Конспект урока по теме: «Кислоты»
Цель: личностное совершенствование обучающихся через создание условий для получения навыков познавательной деятельности.
Задачи, реализующие предметную направленность урока:
Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
Овладение знаниями о составе и классификации кислот.
Развитие навыков практического изучения общих химических свойств кислот.
Задачи, реализующие метапредметную направленность урока:
Развитие операций мышления обучающихся;
Формирование коммуникативных навыков;
Содействии адаптации обучающихся к постоянно меняющимся условиям;
Активизация потребности в самостоятельной поисковой деятельности;
Формирование умения целостно воспринимать проблему и определять пути её решения.
Формирование представлений о форме и содержании.
Задачи, реализующие формирование личностных установок обучающихся:
Развитие рефлексии.
Формирование коммуникативных навыков.
Ход урока.
Цель |
| Деятельность учителя | УДД | |||
1. Мотивационно-ориентировочный блок | Актуализация
| Активизация мыслительной деятельности, мотивирование на решение задач урока, развитие потребности в познание. Обеспечение связи с жизнью для повышения степени интереса.
Реализация межпредметных связей. | Инструктаж по технике безопасности в картинках – слайд
| Выполняют задания учителя – смотрят слайды презентации, повторяют технику безопасности. | Познавательные (общеучебные): умение выделять существенную информацию, анализировать, формулировать проблему и намечать пути её решения. Личностные: сформировать познавательные мотивы – интерес к новому | |
Тест на лево и правополушарных. – детям выдаются жетоны, которые они прикрепляют на бейджик. Если левополушарные – это люди, которые мыслят логикой, а правополушарные мыслят чувствами, что объединяет эти типы людей – они умеют мыслить. Каким условием является наличие мышления, чтобы размышлять нужно – знать.
Знать, что? Информацию. А как перекликаются термины информация и знания? что первично? Что бы вы сегодня хотели получить на уроке? (информацию и знания о чем?) Давайте попробуем определить тему. На слайде изображены – лимон, щавель, аскорбиновая кислота. Первым появляется изображение лимона. Что происходит с человеком, когда он слышит слово – ЛИМОН? Вот Вы сейчас увидели и услышали слово лимон, что у Вас произошло( слюноотделение) Правильно у человека выделяется слюна, а почему это происходит? (лимон кислый, у человека возникает рефлекс. А что такое рефлекс – это реакция организма) Далее появляются щавель, а затем аскорбиновая кислота. Что объединяет все эти изображения? ( они все кислы на вкус) Давайте разберем слово кислый по составу – кисл – это корень, ый – окончание ( на экране появляется разбор слова). А теперь какие однокоренные слова можно придумать к слову кислый? Придумайте однокоренное слово к слову кислый, которое бы было глаголом, а теперь придумайте существительное.( слова записываются на доске) Какое из перечисленных слов было бы уместно взять для темы сегодняшнего урока — КИСЛОТА | Выполняют задания, определяют свой ведущий тип полушария, делают вывод о типе мышления.
Рассуждают, делают выводы. | |||||
Проблематизация | Формулировка актуального уровня знаний. | А что такое кислота? Какие кислоты Вы знаете?
| Делают вывод о наличии определенных знаний по теме.
| Регулятивные Развитие рефлексии, в том числе анализа имеющегося уровня знаний.
| ||
| Целеполагание | Формулировка задач урока. | Что нужно сделать, чтобы у Вас появились знания после сегодняшнего урока …
| Определяют пути саморазвития | Личностные: Формирование ценностного отношения к необходимости саморазвития | |
Системно-деятельностный блок | Целеполагание | Активизация потребности во взаимодействии | И так у Вас большой объем работы, как сделать так, чтобы Вы успели за короткое время. Их будет легче достичь, если вы будет работать вместе… | Решают проблемы по составу группы, в которой будут работать. | Личностные: сформировать познавательные мотивы – интерес к новому Коммуникативные: осознание потребности в развитии конструктивного общения | |
Моделирование | Развитие умения планировать деятельность и определять методы решения проблемы | Какими методами Вы можете пользоваться для заполнения данной таблицы? (обмен информацией, учебник) | Выбирают способы решения проблемы | Познавательные (общеучебные): применение методов информационного поиска, , применение методов практического характера. Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение. | ||
Конструирование | Формирование представлений о понятии кислоты. Развитие навыков поисковой деятельности | Проведение эксперимента и формулирование решения. Работа по группам: Классификация кислот Рассмотрите выданные Вам карточки и определите, чем кислоты отличаются друг от друга 1 карточка – по наличию кислорода — HNO3, HCl, HNO2, HBr. 2 карточка – по основности — H2SO4 , H2S, H3PO4, HNO3, H2SO3, HCl, H3BO3 3 карточка по растворимости в воде – описание физических свойств фосфорной кислоты, соляной, пальмитиновой ( опыт на столах вода и кислоты, необходимо их растворить, работа с таблицей растворимости) 4 карточка – по летучести – описание физических свойств серной кислоты, сероводорода, соляной кислоты, фосфорной кислоты 5 карточка — по стабильности – описание физических свойств серной кислоты, фосфорной, угольной, сернистой, кремниевой, соляной кислоты 6 карточка по степени электролитической диссоциации – серная, соляная, сероводородная, сернистая ( таблица со значением степени диссоциации кислоты и описанием зависимости степени диссоциации и силы кислот) Обсуждаются результаты и постепенно на доске появляются основания классификации И так, что Вы сделали на первом этапе работы? Что приобрели знание или информацию?
Что еще стоит узнать про кислоты? Работа в группах Проведите эксперимент и соберите цепочку уравнения ( раздаются карточки с уравнениями реакций и коэффициентами- с помощью магнитов прикрепляем к доске. На каждом столе написаны, на листочках какие реактивы были в ящике. Ящики после опыта сразу убирает лаборант) 1 группа – кислота + основание –. У группы реактивы для работы — соляная кислота, фенол-фталеин, гидроксид калия, гидроксид натрия 2 группа – кислота + оксид металла. У группы на столах – соляная кислота и оксид меди. 3 группа – кислота + металл. У группы на столах соляная кислота, медь и цинк. 4 группа – кислота + соль. У группы на столах серная кислота, карбонат калия, сульфат натрия.
| Выполняют задания в группах. Делают выводы. Формулируют обобщённое решение. Получают единый продукт — блок схему по теме кислоты. | Регулятивные: оценка результата деятельности; внесение необходимых коррективов; Познавательные (общеучебные): умение анализировать, прогнозировать, формулировать умозаключения Коммуникативные: умение устанавливать деловые отношения, взаимодействовать в группе, выполнять социальные роли – лидера, исполнителя; отстаивать свою точку зрения. | ||
Рефлексивно-оценочный | Презентация | Формирование умения отстаивать свою точку зрения и анализировать информацию | На доске помещаются уравнения реакций
| Презентуют свои решения. Записывают полученные решения других себе в тетрадь | Познавательные (общеучебные): умение анализировать, прогнозировать, формулировать умозаключения Коммуникатиные: развития умения выступать публично; Личностные: формирование нравственного отношения к ценности точки зрения другого человека. | |
Рефлексии | Развитие умения анализировать свою деятельность | Что произошло в течение урока с вами. Были изменения формы или содержания?
Какое домашнее задание Вы для себя определите, чтобы к следующему уроку, Вам легко было оперировать информацией о кислотах | Делают выводы о своей результативности на уроке, полученной информации | Познавательные (общеучебные): контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные: умение планировать свою деятельность. Личностные: умение преодолевать трудности.
|