Использование ИКТ в преподавании химии
Успешность обучения в 21 веке зависит не только от освоения базового курса школьной программы. Учащимся необходимо научиться самостоятельно приобретать знания, используя разные источники информации. Среди источников информации важное значение стали иметь компьютер и Интернет.
В МОУ «Вилегодская средняя общеобразовательная школа» в кабинете химии есть специальные технические и информационные средства (компьютер, мультимедийный проектор), а также набор видеокассет и мультимедийных дисков. По химии создан учебно-методический комплекс с использованием ИКТ: проработаны все имеющиеся в кабинете мультимедийные диски и создана картотека их использования на уроках и во внеклассной работе; есть дидактические материалы: индивидуальные карточки – задания, контрольные и самостоятельные работы, схемы, таблицы, рекомендации.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение — МЕДИА, 2005.Это мультимедийное пособие можно использовать на разных моментах урока, при применении на уроках различных педагогических технологий: проектирования, личностно ориентированного и деятельностного подхода, развития критического мышления. Видеосюжеты с речевым сопровождением, схемы, анимации, чёткое изложение материала урока, тестовые задания тренировочные и контрольные, краткие выводы по теме
Мультимедийные диски-приложения по химии 8, 10, 11 классов к учебникам по химииГ.Е. Рутзитиса, Ф.Г. Фельдмана. При работе с приложением к учебнику учащиеся учатся пользоваться арсеналом учебника, выделять главное из текста, одновременно слушать и читать определения, наблюдать проведение опытов, выполнять упражнения и решать задачи, работать с тестами по теме, прочесть дополнительную информацию к тексту параграфа об ученом и его открытиях, о веществах и явлениях.
Демонстрационное поурочное планирование. Неорганическая химия. Изд. Учитель, Волгоград, 2007. Здесь доступно, красочно и научно изложен материал неорганической химии 8 класса
Базовый курс неорганической химии,8-9 кл. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, Йошкар-Ола. В этом пособии представлен более углублённо материал основных тем по химии 8-9 классов, все тексты и демонстрации сопровождаются чёткой речью, демонстрацией опытов.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10 -11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.Каждая тема этого пособия завершается упражнениями – тренажёрами, выводами, и итоговым тестом, есть озвученные видеофрагменты с демонстрацией опытов, таблицы, схемы.
Общая химия. Демонстрационное поурочное планирование. Изд Учитель,Волгоград,2007. Использую на элективных курсах углублённо представленные темы: «Типы реакций», «Скорость реакций», и тему «Комплексные соединения», представленную материалом с практическим использованием этих соединений. На уроках в 8 классе использую материал, представленный с коллекциями картин по темам «Кристаллические решётки», «Химия в жизни»
Химия. Углублённый курс программы «Общая и неорганическая химия»,2001г. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, Йошкар-Ола. Здесь представлен более углублённо материал основных тем по химии 11 классов, все тексты и демонстрации сопровождаются чёткой речью, демонстрацией опытов.
Органическая химия. Учебный комплекс для средней школы под ред. А.В.Соловова, Г.И. Дерябиной. «Кадис». Хорошее пособие с разнообразным дидактическим материалом, с анимациями, схемами, демонстрациями, тестами.
На уроках введения в тему или обобщения применяю компьютерные презентации. В них представлен наибольший объём информации по теме. Видеоопыты, схемы, фотографии, музыкальные фрагменты, анимации делают материал более доступным для восприятия. В арсенале кабинета химии присутствуют компьютерные презентации по многим темам курса, созданные учителем, учащимися и позаимствованные из Интернета.
При изучении нового материала использую электронные учебники по курсу химии, диски, на которых представлены анимации электронного строения атомов, образования связей, механизмы реакций, написания формул и уравнений реакций и т.п.
Уроки контроля знаний, моменты урока по актуализации знаний или первичного закрепления становятся невозможными без тестирования. У учащихся повышается интерес даже к контрольным урокам и моментам урока с применением компьютерных технологий, так как можно сразу получить ответ и оценку работы, можно понять и восполнить свой пробел, вернувшись к заданию и прочитав правильный ответ.
Роль учителя с использованием ИКТ на уроках изменяется с информационной до консультационно – координирующей. Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет позволяют перейти к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, делают урок более насыщенным, интересным, а материал урока – более легко запоминающимся.
Учащиеся с удовольствием берутся за подготовку сообщений, презентаций по темам курса химии, работают над проектами, занимаются исследовательской деятельностью. При этом используют материалы сайтов: «Википедия», https://www.chem.msu.su/rus/elibrary/welcome.html — электронная библиотека учебных материалов по химии; https://www.chem.isu.ru/leos/ — электронная справочно-информационная система; https://n-t.ru/ri/ps/ — популярная библиотека химических элементов; https://n-t.ru/ri/kk/hm.htm — книга отдельных рассказов о распространенных веществах, материалах и химических процессах, повседневно используемых человеком. Подходят работе творчески.
Работы моих учащихся заслуживают внимания и получают призовые места не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Эти работы я использую на первых или последних уроках химии в учебном году.
С помощью Интернета мои ребята узнают о региональных и международных конкурсах по предмету, участвуют в них.