4
Урок разработала Серебрянская Нелля Александровна,
учитель химии МОУ «Образцовская СОШ»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Смотр знаний по теме «Азотосодержащие органические соединения»
(урок контроля знаний)
Методические особенности урока
Смотр знаний – хорошая форма организации коллективной познавательной деятельности учащихся при обобщении, систематизации и проверке знаний. Такая форма проведения урока развивает способность школьников к активному сотрудничеству, создаёт в коллективе атмосферу доброжелательности и взаимопомощи. А учителю даёт возможность избежать ситуации неуспеха, так как при работе в команде каждый, а особенно слабоуспевающий ученик получает возможность получить помощь от одноклассника, найти своё место в общей деятельности, таким образом свести к минимуму возможность получения двойки.
Предлагаемый урок возможен для проведения в классах с небольшим количеством обучающихся, где есть возможность разделить учеников на две команды по 4-7 человек. Форма участия каждого ученика при работе в группе определяется направляющей ролью учителя и особенностью состава группы.
Принцип оценивания знаний и умений учащихся учитель выбирает по своему усмотрению: это могут быть карточки участия, зачётные листы, листы активности и т.д. Важно весь урок фиксировать участие каждого обучающегося для объективного выставления отметки в конце урока.
Дидактическая задача урока: установить правильность, степень и осознанность усвоения всеми обучающимися объёма и качества материала темы.
Условия достижения положительных результатов: Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы активизирующих приемов, позволяющих проверить усвоение темы у всех обучающихся в классе. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
Способы активизации на уроке: использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, занимательные, индивидуальные задания учащимся.
Оборудование урока: медиапроектор, компьютер, карточки задания в печатном виде, лабораторное оборудование для проведения эксперимента.
ДЕВИЗ УРОКА
«Собраться вместе – это начало.
Держаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.»
Генри Форд
ХОД УРОКА:
1. В начале урока представители команд выбирают названия свои командам. Их на данном уроке предлагается два «Амины» и «Аминокислоты». В случае работы в профильном классе команд может быть больше, и названий их соответственно тоже. Работу группы в целом и каждого ученика оценивают учащиеся 11 класса из числа успевающих при консультационной помощи учителя.
2. Основная часть урока
2.1. Представление команд
Каждая команда даёт определение своего класса веществ с различных точек зрения, кратко рассказывает о классификации, свойствах, приводят примеры. Представители соседней команды дополняют ответы, при это получают дополнительные очки.
2.2. Конкурс «Узнай своего»
При помощи медиапроектора на экран проецируются формулы веществ, из которых представители каждой команды должны выбрать аминокислоты и амины, дать им названия. Например, NH2CH3, CH2NH2COOH, CH3NO2, C6H5NH2, CH3C2H5NH, (CH3)2NH и т.д.
2.3. Конкурс «Третий лишний»
Каждая группа получает карточку, в которой написаны пять строчек формул, по три формулы в каждой строке. Такие же таблицы проецируются на экран. Одна из них лишняя, её необходимо зачеркнуть. Например, задание для группы «Амины»
NH2C2H5 | NH3 | |
C6H5NH2 | C6H4(NH2)2 | С6Н6 |
NH(CH3)2 | NH2CH3 | NH(C2H5)2 |
NH2CH3 | NО2CH3 | NH(CH3)2 |
NH2CH3 | NH(CH3)2 | NH(C2H5)2 |
(в первой строчке лишним является аммиак, он не относится к аминам; во второй строчке бензол, он не ароматический амин; в третей строчке лишний метиламин, он не вторичный амин; в четвёртой строчке лишний нитрометан, он не относится к аминам; в пятой строчке лишний метиламин, он не вторичный амин). Такое же задание учитель составляет и для группы «Аминокислоты».
Проверка выполнения задания выполняется устно. Члены другой команды имеют право задавать вопросы и дополнять.
2.4. Конкурс «Химическая эстафета»
Каждая группа получает карточку с цепочкой превращений. Число превращений должно быть равно числу членов группы, чтобы уравнение написал каждый. Учащиеся пишут уравнения, называют вещества, определяют типы реакций. Причём группа сама решает, кому какое уравнение писать, очерёдность не имеет значения: ученики выбирают посильное задание.
Например, для группы «Аминокислоты»
Этилен — ацетилен — уксусный альдегид — уксусная кислота хлоруксусная кислота – глицин
Или, для группы «Амины»
ацетилен — бензол — нитробензол — анилин — хлорид фениламмония.
Каждый член группы зачитывает своё уравнение и поясняет, один из её членов пишет уравнение на доске, чтобы было наглядно.
2,5. Конкурс «Эксперимент»
Каждая группа получает практическое задание и выполняет его с последующим объяснением.
Пример задания для группы «Амины»
В пробирку прилейте 0,5 мл анилина и 3 мл воды. Взболтайте. Что наблюдаете? В пробирку добавьте соляной кислоты до полного растворения анилина в воде. К раствору добавьте 1-2 мо щёлочи. Что наблюдаете?
Ответьте на вопросы:
1. Почему при добавлении соляной кислоты происходит растворение анилина? Напишите уравнение реакции.
2. Почему при добавлении щёлочи анилин выделяется из водного раствора. Напишите уравнение реакции.
Пример задания для группы «Аминокислоты»
В пробирку, содержащую 2 мл раствора глицина, добавьте 1 г порошка оксида меди (II) и нагрейте до кипения.
Ответьте на вопросы:
1. Чем обусловлено появление голубой окраски раствора?
2. Каково строение образующейся соли?
3. Подведение итогов
Пока жюри подводит итоги, учащимся предлагается творческое задание — придумать синквейн, посвящённый химии.
Синквейн — это нерифмованное японское стихотворение, состоящее из пяти строк:
первая строка — имя существительное (химия);
вторая строка — два прилагательных;
третья строка — три глагола;
четвёртая строка — краткая фраза, афоризм (отражает суть предмета или события);
пятая строка – чувство, которое испытал на уроке (одно слово).
Например:
Химия.
Органическая, увлекательная.
Учит, открывает, помогает.
Орешек знаний твёрд!
Могу!!!
В конце урока учащиеся читают свои синквейны. Затем жюри и учитель подводят итоги, отмечает лучшие ответы. Каждый учащийся получает отметку за работу на уроке.