Тема урока:
Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы.
Цели урока:
— сформировать знания о составе оснований, валентности
гидроксильной группы, физических свойствах оснований, их
применении;
— выяснить какие основания относятся к щелочам, познакомиться с их
представителями;
— изучить правила техники безопасности при работе со щелочами;
— дать понятие об индикаторах, изучить изменение цвета индикаторов
в растворах щелочей.
Задачи развития:
— совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять
общие черты и различия в составе и свойствах оснований;
— развитие умений работать коллективно (в группах),
оценивать свои возможности и знания товарищей.
Требования к уровню подготовки учащихся, конечный результат:
— уметь определять принадлежность веществ к классу оснований,
называть основания, составлять формулы оснований;
— знать качественные реакции на углекислый газ и щелочную среду.
Оборудование:
— образцы оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3;
— индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый,
фенолфталеиновая бумага;
— известковая вода, литий;
— пробирки, стеклянные палочки, коническая колба, стаканы с водой;
— у учащихся на партах набор химический лабораторный;
— инструкция по технике безопасности при работе со щелочами.
На классной доске записаны формулы веществ:
Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2,CaCl2, CaC2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.
Учителем заготовлены к уроку для каждого учащегося:
— незаполненная таблица «Индикаторы», (приложение);
— цветные кружочки синего, белого, оранжевого, красного цветов.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад.
2.Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.
— учитель задает классу вопросы с целью проверки и повторения понятий: «простые вещества», «сложные вещества», «степень окисления», «бинарные соединения», «номенклатура бинарных соединений: сульфиды, хлориды, карбиды», оксиды;
— к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, карбиды, хлориды, особо обращается внимание на оксиды.
(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).
На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ:NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.
3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.
Учитель говорит, что оставшиеся формулы веществ еще не знакомы учащимся и сегодня на уроке им предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока. Учитель ставит перед классом познавательную задачу:
— Какие же вещества относятся к основаниям?
4.Изучение нового материала.
4.1. Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН.
4.2. Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН.
4.3. Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х.
4.4. Фронтальная беседа с классом с целью определения связей, которыми образованы основания: гидроксильная группа –ОН образована ковалентной связью, между ней и металлом – ионная связь, следовательно, Ме и –ОН имеют заряды: Ме+, -ОН1-.
4.5.Учитель предлагает учащимся на основании вышеустановленных признаков класса оснований самостоятельно дать определение этому классу соединений.
П.о.:«Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов гидроксильных групп».
4.6.Учащиеся по памяти записываю в тетрадь выведенное ими определение оснований. 2-3 учащихся зачитывают классу записанное определение.
4.7.Составление учащимися формул оснований на доске и в тетради самостоятельно.
4.8.Знакомство с конкретными веществами класса оснований (лабораторная работа).
Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH, KOH, Ca(OH)2; Cu(OH)2; Fe(OH)3.
— учащиеся устанавливают физические свойства веществ: твердые вещества, различных цветов;
— проверяют растворимость оснований в воде. KOH, NaOH– хорошо растворимы
в воде, остальные основания в воде не растворимы.
4.9.Фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости.
Используется демонстрационная таблица растворимости веществ и таблица на последнем форзаце учебника. В ходе работы учащиеся учатся работать с таблицей и определяют, что KOH, NaOH – растворимы в воде, Са(ОН)2 – малорастворим, Cu(OH)2, Fe(OH)3 – нерастворимые основания.
4.10.Учитель дает понятие о щелочах.
— Щелочи – это растворимые в воде основания. К ним относятся: гидроксиды лития, калия, натрия, кальция.
4.11.Знакомство с правилами техники безопасности при работе с щелочами. (Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами).
4.12.Краткое сообщение учителя о практическом значении оснований, их применении. (Демонстрация твердого и жидкого мыла, как продуктов, в получении которых используют КОН и NaOH).
4.13.Демонстрация: «известковое молоко» и «известковая вода». Опыт:«Распознавание углекислого газа с помощью известковой воды». (Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду).
4.14.Понятие об индикаторах («указатель»). Демонстрация образцов индикаторов: фенолфталеина (фенолфталеиновой бумаги), лакмуса, метилового оранжевого. (Индикаторы – это вещества, меняющие свою окраску в различных средах).
4.15.Лабораторная работа «Испытание растворов оснований индикаторами».
— Учитель предлагает учащимся испытать приготовленные ими ранее растворы оснований индикаторами.
— Учащиеся делают вывод: индикаторы лакмус и метиловый оранжевый свою окраску не меняют. Фенолфталеин в растворах щелочей изменил свою окраску с бесцветной — на яркомалиновую. Индикатор фенолфталеин используется для определения щелочной среды (растворов щелочей).
4.16.Самостоятельная работа учащихся с таблицей «Индикаторы». (Учащиеся наклеивают разноцветные кружочки в таблицу), – смотри приложение.
5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.
С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу вопросы:
— Какие вещества называются основаниями?;
— Запишите общую формулу оснований.
— Какие основания называются щелочами?
— Как распознается углекислый газ?
— Каким индикатором распознаются растворы щелочей (щелочная среда)?
— Как изменяется окраска фенолфталеина в щелочной среде?
6.Итоги урока.
Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.
7.Домашнее задание.
— Учебник п. 20, записи в тетради.
— Учитель демонстрирует учащимся опыт. (В колбу с водой добавляем фенолфталеина и помещаем кусочек металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемы явления. Почему это происходит?
8.Заключение.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Приложение
ИНДИКАТОРЫ
Нейтральная |
Щелочная
|
Кислая | |
Фенолфталеин |
|
|
|
Лакмус |
|
|
|
Метиловый оранжевый |
|
|
|
3