта в атмосфере».

Фронтальная работа, выполнение лабораторной работы

Д/з знать теоретический материал


29.


4 неделя

апреля


ПДК вредных веществ в атмосфере


1 ч

Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала, решение расчётных задач.

Фронтальный,

Д/з знать теоретический материал.

30

1 неделя

мая

Очистка сточных вод.


1 ч

Работа с литературой, демонстрация иллюстративного материала

Фронтальный,

Д/з знать теоретический материал,

31

2 неделя

мая

Антропогенные источники загрязнения.




1 ч

Работа с литературой.


Фронтальный,

Д/з знать теоретический материал.

32.

3 неделя

мая

Экскурсия в лабораторию окружающей среды



1 ч

Лабораторное оборудование

Оформление отчёта

об экскурсии









4. Требования к результатам обучения


После изучения элективного курса «Химия в жизни общества» учащиеся должны:

  • знать наиболее часто используемые строительные материалы, их состав и назначение, классификацию минеральных удобрений, важнейшие минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные, микроэлементы), причины изменения состава почвы, методы качественного и количественного анализа, правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;

  • уметь, характеризовать свойства солей, на основе которых их применяют в различных областях деятельности человека, различать их по внешнему виду, характеризовать природные и искусственные строительные материалы, производить расчёты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми веществами, обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;

использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни




Литература

1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

2. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-Пресс, 1999.

3. Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.

4. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004.

5. Савина А. А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2001.

6. Штемплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.

7. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.

8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия Глав. ред. В. Володин; вед. науч. ред.

И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2005. – 640 с.




Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Занимательная химия»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: