Исследование пищевых продуктов


















































Описание разработки методической работы.


Разработка ориентирована на проведение мероприятий учащихся старших классов.

Тема разработки «Исследование пищевых продуктов»

Пояснительная записка.

Данная методика позволяет взглянуть другими глазами на науку химию. Современные учебники переполнены абстрактными понятиями, научными терминами, поэтому заинтересовать учащихся становится все сложнее.

В разработку входят два основных раздела:

  1. ППС — электронные уроки

  • Наглядность и интерактивность

  • Видеофрагменты и анимация с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов.

  • Фотографии.

  1. Практическая часть.

  • Пополнит знания о свойствах веществ в окружающей жизни.

  • Даст возможность проанализировать процессы и реакции, происходящие в организме при приеме пищи и напитков.

  • Максимальное привлечение примеров из повседневной жизни.

  • Прикладная направленность.




Цель:

Развитие общекультурной компетентности учащихся, познавательной активности и самостоятельности. Включение учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность.


Задачи:

  • Совершенствовать практические умения и навыки при проведении работ.

  • Расширить знания учащихся о практической роли химии в жизни.

  • Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление.

  • Сформировать желание бережно относиться к своему организму, правильно подбирать продукты питания и химические вещества, необходимые в повседневной жизни.



Занятие рассчитано на 1,5 часа, в результате которого учащиеся работают с ППС и самостоятельно проводят эксперименты, описывают наблюдения, делают необходимые выводы.













1.

Первая часть занятия работа с ППС


«Химический состав пищи»

Включает 10 разделов:

  • Важнейшие питательные вещества.

  • Жиры

  • Сахара

  • Белки

  • Вода

  • Минеральные вещества

  • Витамины

  • Химические элементы, составляющие живые организмы.

  • Запомните (выводы)

  • Проверьте свои знания.

  Учебный материал пособия представлен в наглядной форме и снабжен качественными иллюстрациями, видеосюжетами с демонстрацией экспериментов, анимацией и интерактивными заданиями изучаемых процессов. Данные составляющие позволяют использовать программу в полном объеме и превратить занятие в увлекательную игру. Представлены некоторые данные из разделов программы (задание №1)

1. Для организма наиболее важны:

  • Жиры

  • Белки

  • Углеводы (сахара)‏

( анимация, фотографии).

2. Жиры обеспечивают организм значительным количеством энергии.

Источники диетических жиров:

молочные продукты, мясо, растительные масла.

(фотографии)

3. Белки и определенные минеральные соли являются строительными блоками для костного скелета.

( анимация, фотографии).

4. Вода- среда для всех процессов, протекающих в организме человека

( видеофрагмент с экспериментом «Обнаружение воды в твердых зернах риса)

5. Витамины обеспечивают правильное протекание химических реакций в организме человека.

Классификация витаминов.

6. Интерактивные задания:

— установи соответствия


2.

— выбери группу элементов, которая является основой химических соединений,

-составляющих живые организмы.

— выбери правильный ответ.

— реши задачу

-задание с диаграммой.


Вторая часть занятия — практическая.

Включает исследование продуктов на содержание

  • Глюкозы, лактозы

  • Крахмала

  • Витамина С

  • Белка

  • Растительного красителя

  • Карбонатов

  • Иона железа



Проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда в химической лаборатории.

Напоминаются правила работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

Цель работы: Сравнительно исследовать пищевые продукты на содержание углеводородов, красителей и др. составляющих.

Оборудование: Штатив, пробирки, спиртовка, подносы.

Реактивы: гидроксид натрия, сульфата меди (II), раствор иода, раствор соляной кислоты,

продукты питания (фрукты и овощи — отжимают сок, крупы растирают, превращая в кашицу).


Учащимся представлена к рассмотрению таблица№1 с описанием химических экспериментов, направленных на обнаружение углеводородов, красителей и др. составляющих в пищевых продуктах.








3.

Таблица №1 Описание химического эксперимента.


Пробы на определение:

Эксперименты

Наблюдения

1

Глюкозы, лактозы

— В пробирке получают гидроксида меди (II) путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II).

-К полученному осадку добавляют один кубик раствора продукта и несколько капель концентрированного раствора гидроксида натрия. Пробирку нагревают над пламенем спиртовки.

— Осадок синего цвета.



— Осадок кирпично-красного цвета.

2

Крахмала


-В пробирку с пищевым продуктом добавляют каплю раствора иода.


-Раствор нагревают


— Охлаждают

— Если раствор стал синим, то крахмал в продукте есть.

— Исчезновение окраски.

— Восстановление синего окрашивания.

3

Витамина С


В две пробирки наливают сок продукта

— В первую опускают кусочек ткани или бумаги, смоченной раствором йода.

— Вторую кипятят, затем охлаждают и добавляют ткань с иодом.


— Исчезновение окраски иода.

— Окраска иода не исчезает.

Вывод о неустойчивости витамина С

4

Белка


К раствору продукта добавляют раствор гидроксида натрия (избыток) и несколько капель раствора сульфата меди (II).

Фиолетовое окрашивание.

5

Растительного красителя


В две пробирки наливают по 5 капель сока продукта. В первую добавляют 5 капель раствора соляной кислоты, во вторую столько же раствора годроксида натрия.

Изменение окраски растворов.

6

Карбонатов


В пробирку наливают 5 капель раствора продукта и добавляют 2-3 капли раствора хлороводорода.

Выделение газа.

7

Иона железа


В сок продукта добавляют 3 капли гидроксида натрия.

Осадок светло-коричневого цвета.




После рассмотрения таблицы учащиеся приступают к исследовательской работе.

Результаты работы фиксируют в таблице №2










4.


Таблица №2 Выводы.


Продукт

Составляющая исследования.

Фото

1

Яблоко

  • Глюкоза

  • ион железа


2

Свекла

  • глюкоза

  • Растительный краситель


3

Мед

  • глюкоза

  • крахмал

  • карбонат

4

Капуста

  • Глюкоза

  • Витамин С


5

Манная

крупа

  • Крахмал

  • Глюкоза


6

Яйцо

  • Белок





Список используемой литературы.

  1. « Химия рядом с нами» Крутецкая Е.Д.

СПб 2006.( Комитет по образованию АППО)




Комментарии.

1.Почему использованы ППС.

Простота и доступность восприятия материала, сочетаемая с наглядностью, позволяют использовать данные ППС в школьных программах.

Также ППС обеспечивает визуальную поддержку учителя и дает представление:

— о логике раскрытия изучаемого материала,

— о хронологии его развития,

— о пространственном расположении элементов, включенных в учебный материал.

ППС содержит три основных этапа:

1. Изучение теоретической части уроков.

Программа «Электронные уроки и тесты» помимо основного теоретического материала включает в себя различную дополнительную информацию. Это могут быть биографии великих ученых, таблицы, словари, карты, формулы, информация о веществах.

2. Закрепление изученного материала.

В данном разделе собраны определения и основные понятия пройденного урока, которые нужно запомнить. Имеющаяся в данном разделе возможность прослушать каждое определение существенно облегчает запоминание информации.

3. Выполнение практических упражнений

Выполнение практических упражнений с возможностью проверки ответов и работы над улучшением результатов позволяют школьникам с успехом применять данные программы для самостоятельного обучения.


2.Характерные для данного продукта возможности.

ППС снабжено комплексом мультимедийных возможностей, таких как видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, интерактивные задания и т.д. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, Система поиска и возможность создания примечаний и закладок на страницах уроков обеспечивают дополнительные удобства при работе с программой.



6.

3.Какие методические и дидактические задачи решаются с помощью ППС.


Решаются задачи:

  • Расширение знаний учащихся

  • Развитие самостоятельности в приобретении новых знаний, творческое мышление

  • Развитие познавательной активности, внимания и способности анализировать учебную информацию.

  • Визуализация, стимуляция, достоверность, лаконичность

  • Возможность анализировать процессы и реакции, происходящие в организме при приеме пищи и напитков.

  • Максимальное привлечение примеров из повседневной жизни.

  • Формирование бережного отношения к своему организму.

  • Умение правильно подбирать продукты питания и химические вещества, необходимые в повседневной жизни

С помощью современных технологических средств могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия,
т.е. создан определенный дидактический образ- модель. Основным критерием эффективности, которого, является умение учащихся оперировать им и переходить на более высокую ступень в обучении.

Компьютерная поддержка учебного процесса помогает учащимся подготовиться
к описанию предмета изучения на вербальном уровне, к его обсуждению или научной дискуссии. Компьютерные средства обучения берут на себя рутинную работу, освобождая время и силы учителя и учащегося для творческой совместной деятельности.













7.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: