Конспект урока для 11 класса «Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул»

Технологическая карта урока по химии в 11 классе на тему

«Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул»

Цели урока:

образовательная: систематизировать и углубить представление учащихся о типах гибридизации и влиянии гибридизации на геометрию молекул;

развивающая: формировать умения: извлекать информацию, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, сравнивать, обобщать материал и находить главное;

воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества. Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.



Оборудование: презентация, наборы моделей атомов, периодическая система химических элементов.

Тип урока: урок-усвоение новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Опорные понятия, термины: электроотрицательность, валентность, степень окисления, координационное число, δ- и π-связи, ковалентная связь, sp-,sp2-,sp3-гибридизация, тетраэдр, валентный угол

Новые понятия: sp3d-, sp3d2-, sp3d3— гибридизация, четырехугольная пирамида, пятиугольная пирамида, четырехугольная бипирамида (октаэдр)

Формы контроля: индивидуальные задания

Домашнее задание: определить вид гибридизации для следующих молекул. CO, CCl4, H2S, OF2, ClF3.





Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии, методы, приемы

УУД

Результат

  1. Организационный момент

Тема урока «Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул».

Отмечает отсутствующих учащихся, направляет мыслительную деятельность учащихся на определение темы урока.

Готовит рабочее место, формулирует тему урока.

Монолог учителя, прием «черный ящик».

Л: самоопределение.

Р: саморегуляция.

К: планирование учеником сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Готовность класса к уроку, формулировка темы урока.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  1. Цели урока.

  2. Заданияе определить тип гибридизации и геометрию молекулы BeCl2.


Мотивация деятельности учащегося, направление учащегося на самостоятельное определение целей и задач урока.

Формулируют цели урока, ставят задачи, аргументируют свою точку зрения.

Технология критического мышления, наводящие вопросы.

Л: мотивация к познанию.

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения.

П: ориентация в системе собственных знаний, осознание необходимости новых знаний.

Цели и задачи урока.

Мотивация учащихся.

  1. Актуализация знаний

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое гибридизация?

  2. Каковы причины гибридизации?

  3. Какие виды гибридизации вы знаете?

  4. Что такое δ- и π-связь?

  5. Что называется электроотрицательностью?

  6. Что такое степень окисления?

  7. Какие электроны называют валентными?

  8. Что такое координационное число?

  9. Какие параметры : sp-, sp2-,sp3-гибридизации вам знакомы?

  10. Кем было открыто явление гибридизации?

Актуализация информационного ресурса учащегося, создание ситуации успеха.

Устные ответы на вопросы, сообщение на тему «Лайнус Карл Полинг».

Фронтальная беседа, монологическая речь, ИКТ -технологии

Л: мотивация к познанию, осознание необходимости новых знаний.

Р: владение монологической речью.

К: умение слушать и понимать других.

П: отвечать на вопросы учителя, извлекать нужную информацию.


Оценка уровня знаний учащихся по ранее изученному материалу; сообщения учащихся.

4.Первичное усвоение новых знаний

  1. Формулирование проблемы: существует ли гибридизация в молекулах неорганических соединений, а если существует, то какие виды.

  2. Создание алгоритма «Определения типа гибридизации и геометрии молекул».

  3. Проведение исследовательской работы (см. приложение).

Выдвижение проблемы, организация деятельности учащихся по исследованию проблемной ситуации, консультация, коррекция хода решения учебной задачи.

Составляют алгоритм определения типа гибридизации, выдвигают гипотезу, выполняют исследовательские задания, делают выводы.

Работа в парах,технология «Пазлы», технология проблемного обучения, исследовательские методы, ИКТ- технологии

Л: действия смыслообразования.

К: умение доносить свою позицию до других, принимать другие точки зрения, прогнозировать последствия коллективных решений.

Р: определение и формулирование цели деятельности, составление плана деятельности по решению проблемной ситуации, осуществлять действия по реализации плана.

П: выбор способа решения проблемы, извлечение информации, сравнение, анализ и обобщение фактов и явлений, выявление причинно-следственных связей.

  1. Составление алгоритма.

  2. Проведение исследовательской работы.

  3. Решение проблемной ситуации.

  4. Достижение целей урока.


  1. Первичная проверка понимания

Заполнение таблицы «Сравнение процессов гибридизации в органической и неорганической химии».

Инструктаж по заполнению таблицы.

Заполнение таблицы.

Самостоятельная работа.

Л: умение управлять своей познавательной деятельностью.

Р: саморегуляция.

К: умение слушать.

П: сравнивать процессы, находить черты сходства и отличия.

Таблица

  1. Первичное закрепление

Определить тип гибридизации молекулы у вещества PF5, ClF3.

Организует работу учащихся с взаимопроверкой.

Выполняют задания, проверяют работу товарища по парте.

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Р: управление познавательной деятельностью.

К: взаимодействие в паре.

П: поиск решения задания.


Отметка за задание.

  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж по выполнению

Определить вид гибридизации для следующих молекул. CO, CCl4, H2S, OF2, ClF3.

Задает домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению.

Записывает д/з в дневник.

Монолог учителя.

Л: самоорганизация.

Р: определяют форму выполнения задания.

П: воспринимают информацию, осознанно фиксируют ее.


Запись домашнего задания в дневнике.

  1. Рефлексия

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы?

  3. Понравилась ли такая форма проведения урока, как урок-исследование?

Организует обсуждение результатов урока, решения проблемы, выполнения поставленных целей, благодарит за работу.

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, вносят коррективы.

Беседа.

Р: коррекция, оценка деятельности.

К: участвуют в диалоге, оформляют свои мысли.

П: осознанно строят выводы.


Подведение итогов урока.







Приложение 1

Алгоритм определения типа гибридизации и геометрии молекул

Последовательные действия определения типа гибридизации

Пример

1.

Запишите молекулярную формулу вещества. Определите центральный атом в молекуле. Определите степень окисления (с.о.) центрального атома в молекуле. Степень окисления соответствует количеству неспаренных электронов.


2.

Определите координационное число (к.ч.) центрального атома (то, сколько других атомов удерживает он около себя). Координационное число соответствует количеству δ-связей.


3.

Составьте электронную и электронно-графическую формулу центрального атома. Сделайте анализ последнего (валентного) энергетического уровня. Если число неспаренных электронов в атоме меньше необходимого, напишите формулу элемента в возбужденном состоянии. Отметьте электроны, образующие π-связи, δ-связи и «уши» (действия производятся справа налево).


4.

Определите тип гибридизации центрального атома (помните, что в образовании π-связей принимает участие р-электроны, не принявшие участие в процессе гибридизации), геометрию молекулы, валентный угол.


5.

Напишите структурную формулу вещества.












Приложение 2

Исследовательская работа по химии на тему

«Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул»

I вариант

Цель исследования:

Гипотеза:



Объекты исследования: молекулы неорганических исследований

Оборудование: периодическая система химических элементов, алгоритм определения типа гибридизации и геометрии молекулы.

Ход исследования:

Задание . Определить тип гибридизации и геометрию молекул BeCl2, , NH3, XeF6.


BeCl2

1.


2.


3.


4.


5.


NH3

1.


2.


3.


4.


5.
















Проверка гипотезы:





Выводы:





Приложение 3



Исследовательская работа по химии на тему

«Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул»

II вариант

Цель исследования:

Гипотеза:



Объекты исследования: молекулы неорганических исследований

Оборудование: периодическая система химических элементов, алгоритм определения типа гибридизации и геометрии молекулы.

Ход исследования:

Задание . Определить тип гибридизации и геометрию молекул BF3, SCl4, SF6




BF3

1.


2.


3.


4.


5.




SCl4

1.


2.


3.


4.


5.






SF6

1.


2.


3.


4.


5.






























Проверка гипотезы:



Выводы:





Приложение 4



Таблица «Сравнение процессов гибридизации в органической и неорганической химии»

Признак

Органическая химия

Неорганическая химия

1.

Виды гибридизации



2.

Наличие π-связей



3.

Геометрические формы молекул



4.

Атомы, участвующие в процессе гибридизации









16



Свежие документы:  Диагностическая работа по химии "Классы неорганических веществ" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: