Конспект урока для 8 класса «Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы»

Тема урока:

Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы.


Цели урока:

сформировать знания о составе оснований, валентности

гидроксильной группы, физических свойствах оснований, их

применении;

— выяснить какие основания относятся к щелочам, познакомиться с их

представителями;

— изучить правила техники безопасности при работе со щелочами;

— дать понятие об индикаторах, изучить изменение цвета индикаторов

в растворах щелочей.


Задачи развития:

— совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять

общие черты и различия в составе и свойствах оснований;

— развитие умений работать коллективно (в группах),

оценивать свои возможности и знания товарищей.


Требования к уровню подготовки учащихся, конечный результат:

— уметь определять принадлежность веществ к классу оснований,

называть основания, составлять формулы оснований;

— знать качественные реакции на углекислый газ и щелочную среду.


Оборудование:

— образцы оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3;

— индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый,

фенолфталеиновая бумага;

— известковая вода, литий;

— пробирки, стеклянные палочки, коническая колба, стаканы с водой;

— у учащихся на партах набор химический лабораторный;

— инструкция по технике безопасности при работе со щелочами.


На классной доске записаны формулы веществ:

Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2,CaCl2, CaC2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.


Учителем заготовлены к уроку для каждого учащегося:

— незаполненная таблица «Индикаторы», (приложение);

— цветные кружочки синего, белого, оранжевого, красного цветов.


Ход урока.


1.Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад.


2.Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.

учитель задает классу вопросы с целью проверки и повторения понятий: «простые вещества», «сложные вещества», «степень окисления», «бинарные соединения», «номенклатура бинарных соединений: сульфиды, хлориды, карбиды», оксиды;

— к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, карбиды, хлориды, особо обращается внимание на оксиды.

(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).


На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ:NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.


3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.


Учитель говорит, что оставшиеся формулы веществ еще не знакомы учащимся и сегодня на уроке им предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока. Учитель ставит перед классом познавательную задачу:

Свежие документы:  Тест по Физике "Кипение и испарение" 8 класс

— Какие же вещества относятся к основаниям?


4.Изучение нового материала.


4.1. Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН.

4.2. Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН.

4.3. Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х.

4.4. Фронтальная беседа с классом с целью определения связей, которыми образованы основания: гидроксильная группа –ОН образована ковалентной связью, между ней и металлом – ионная связь, следовательно, Ме и –ОН имеют заряды: Ме+, -ОН1-.

4.5.Учитель предлагает учащимся на основании вышеустановленных признаков класса оснований самостоятельно дать определение этому классу соединений.

П.о.:«Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов гидроксильных групп».

4.6.Учащиеся по памяти записываю в тетрадь выведенное ими определение оснований. 2-3 учащихся зачитывают классу записанное определение.

4.7.Составление учащимися формул оснований на доске и в тетради самостоятельно.

4.8.Знакомство с конкретными веществами класса оснований (лабораторная работа).

Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH, KOH, Ca(OH)2; Cu(OH)2; Fe(OH)3.

— учащиеся устанавливают физические свойства веществ: твердые вещества, различных цветов;

— проверяют растворимость оснований в воде. KOH, NaOH– хорошо растворимы

в воде, остальные основания в воде не растворимы.

4.9.Фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости.

Используется демонстрационная таблица растворимости веществ и таблица на последнем форзаце учебника. В ходе работы учащиеся учатся работать с таблицей и определяют, что KOH, NaOH – растворимы в воде, Са(ОН)2 – малорастворим, Cu(OH)2, Fe(OH)3 – нерастворимые основания.

4.10.Учитель дает понятие о щелочах.

— Щелочи – это растворимые в воде основания. К ним относятся: гидроксиды лития, калия, натрия, кальция.

4.11.Знакомство с правилами техники безопасности при работе с щелочами. (Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами).

4.12.Краткое сообщение учителя о практическом значении оснований, их применении. (Демонстрация твердого и жидкого мыла, как продуктов, в получении которых используют КОН и NaOH).

4.13.Демонстрация: «известковое молоко» и «известковая вода». Опыт:«Распознавание углекислого газа с помощью известковой воды». (Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду).

4.14.Понятие об индикаторах («указатель»). Демонстрация образцов индикаторов: фенолфталеина (фенолфталеиновой бумаги), лакмуса, метилового оранжевого. (Индикаторы – это вещества, меняющие свою окраску в различных средах).

4.15.Лабораторная работа «Испытание растворов оснований индикаторами».

Свежие документы:  Конспект урока географии в 7 классе "Географическое положение Южной Америки"

— Учитель предлагает учащимся испытать приготовленные ими ранее растворы оснований индикаторами.

— Учащиеся делают вывод: индикаторы лакмус и метиловый оранжевый свою окраску не меняют. Фенолфталеин в растворах щелочей изменил свою окраску с бесцветной — на яркомалиновую. Индикатор фенолфталеин используется для определения щелочной среды (растворов щелочей).

4.16.Самостоятельная работа учащихся с таблицей «Индикаторы». (Учащиеся наклеивают разноцветные кружочки в таблицу), – смотри приложение.


5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.


С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу вопросы:

— Какие вещества называются основаниями?;

— Запишите общую формулу оснований.

— Какие основания называются щелочами?

— Как распознается углекислый газ?

— Каким индикатором распознаются растворы щелочей (щелочная среда)?

— Как изменяется окраска фенолфталеина в щелочной среде?




6.Итоги урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.


7.Домашнее задание.

Учебник п. 20, записи в тетради.

— Учитель демонстрирует учащимся опыт. (В колбу с водой добавляем фенолфталеина и помещаем кусочек металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемы явления. Почему это происходит?


8.Заключение.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.


Приложение



ИНДИКАТОРЫ



Среда



Индикаторы


Нейтральная


Щелочная



Кислая



Фенолфталеин










Лакмус









Метиловый оранжевый









3


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: