Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
план-конспект урока
Тема урок: Соли. Состав. Номенклатура.
8 класс
Подготовила:
Волохович Алефтина Геннадьевна
учитель химии
2013-2014 уч.год
г. Биробиджан
Предмет: химия
Класс: 8
Тип урока: комбинированный (урок формирования и первичного закрепления новых знаний);
Тема: Соли. Состав. Номенклатура.
Цель урока: сформировать понятие о солях как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, номенклатуру.
Задачи:
образовательная: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
развивающая:развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
— воспитательная: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, воспитывать самостоятельность, трудолюбие, добросовестность;
УУД
Личностные УУД:
-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные УУД:
-целеполагание как постановка учебной задачи,
-планирование,
-прогнозирование
Коммуникативные УУД:
-формируют собственное мнение,
-устанавливают и сравнивают разные точки зрения,
-принимают решение;
Познавательные УУД:
-систематизируют информацию до изучения нового материала,
-дают определение понятиям;
-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;
-определение основной и второстепенной информации;
-постановка и формулирование проблемы
Планируемые результаты
Предметные:
знать: строение и свойства солей; классификацию, солей.
уметь: записать алгоритмы составления солей, их формул и названий
Личностные: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
Метапредметные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться вразличных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Основные понятия: соли, комплексные соли, кристаллогидраты
Межпредметные связи: история, биология
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические, проектный; демонстрация ответов, исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа
Используемые технологии:
— ИКТ
— Технология развития критического мышления
Ресурсы:
Наборы веществ: CaO, MgO, NaOH, KOH, HCI, H2SO4, NaCI, Na2CO3; СаСО3, Н2О компьютер; проектор; дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; штатив с пробирками
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный этап | приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку
| приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | коммуникативное сотрудничество с учителем | |||||||||||||||||||||||||
2
| Стадия вызова 1) собственно вызов | создает проблемную ситуацию путем предложения задания: — распределить предложенные вещества на группы;
-предлагает следующую информацию: « Без этого вещества нет жизни. Оно обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови создаёт необходимые условия для существования красных кровяных телец, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи… Суточная потребность в этом веществе для взрослого человека – 10-15 г, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20 – 30г. Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества. В России в 17 веке произошёл бунт, вызванный непомерно высокими ценами на это вещество. В Китае 13 века из этого вещества изготавливались монеты»
-создает условия для формулирования темы и целей урока: — предлагает изучить текст (слайд №1 , №2). — на основе прослушанной информации предлагает сделать вывод о каком веществе идет речь -для выдвижения гипотезы предлагает выполнить задание: — определить состав 4 группы веществ;
Мы нашли название этой группы веществ 4 класса неорганических соединений. Соль имеет большое значение в жизни человека и животных. А что вы знаете об этом веществе?
Мы так мало знаем об этом важном веществе. Как вы думаете — это поправимо? Мы можем восполнить пробелы в знаниях об этом веществе на сегодняшнем уроке.
|
выделяют 3 группы веществ по признакам классов: -оксиды; -основания; -кислоты; -вещества четвёртой группы неизвестны
предполагае мый ответ: соль
определяют: состав вещества -Ме(КО); -формулируют определение данного класса
ответы: -белая; -солёная; -в воде хорошо растворяется.
проблема: мы так недопустимо мало знаем об этих важных веществах
называют тему урока: соли цели урока: выяснить номенклатуру солей. записывают тему урока в тетрадь. выдвигают гипотезу: если знаем состав веществ, то сможем записать алгоритмы составления их формул и названий
| познавательные: систематизируют информацию до изучения нового материала, дают определение понятиям; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы
коммуникативные: формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение;
регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
| |||||||||||||||||||||||||
3
| Стадия осмысления содержания
| организует работу по отработке умений выделять соли по формулам соединений
| участвуют в игровом моменте «крестики-нолики», выбирают выигрышный путь — формулы только солей | познавательные: умение структурировать знания; общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
коммуникативные: умение выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий ; регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия | |||||||||||||||||||||||||
организует работу с параграфом 21 с целью изучения алгоритма составления формул солей
| изучают материал параграфа, знакомятся с составлением формул солей | ||||||||||||||||||||||||||||
организует самоконтроль проделанной работы (сравнивают с эталоном)
корректирует деятельность обучающихся |
выполняют работу с тренажером по составлению формул солей
оценивают результаты своей работы: ни одной ошибки – 5, одна – 4, две – 3, заполняют оценочный лист | ||||||||||||||||||||||||||||
организует работу с параграфом 21 с целью ознакомления с алгоритмом составления названий солей
| изучают материал параграфа, знакомятся с алгоритмом составления названия солей; | ||||||||||||||||||||||||||||
организует самоконтроль проделанной работы (сравнивают с эталоном) | выполняют работу с тренажером по составлению названий солей;
оценивают результаты своей работы: ни одной ошибки – 5, одна – 4, две – 3, заполняют оценочный лист | ||||||||||||||||||||||||||||
организует лабораторную работу по изучению классификации солей
| выполняют лабораторную работу: исследуют предложенные вещества на растворимость в воде; делают вывод по лабораторной работе | ||||||||||||||||||||||||||||
предлагает работу в парах: подготовить презентацию в форме кластеров по вопросам: составление формул солей и номенклатура солей (Слайд № 3, 4) | готовят презентацию – кластер по составу, названиям солей | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Стадия рефлексии 1)самостоятельная работа | контролирует проведение презентации
для систематизации и обобщения новых знаний предлагает выполнить работу по учебнику с.113 №1 с дальнейшим итоговым самоконтролем и самооценкой; учитель подводит итог данного этапа урока; проводит диагностику уровня усвоения обучающимися новых знаний: предлагает выполнить компьютерный тест; проверяет результаты выполнения, выставляет отметки;
| выступают с презентациями
работают самостоятельно
выполняют компьютерный тест | познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные умение выражать свои мысли.
регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование | |||||||||||||||||||||||||
| Стадия рефлексии 2)собственно рефлексия
| предлагает заполнить таблицу:
| заполняют таблицу
| ||||||||||||||||||||||||||
предлагает домашнее задание на следующий урок:
| записывают задание в дневник | ||||||||||||||||||||||||||||
просит обучающихся поделится впечатлениями об уроке: -что узнали нового интересного на уроке? — что произвело большее впечатление? |
|
Список использованных источников:
https://skmodus.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9/%D0%91/бур.раствор
https://irc.lv/qna/%D0%A7%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%9D
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%F1%EB%EE%F2%ED%EE-%EE%F1%ED%EE%E2%ED%FB%E5_%E8%ED%E4%E8%EA%E0%F2%EE%F0%FB