ПРЕДМЕТ-ХИМИЯ
10 класс
Учитель — Барышникова Ирина Владимировна
ГОУ СОШ № 129 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербурга
Тема: Ароматические углеводороды
Урок № 3.
Тема урока: Получение и применение ароматических углеводородов. Их многообразие и значение.
Цели урока:
Дать понятие об основных лабораторных и промышленных способах получения бензола и его гомологов. Роль отечественных ученых в первых синтезах ароматических углеводородов.
Показать исключительное многообразие данной группы углеводородов.
Отметить основные области применения ароматических на основе важнейших, характерных свойств данной группы соединений.
Пояснить значение бензола и его гомологов, их физиологическое воздействие на живые организмы. Охрана окружающей среды.
Оборудование урока: коллекция «каменный уголь»; таблицы — «строение бензола», «углеводороды»; модели углеводородов — метана, этилена, бензола (сделанные руками учащихся); красочные формулы изученных углеводородов — метана, ацетилена, бутадиена, бензола — на магнитной доске; творческие работы учащихся — рефераты — по изучаемой теме; выставка книг (с подборкой материалов о бензоле и гомологах); таблички с формулами важнейших ароматических соединений: нафталина, бензпирена, аспирина, анальгина, амидопирина, пиримидина, пурина, цветной мел; лекарственные препараты -аспирин, анальгин и т.д., нафталин, косметические средства содержащие производные бензола — зубная паста, крема и т.д.; брусника; магнитная доска с заранее написанными тремя задачами.
На столах учащихся:
Учебник.
Тетрадь с печатной основой (Гаврилова Л.И. «Органическая химия», Издательство «Лицей», 1999 г.)
Материал для сообщений на уроке по многообразию, применению ароматических (брали по желанию —> опережающее задание).
Формы работы: рассказ; беседа; фронтальный опрос; решение задач; работа в печатных тетрадях; работа с учебником; отчет по опережающим заданиям; работа с таблицами, самостоятельная работа учащихся (в тетрадях), сообщения учащихся, самостоятельная работа у доски.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты). II. Проверка домашнего задания (10 минут).
Учитель: На прошлом уроке мы говорили с вами о химических свойствах бензола и его гомологов.
Давайте с вами вспомним, отметим характерные особенности этих свойств, разберем, проверим выполнение вами дома таблицы на сравнение химических свойств изученных групп углеводородов. Заготовка таблицы заранее написана на одной из досок. Вызванные учащиеся с домашними тетрадями выходят к доске и заполняют таблицу.
Сравнение химических свойств углеводородов
Углеводороды | |||
| Предельные Сn Н2n+2 | Непредельные Сn Н2n; СnН2n-2 | Ароматические Сn Н2n-6 |
7. Взаимодействие с бромной водой | 2С2Н6+702 → 4С02+6Н2
t° С2Н6 →2С+3Н2
t°,K С2Н6+С12→С2Н5С1+НС1
— — — — | С2Н4+3O2→2СO2+2Н2O
t° С2Н2→2С+Н2
—
t°,K С2Н2+2Н2 → С2Н6
t° С3Н6+Вr2→С3Н6Вr2 t° С2Н2+2С12→С2Н2С14
легко окисляются
обесцвечивают бромную воду | 2С6Н6+15O2→ 12СO2+6H2O t° С6Н6→6С+3Н2 t°,K С6Н6+Сl2→С2Н5С1+HCl t°,K C6H6+HNO3→ C5H5NO2+H2O t°,K C6H5CH3+3H2 → C6H11-CH3 t°,K С6Н6+3С12 → С6Н6Cl6
окисляются с трудом (по местe боковых цепей)
не обесцвечивают (растворяют бром) |
С остальными учащимися учитель разбирает домашнее задание в печатных тетрадях (Печатные тетради: задание № 70, стр. 69).
Вопросы учителя учащимся по данному домашнему заданию:
Назовите реакцию общую для всех углеводородов? (Реакция горения).
Какие из данных реакций являются реакциями замещения? Их механизм Легче или труднее идут они у ароматических по сравнению с предельными. Почему? (Реакция «б», «г». Механизм ионный, идут легче).
Почему реакции «в» и «д» вы отнесли к реакциям присоединения? Для каких углеводородов еще характерны реакции присоединения? Где они протекают тяжелее? Почему? Механизм реакций присоединения у ароматических? (Протекают в более жестких условиях, механизм свободно-радикальный).
Учитель проходит по классу и проверяет выполнение у учащихся домашнего задания, комментирует работу на доске. Учащиеся проверяют правильность заполнения ими домашней таблицы, дополняют работу товарищей, исправляют ошибки.
III. Изучение нового материала (22-25 минут).
Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор об ароматических соединениях. Задачами нашего сегодняшнего урока являются:
Получение данных соединений;
Их многообразие и применение;
Значение данной группы углеводородов.
По этому плану и будем сегодня работать.
На доске пишется тема урока: Получение и применение ароматических углеводородов. Их многообразие и значение.
1. Учитель предлагает учащимся решить расчетные задачи (на вывод формулы органического соединения), заранее (до урока) условия записаны на доске. Дается 3 минуты времени.
II ряд | III ряд | |
Относительная плотность паров | ||
Алкана по азоту равна 3,071 | Циклоалкана по водороду равна 42 | Алкина по кислороду равна 0,8125 |
Вывести формулу углеводорода |
Пока учащиеся решают задачи, учитель, проходя по классу (с красной ручкой) помогает, проверяет, контролирует выполнение ребятами данного задания.
2. Через 3-4 минуты трое учащихся у доски показывают решение данных задач, комментируют свою работу.
II ряд | III ряд | |
Сn Н2n+2 Мr(СХНУ)=3,071 • 28=86 n=6 → C6H14 (гексан) | Сn Н2n Мr (СХНУ)=42 •2=84 n=6 → C6H12 (циклогексан) | Сn Н2n-2 Мr (СХНУ)=32 •0,8125=26 n=2 → С2Н2 (ацетилен) |
3. Учитель: а) Итак, каковы же сегодня основные способы получения бензола и его гомологов?
б) Имеются ли, как вы считаете, какие-либо природные источники ароматических углеводородов?
Учащиеся делают предположения насчет нефти, нефтепродуктов.
Учитель на доске, используя цветные мелки, быстро вычерчивает данную схему:
Образуются при коксовании каменного угля без доступа воздуха (Демонстрации коллекции)Каменноугольная смола
Бензол Толуол Ксилол Нафталин
Природные источники ароматических соединений
Коксовый газ
Нефть
При нагревании тяжелых фракций нефтепродуктов в присутствии катализатора, углеводороды, содержащие 6-8 атомов углерода в молекуле превращаются в ароматические углеводороды.
Учитель сообщает о том, что получение ароматических углеводородов из нефтепродуктов — это процессы каталитической их переработки, которые впервые были разработаны Н.Д.Зелинским и Б.А.Казанским — отечественными учеными.
4. Учитель: А теперь давайте внимательно посмотрим на формулы, выведенных нами углеводородов:
а) гексан б) циклогексан в) ацетилен
(С6Н14) (С6Н12) (С2Н2)
Можно ли какой-нибудь из них использовать в качестве исходного химического вещества для получения бензола или его гомологов? Выслушивает ответы учащихся, соглашается с ними: конечно, все!
Учитель просит открыть печатные тетради на стр. 71, где есть общая схема на основные способы получения.
Пишет на доске:
Основные способы получения ароматических:
1) Из ацетилена (тримеризация).
а) В 1851 г. Французский химик Бертло при нагревании С2 Н2 до 600 °С получил бензол.
600°С
3С2Н2 (С6Н6)
б) В 1927 г. Н.Д.Зелинский и Б.А.Казанский получили бензол на активированном угле:
t,C
3С2Н2 С6Н6 (с очень большим выходом).
2) а) Н.Д.Зелинский получил бензол из циклогексана:
Pt, t°
С6Н12 (С6Н6) (реакция дегидрирования)
-3H2
б) соответственно, из метилциклогексана (при этих же условиях) можно получить метилбензол (или толуол):
Pt, t°
С6Н11 – СН3 (С6Н5 – СН3)
-3H2
3) При этих же условиях н-гексан → в бензол (дегидроциклизация)
Pt,t°
С6Н14 С6Н6 +4Н2↑
4)Алкилирование (реакция Фриделя-Крафтса):
t° кат.
+ Cl-СН3 + НСl
хлорметан
толуол (метилбензол)
Прописывая на доске основные способы получения, учитель постоянно обращается к учащимся за помощью, комментирует их ответы, дополнения, вызывает учащихся к доске, помогает написать уравнения реакции № 1 (а); реакции № 2; реакции № 3; говоря о том, что все уравнения реакции им уже знакомы, т.к. они знают свойства и способы получения ацетиленовых, предельных, циклоалканов.
5) Учитель: Ароматические углеводороды очень разнообразны. Обращает внимание ребят на таблицу: «Углеводороды».
Углеводороды
Предельные Непредельные Циклоалканы Ароматические
Ациклические Циклические
С конденсированными ядрами
И поясняет, прикрепляя таблички с формулами на магнитную доску:
Одноядерные — бензол, толуол, этилбензол, винилбензол.
Многоядерные — дифенил (бензольные кольца связаны друг с другом непосредственно, но не имеют общих атомов углерода), дифенил-метан, стильбен.
С конденсированными ядрами — нафталин, бензпирен, тетрацен и др., в которых бензольные ядра имеют общие атомы углерода.
Учитель: Итак, родоначальник всех бензоидных ароматических веществ — бензол открывает путь в мир разнообразных по свойствам органических соединений. Для построения молекул этого класса веществ природа использует в качестве основного блока бензольное ядро. Стоит только к «мундиру» благородного бензола прикрепить функциональную группу, как он тут же получает определенный знак классовой принадлежности и превращается в:
ароматическое галогенпроизводное;
спирт;
фенол;
карбоновую кислоту;
нитросоединение;
амин и т.д.
Учитель: Производных бензола сегодня уже известно несколько сотен тысяч, и они очень разнообразны, интересны, важны.
Недавно на уроке биологии мы говорили с вами о гетероциклических соединениях — веществах, содержащих в кольце не только атомы углерода, но и атомы других элементов — кислорода, азота, серы. Вспомните, в состав, каких важных природных полимеров входят такие соединения?
Ученица говорит о том, что это пиримидин и пурин (учитель таблички с формулами прикрепляет к магнитной доске), и что их производные — пиримидиновые основания (тимин, цитозин, урацил) и пуриновые (аденин и гуанин) входят в состав нуклеиновых кислот — ДНК и РНК, участвующих в передаче наследственной информации из поколения в поколение.
Учитель: Области использования, применения ароматических соединений очень разнообразны.
Свойства
(Взаимосвязь строения, свойств и области применения)
Строение Применение
Просит учащихся открыть учебник на стр. 58, где есть схема отражающая области применения бензола и его гомологов. Учитель комментирует эту схему, называя основные направления использования ароматических. Учащиеся, обращаясь к своим опережающим заданиям, дополняют рассказ учителя. После этого учитель просит учащихся, используя текст учебника, дополнения учителя и информацию из сообщений учащихся заполнить таблицу, заготовка которой заранее есть на магнитной доске.
Применение бензола и его гомологов
Определение, характеристика | Примеры | Примечание | |
Одноядерные | Содержат в своем составе одно бензольное ядро. | Бензол, этилбензол, толуол, нитробензол, тринитротолуол | Важнейшее сырье химической промышленности. Получение красителей, медикаментов, взрывчатых веществ. Органические растворители |
Многоядерные | Бензольные ядра связаны друг с другом непосредственно, но не имеют общих атомов углерода | Дифенил, дифенилметан Стильбен | Получение лекарственных препаратов, полимерных материалов, органическое сырье Оптический отбеливатель целлюлозных материалов |
С конденсированными ядрами | Бензольные ядра имеют общие атомы углерода | Нафталин, тетрацен, коронен Бензопирен | Органические полупроводники, получение лекарственных препаратов, получение полимерных материалов Сильный канцероген |
Затем сообщения учащихся:
Ароматические и медицина: Ученица выходит к доске и используя таблички с формулами — аспирина, амидопирина, анальгина, стрептоцида и др., а также показывая, демонстрируя эти лекарства, рассказывает об их применении.
Физиологическое воздействие бензола и его соединений на организм человека: Разговор о хронической токсичности бензола, о смертельной концентрации в крови, о симптомах отравления и о первой помощи пострадавшему, а также о проканцерогене — бензпирене, о его связывании с ДНК в организме человека и в связи с этим — злокачественное перерождение клеток, их анормальное разрастание.
Учитель: комментирует, добавляет, говоря о злокачественных заболеваниях — раке крови (бензол), раке кожи, легких, гортани (бензпирен).
3) Охрана окружающей среды: Концентрация бензола и его производных
(фенолов) в воздухе, в воде. Вентиляция производственных помещений
и т.д.
IV. Закрепление нового материала:
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы говорили с вами об основных способах получения бензола и его гомологов, их многообразии и применении. Просит учащихся, заполнить таблицу ПМИ и отметить в ней положительные и отрицательные моменты урока, а также то новое, интересное, что вынесли для себя, что узнали и приобрели.
— | Интересно | |
|
|
|
V. Подведение итогов, анализ урока.
Учитель отмечает работу всего класса, говорит об участии в уроке тех или иных учащихся. Выставляет оценки, комментируя их. Ставит задачи перед классом на следующий урок. Дает домашнее задание: стр. 56-58; стр. 58-59 упр. 13 (а,б).
Использованная литература: Э.Гросое «Химия для любознательных»; Дж.Пиментел: «Возможности химии сегодня и завтра», Г.Д.Харлампович «Многоликая химия»; Г.М.Чернобельская «Основы методики обучения химии».