Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»

Бакчарского района Томской области









Доклад



Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности









Подготовила

учитель химии

Дьяченко Людмила Александровна











Парбиг 2013

Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности

Материал подготовлен учителем химии Дьяченко Л.А. для выступления на семинаре «Интерактивные методы обучения» Презентация – файл Дьяченко.ppt



Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивные методы обучения позволяют организовать учебный процесс таким образом, что

  • практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания

  • они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают

  • совместная деятельность учащихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности

  • происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводя её в сотрудничество.

Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия учителя с учениками и учащихся между собой.

Интерактивные упражнения и задания, данные в игровой форме, усиливают мотивацию обучения и желание идти на урок. Высокий уровень активности учащихся достигается почти всегда добровольно, без принуждения и очень быстро.

Для каждого вида игр существует своя технология. Обучающие игры бывают: ролевые, имитации, образовательные, дидактические, деловые.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, которая позволяет ребёнку забыть о своей застенчивости и нерешительности, смело высказывать свою точку зрения, проявлять свои творческие способности. Формируется умение работать в команде: ведь её победа зависит от личных усилий каждого. В игре ребёнок развивается, обогащается его интеллект, формируются волевые качества.

При организации обучающих игр необходимо обязательно учитывать возрастные особенности детей, а, чтобы сохранить их интерес к процессу, не нужно проводить заранее каких-либо репетиций.
Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания,  познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Психолого-педагогические требования к игре и условиям ее проведения

Психологические требования

  • Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.

  • Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества.

  • Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность.

  • Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях, и обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих.

  • Игра должна сочетаться с практикой реального общения.

Педагогические требования

  • Преподаватель должен быть уверен в целесообразности использования игры.

  • Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, её содержание, составляет план её проведения.

  • Необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и её отдельных членов.

  • Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для её участников.

Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Игра эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.

По мнению С.А. Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:

По форме проведения

1. Настольные игры

а) кроссворды;
б) лото;
в) чайнворды;
г) домино;
д) игровые кубики; е) «крестики-нолики»; ж) ребусы

Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.

2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН, «Сильное звено», «Счастливый случай» и др.

3. Викторины. Основная цель — повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения.

4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе.

5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для учащихся 6-9-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры (пресс-конференция, игра — путешествие, игра-расследование и др.).



Использованные источники информации:

  1. Колясникова Е.Б. Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся

https://festival.1september.ru/articles/505781/

  1. Петрашко С.А. Игра – интерактивный метод обучения

https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/igra-interaktivnyy-metod-obucheniya











Свежие документы:  Урок по обществознанию на тему: «Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности» 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: