Конспект урока для 8 класса «Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка , обществознания и права»













Урок по химии


Основания. Определение, состав,

номенклатура и классификация


8 класс











Аминова Руфия Гузаировна

учитель химии I кв. категории








г. Оренбург 2013

Цель урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с составом, с номенклатурой, классификацией и представителями класса оснований;

  • дать представление о качественных реакциях на примере щелочей;

Воспитывающие:

  • продолжить формирование научной картины мира;

  • формировать бережное отношение к своему здоровью;

  • уважительное отношение друг к другу;

Развивающие:

  • формирование интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнение, систематизация, обобщение и моделирования.

  • укрепление личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности



Задачи:

Задачи обучения: продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных гидроксид-ионов; продолжить формирование знаний о степени окисления элементов.

Задачи воспитания: формирование гуманных отношений между учащимися на уроке и выработка таких качеств, как требовательность к себе, быстрота принятия решений, дисциплинированность, добросовестность, ответственность.


Задачи развития: совершенствование своей химической грамотности, акцентирование внимания учащихся на охране труда и технике безопасности.


Тип урока: Комбинированный


Планируемые результаты обучения.

Знать: определение оснований и их классификацию

Уметь: называть основания, определять состав вещества по их формулам,

определять степень окисления; распознавать опытным путем растворы щелочей


Оборудование: ПСХЭ, ноутбук, проектор

Демонстрация: презентация, демонстрационный эксперимент.

Реактивы и оборудование:

  1. раствор щелочи ( NaOH),

2. индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин

Структура урока

    1. Организационный момент

Здравствуйте! В этот час позвольте пожелать

Вам к познанью нового стремиться.

Наш девиз: «Бороться и искать!»

И еще: «Найти и не сдаваться!»

Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобится:

Учебник, тетрадь, опорный конспект, таблица растворимости и ПСХЭ Д.И. Менделеева, ручка, простой карандаш.

Тема нашего урока (обратите внимание на слайд): Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация. (Запишите тему урока в тетрадь)

Цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним классом сложных веществ с основаниями, дадим определение, рассмотрим состав и классификацию, научимся называть их.

2. Актуализация знаний.

Для того, чтобы изучить новую тему, давайте вместе вспомним:

  • Какие вещества называются сложными?

  • Какой класс сложных вы уже изучили? (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2)

Теперь мы с вами поработаем следующим образом:

    1. 3 человека работают по карточкам. (учебники положили на край парты)

    2. 1 ученик у доски выпишет формулы оксидов и назовет их, а остальные вместе со мной работают с текстом, который есть на слайде (фронтально)

CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2, H2O, CuSO4

А) давайте вместе прочитаем формулы веществ (фронтально)

Б) 1 ряд выберите только оксиды (выходит у доске… и выписывает формулы оксидов. К доске выходит ученик с 3 ряда и начинает писать степени окисления элементов в оксидах)

2 ряд назовите оксиды (называет ученик со второго ряда)

3 ряд определите степень окисления элементов в оксидах. (Дополнительные вопросы по классификации оксидов)

    1. Изучение нового материала:

Следующий этап урока — изучение нового материала. Вернемся к теме.

Запишите домашнее задание в дневник: §25, упражнение 1, 2 на стр. 84 выполнить в тетради (выписать и назвать, составить формулы). Приготовить устные сообщения по теме «Применение гидроксида натрия, калия, кальция»

Запишите фамилию и имя в опорном конспекте.

Обратите внимание, на слайде написаны формулы некоторых веществ.

Ca(OH)2 KOH Cu(OH)2 Al(OH)3 NaOH Ba(OH)2

Что общего в формулах всех этих веществ? (сочетание —OH)

Да, эта группа из атома кислорода и водорода называется гидроксид-ион или гидроксогруппа.

А в чем разница между этими веществами? (в них разные металлы)

А еще в чем разница?(разные цифры стоят после гидроксогруппы)

А что эти индексы показывают? (количество гидроксид-ионов)

Исходя из этого, мы можем написать общую формулу для этих веществ Ме(OH)n. Буквой n мы обозначили число –OH групп.

Еще раз посмотрите на формулы этих веществ и на общую формулу. Какое можно дать определение основаниям, исходя из того, что любое определение состоит из термина, ключевого слова и пояснения?

Какой мы термин рассматриваем? (Основания)

Ключевыми словами является слова «сложные вещества». Значит, основания – это какие сложные вещества, состоящие из чего? Поясняем. (ионы металлов и гидроксид-ионы).

Подведем итог: Что же такое основания?

Гидроксид – ион имеет суммарный заряд -1, и представляет собой сложный ион, т.к состоит из атомов 2 элементов О-2 и Н+1. Значит, количество гидроксид-ионов будет зависеть от степени окисления и валентности металла. Например: Составим формулу гидроксида магния. На первом месте всегда пишем ион металла , а, затем гидроксид- ион, степень окисления магния +2, а гидроксид- иона -1, отсюда следует , что формула гидроксида магния Мg (ОН)2: ( работаем на доске)

Составьте формулы гидроксида лития LiOH, и гироксида железа (II) Fe(OH)2.

Любое вещество имеет свое название, в том числе и основания. Как же правильно называть основания? Рассмотрим их номенклатуру.

В названии основания на первом месте стоит слово гидроксид, затем название металла в родительном падеже. Если металл проявляет переменную степень окисления., то ее значение указывается римской цифрой в скобках.

Например: NaOH – гидроксид натрия, Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), т.к. медь имеет еще одну степень окисления+1. Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия, калия – едкий натр и едкое кали, а гидроксид кальция — гашеная известь. Это тривиальные названия.

Давайте назовем основания со слайда. (Закрепления материала)

Проверим, правильно ли мы назвали?

Еще раз послушаем название изучаемого сегодня класса неорганических соединений:
гидроксиды = оксид +»гидра» (вода).
Следовательно, каждому гидроксиду соответствует свой оксид. Например,

 Правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.

Например, Какой гидроксид будет соответствовать Na2ONaOH.

А оксиду кальция.?

CaO Ca(OH)2 (Закрепление материала)


ФИЗМИНУТКА


Рассмотрим классификацию: найдите в учебнике на стр 83 I классификацию , по какому признаку идет она (по числу ОН- групп) и как подразделяются основания? (одно- и многокислотные)

Какие основания называются однокислотные? (в формулах которых указан 1 гидроксид – ион )

Какие основания называются многокислотные? (в формулах которых указаны несколько гидроксид – ионов )

Обратите внимание на слайд. Распределите основания на много и однокислотные (Закрепление)

Ca(OH)2 KOH Cu(OH)2 Al(OH)3 NaOH Ba(OH)2

Вторая классификация по растворимости в воде, по этому признаку все основания подразделяют на: растворимые (щелочи) и нерастворимые. К щелочам относят гидроксиды металлов IА и некоторых металлов IIА, остальные к нерастворимым.

(Работа с таблицей растворимости). Находим в графе ионы металла например ион К+ и гидроксид-ион, найдем место их пересечения. Какая буква там написана? (Р) Что обозначает эта буква? (растворимые). А гидроксид цинка ? (Н , значит нерастворимый).

Запишите примеры.

Исключения!!! NH4OH — растворимый, но не щелочь! AgOH –не существует, он разлагается!


Реакции, с помощью которых распознают определённые химические вещества, называются качественными реакциями.

Щелочи можно распознать индикаторами (от лат. – указатели)


Впервые получил их и проводил опыты с ними Роберт Бойль. Проведем с вами опыт и рассмотрим изменения цвета индикаторов в щелочной среде. Для опыта берем раствор гидроксида натрия и индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, и лакмусовую универсальную бумагу. Но мы всегда должны помнить, что щелочи – опасные вещества и соблюдать ТБ.


Техника безопасности при работе со щелочами:

1. При проведении экспериментов твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

2.. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входил в горлышко склянки.

3. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.

Из всех оснований наиболее широко используются некоторые щелочи: КОН, NaOH, Са (ОН)2.

4.Закрепление

В тех опорных конспектах, которые лежат перед вами, нужно выполнить тестовые задания. Они были взяты из материалов ГИА по химии за 9 класс. В заданиях нужно выбрать только 1 ответ, за каждый правильный ответ 1 балл. Учащиеся , набравшие 5 баллов получат «5», 4 б –«4», 3б — «3», 2б – «2». Желаю успеха.

Давайте проверим наши задания, поменяйтесь конспектами и сверим ответы ваших товарищей с ключом на слайде.

Мы должны подвести итог.

5. Рефлексия. Что узнали нового?

Все ли было понятно?

Мне очень было приятно с вами работать и я аплодирую вам !

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЯХ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УДОБРЕНИЙ.БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: