№ п/п |
| предмет | Химия | Класс | 11 | ||
Тема урока: | Циклоалканы. | ||||||
Цели урока: Образовательные:
|
| ||||||
Развивающие:
| Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы | ||||||
Воспитательные:
| Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Развивать интерес к предмету, научное мировоззрение. | ||||||
Оформление урока: |
| ||||||
Тип урока: | Урок формирования новых знаний с элементами практикума | ||||||
Формы работы: | Фронтальная, парная, индивидуальная. | ||||||
Методы работы: | рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация материала с помощью мультимедиа, практический. | ||||||
Ход урока | |||||||
№ | Этапы урока: | Время | |||||
1 | Организационный момент. | 1 мин | |||||
2 | Формулирование целей и задач урока:
| 2мин | |||||
3 | Актуализация прежних знаний: Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул метана,1,3- дихлорпропана, бутана»
| 5 мин | |||||
4 | Формирование новых знаний Понятие о циклопарафинах. Работа с электронным учебником.
Вопросы: 1. Почему циклопарафины получили такое название? 2. Что у них может быть отличительного в строении исходя из названия? Вывод: атомы углерода у циклопарафинов замыкаются в циклы.
(демонстрация)
Беседа по вопросам:
Выводы:
Молекулы циклопарафинов часто содержат боковые углеродные цепи, образуя производные.
(демонстрация)
ІІ. Строение циклопарафинов.
По строению циклические углеводороды сходны с предельными углеводородами. Каждый атом углерода находится в состоянии sp3— гибридизации и образует четыре сигма связи С – С и С – Н.
(демонстрация)
Угол между связями зависит от размера цикла: чем меньше цикл, тем меньше угол. Свободное вращение вокруг связей С – С в цикле невозможно.
(демонстрация)
ІІІ. Изомерия и номенклатура.
Для циклоалканов характерны два вида изомерии.
(Вопрос классу: что такое изомерия?)
1 вид – структурная изомерия.
(Вопрос классу: в чём заключается структурная изомерия?)
Структурная изомерия у циклоалканов может быть обусловлена: А) размером цикла. (демонстрация)
Б) положением заместителей в цикле. (демонстрация)
2 вид – пространственная изомерия – у некоторых замещённых циклоалканов обусловлена отсутствием свободного вращения вокруг связей С – С в цикле. Одинаковые заместители могут находиться по одну сторону от плоскости цикла, образуя цис-изомер, или по разные стороны цикла, образуя транс-изомер.
(демонстрация)
IV. Физические свойства циклопарафинов.
При обычных условиях первые два члена гомологического ряда циклопарафинов (С3 и С4) – газы; С5–С10 – жидкости, высшие – твёрдые вещества. Температуры кипения и плавления, а также их плотности выше, чем у соответствующих предельных углеводородов. В воде циклопарафины практически нерастворимы.
V. Химические свойства.
Беседа по вопросам:
(реакцию пишут самостоятельно на примере циклопентана, с последующей проверкой на доске) 2С5Н10 + 15О2 → 10 СО2 + 10Н2О
А) галогенирование – взаимодействие с галогенами, с образованием галогенозамещённых циклоалканов:
(демонстрация) Б) дегидрирование – отщепление водорода в присутствии никелевого катализатора, с образованием ароматического углеводорода – бензола:
(демонстрация)
А) галогенирование – присоединение галогенов с образованием дигалогенопроизводных алканов:
(демонстрация)
Б) гидрирование – присоединение водорода в присутствии катализаторов с образованием алканов:
(демонстрация)
VI. Получение циклопарафинов.
А) Циклопентан, циклогексан и их производные составляют основную часть некоторых сортов нефти. Поэтому их получают в основном из нефти. Б) При действии металлов на дигалогенопроизводные алканов:
(демонстрация) В) Циклогексан и его производные чаще всего получат гидрированием соединений ряда бензола – ароматических углеводородов:
(демонстрация) VII. Применение циклоалканов. Циклопентан, циклогексан и их производные при ароматизации нефти превращаются в ароматические углеводороды, которые используются для синтеза красителей, медикаментов. Циклопропан используется в медицине в качестве наркоза. Циклопентан используют как добавку к моторному топливу для повышения качества последнего. Циклогексан используется для синтеза полупродуктов для производства синтетических волокон – нейлона и капрона.
| 25 мин | |||||
5 | Закрепление. Самостоятельное изготовление учащимися моделей молекул циклоалканов, составление изомеров. | 5 мин | |||||
6 | Подведение итогов урока, комментирование оценок: Подведение итогов урока, комментирование оценок: Фронтальная беседа по вопросам:
| 5 мин | |||||
7 | Комментирование д/з
| 2 мин |