Технологическая карта урока по химии в 11 классе на тему
«Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул»
Цели урока:
образовательная: систематизировать и углубить представление учащихся о типах гибридизации и влиянии гибридизации на геометрию молекул;
развивающая: формировать умения: извлекать информацию, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, сравнивать, обобщать материал и находить главное;
воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества. Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.
Оборудование: презентация, наборы моделей атомов, периодическая система химических элементов.
Форма урока: урок-исследование | |
Опорные понятия, термины: электроотрицательность, валентность, степень окисления, координационное число, δ- и π-связи, ковалентная связь, sp-,sp2-,sp3-гибридизация, тетраэдр, валентный угол | Новые понятия: sp3d-, sp3d2-, sp3d3— гибридизация, четырехугольная пирамида, пятиугольная пирамида, четырехугольная бипирамида (октаэдр) |
Формы контроля: индивидуальные задания | Домашнее задание: определить вид гибридизации для следующих молекул. CO, CCl4, H2S, OF2, ClF3. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Технологии, методы, приемы | УУД | Результат | |
| |||||
Тема урока «Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул». | Отмечает отсутствующих учащихся, направляет мыслительную деятельность учащихся на определение темы урока. | Готовит рабочее место, формулирует тему урока. | Монолог учителя, прием «черный ящик». | Л: самоопределение. Р: саморегуляция. К: планирование учеником сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Готовность класса к уроку, формулировка темы урока. |
| |||||
| Мотивация деятельности учащегося, направление учащегося на самостоятельное определение целей и задач урока. | Формулируют цели урока, ставят задачи, аргументируют свою точку зрения. | Технология критического мышления, наводящие вопросы. | Л: мотивация к познанию. Р: целеполагание. К: умение слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения. П: ориентация в системе собственных знаний, осознание необходимости новых знаний. | Цели и задачи урока. Мотивация учащихся. |
| |||||
Вопросы для учащихся:
| Актуализация информационного ресурса учащегося, создание ситуации успеха. | Устные ответы на вопросы, сообщение на тему «Лайнус Карл Полинг». | Фронтальная беседа, монологическая речь, ИКТ -технологии | Л: мотивация к познанию, осознание необходимости новых знаний. Р: владение монологической речью. К: умение слушать и понимать других. П: отвечать на вопросы учителя, извлекать нужную информацию.
| Оценка уровня знаний учащихся по ранее изученному материалу; сообщения учащихся. |
4.Первичное усвоение новых знаний | |||||
| Выдвижение проблемы, организация деятельности учащихся по исследованию проблемной ситуации, консультация, коррекция хода решения учебной задачи. | Составляют алгоритм определения типа гибридизации, выдвигают гипотезу, выполняют исследовательские задания, делают выводы. | Работа в парах,технология «Пазлы», технология проблемного обучения, исследовательские методы, ИКТ- технологии | Л: действия смыслообразования. К: умение доносить свою позицию до других, принимать другие точки зрения, прогнозировать последствия коллективных решений. Р: определение и формулирование цели деятельности, составление плана деятельности по решению проблемной ситуации, осуществлять действия по реализации плана. П: выбор способа решения проблемы, извлечение информации, сравнение, анализ и обобщение фактов и явлений, выявление причинно-следственных связей. |
|
| |||||
Заполнение таблицы «Сравнение процессов гибридизации в органической и неорганической химии». | Инструктаж по заполнению таблицы. | Заполнение таблицы. | Самостоятельная работа. | Л: умение управлять своей познавательной деятельностью. Р: саморегуляция. К: умение слушать. П: сравнивать процессы, находить черты сходства и отличия. | Таблица |
| |||||
Определить тип гибридизации молекулы у вещества PF5, ClF3. | Организует работу учащихся с взаимопроверкой. | Выполняют задания, проверяют работу товарища по парте. | Самостоятельная работа, взаимопроверка. | Р: управление познавательной деятельностью. К: взаимодействие в паре. П: поиск решения задания.
| Отметка за задание. |
| |||||
Определить вид гибридизации для следующих молекул. CO, CCl4, H2S, OF2, ClF3. | Задает домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению. | Записывает д/з в дневник. | Монолог учителя. | Л: самоорганизация. Р: определяют форму выполнения задания. П: воспринимают информацию, осознанно фиксируют ее.
| Запись домашнего задания в дневнике. |
| |||||
Беседа по вопросам:
| Организует обсуждение результатов урока, решения проблемы, выполнения поставленных целей, благодарит за работу. | Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, вносят коррективы. | Беседа. | Р: коррекция, оценка деятельности. К: участвуют в диалоге, оформляют свои мысли. П: осознанно строят выводы.
| Подведение итогов урока. |
Приложение 1
Алгоритм определения типа гибридизации и геометрии молекул
Последовательные действия определения типа гибридизации | Пример | |
1. | Запишите молекулярную формулу вещества. Определите центральный атом в молекуле. Определите степень окисления (с.о.) центрального атома в молекуле. Степень окисления соответствует количеству неспаренных электронов. |
|
2. | Определите координационное число (к.ч.) центрального атома (то, сколько других атомов удерживает он около себя). Координационное число соответствует количеству δ-связей. |
|
3. | Составьте электронную и электронно-графическую формулу центрального атома. Сделайте анализ последнего (валентного) энергетического уровня. Если число неспаренных электронов в атоме меньше необходимого, напишите формулу элемента в возбужденном состоянии. Отметьте электроны, образующие π-связи, δ-связи и «уши» (действия производятся справа налево). |
|
4. | Определите тип гибридизации центрального атома (помните, что в образовании π-связей принимает участие р-электроны, не принявшие участие в процессе гибридизации), геометрию молекулы, валентный угол. |
|
5. | Напишите структурную формулу вещества. |
|
Приложение 2
Исследовательская работа по химии на тему
«Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул»
I вариант
Цель исследования:
Гипотеза:
Объекты исследования: молекулы неорганических исследований
Оборудование: периодическая система химических элементов, алгоритм определения типа гибридизации и геометрии молекулы.
Ход исследования:
Задание . Определить тип гибридизации и геометрию молекул BeCl2, , NH3, XeF6.
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
Проверка гипотезы:
Выводы:
Приложение 3
Исследовательская работа по химии на тему
«Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул»
II вариант
Цель исследования:
Гипотеза:
Объекты исследования: молекулы неорганических исследований
Оборудование: периодическая система химических элементов, алгоритм определения типа гибридизации и геометрии молекулы.
Ход исследования:
Задание . Определить тип гибридизации и геометрию молекул BF3, SCl4, SF6
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
Проверка гипотезы:
Выводы:
Приложение 4
Таблица «Сравнение процессов гибридизации в органической и неорганической химии»
Признак | Органическая химия | Неорганическая химия | |
1. | Виды гибридизации |
|
|
2. | Наличие π-связей |
|
|
3. | Геометрические формы молекул |
|
|
4. | Атомы, участвующие в процессе гибридизации |
|
|
16