МБОУ «Школа №14 » г. Казани
Учитель химии и биологии Баранова Ирина Львовна
План урока по химии в 8 классе
Тема урока: «Составление уравнений
окислительно – восстановительных реакций»
Цель урока: продолжить формирование понятий «степень окисления», «окислитель», «восстановитель», «окислительно – восстановительные реакции», «метод электронного баланса»; познакомить учащихся с заданиями ГИА и ЕГЭ, рассматривающих данные вопросы; познакомить учащихся с особенностями протекания окислительно-восстановительных реакций в различных средах.
Образовательные задачи:
— повторить основные понятия об окислении и восстановлении, степени окисления, окислителях и восстановителях, рассмотреть сущность окислительно-восстановительных реакций;
— выработать умения по составлению уравнений химических реакций, протекающих в различных средах методом электронного баланса.
Развивающие задачи:
— способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
— способствовать развитию речи учащихся;
— формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме;
— способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
Воспитательные задачи:
— воспитание осознанной потребности в знаниях;
— совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;
— развитие любознательности.
Тип урока: комбинированный (словесно – наглядно – практический).
Место данного урока в теме: второй урок в теме «Окислительно-восстановительные реакции» в разделе «Химия в задачах» при изучении элективного курса «Химия-9».
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
— кабинет химии, персональный компьютер, медиапроектор.
2. Дидактическое обеспечение:
— рабочая тетрадь учащихся;
— презентация в Power Point ;
— материалы для контроля знаний учащихся.
План урока:
Актуализация знаний;
Объяснение новой темы;
Закрепление изученного материала;
Запись домашнего задания.
Ход урока:
1.Актуализация знаний.
1.1 Беседа по материалам прошлого урока.
Вопросы к беседе:
Какие реакции называются окислительно- восстановительными?
Что такое окисление?
Какой процесс называется восстановлением?
Как называются вещества, отдающие электроны?
Как называются вещества, принимающие электроны?
Что такое «степень окисления»?
Что происходит со степенью окисления элемента в процессе
его восстановления?
8)Что происходит со степенью окисления элемента в процессе
его окисления?
9)Как классифицируются ОВР?
10) Какой элемент в ПС является самым сильным окислителем?, восстановителем?
11) Какие элементы в ПС имеют постоянные степени окисления и какие конкретно?
12) Приведите примеры соединений, содержащих в своем составе атомы серы, которые будут проявлять: а) только окислительные, б) только восстановительные; в) и окислительные, и восстановительные свойства?
Учитель: окислительно-восстановительные реакции и вся теория, которую мы с вами повторили и обобщили, имеют место в заданиях ГИА (В3) и ЕГЭ( А27, В2, С1). Давайте решим сначала задания из ГИА, а затем перейдем к заданиям ЕГЭ, и вы убедитесь, что теоретическая основа, которую мы с вами закладываем на наших уроках сейчас, помогут вам в будущем ответить на вопросы изучаемой темы при сдаче ЕГЭ.
Итак, внимание на экран: работа с заданиями слайдов 7 – 12.
Используются задания из вариантов ГИА и ЕГЭ, разработанных сотрудниками ФИПИ.
Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: какой элемент по окислительным свойствам стоит на втором месте после фтора? (кислород, и далее, галогены. Причем, окислительные свойства галогенов уменьшаются от хлора к иоду).
Важно так же знать, что помимо кислорода сильными окислительными свойствами обладают соединения, в которых есть кислород. Мы с вами сегодня знакомимся с сильнейшим окислителем – перманганатом калия, формула которого… KMnO4
Объяснение нового материала.
Перманганат калия является сильным окислителем за счет иона MnO42-, в котором марганец находится в высшей степени окисления +7. Именно поэтому марганец может только восстанавливаться в результате ОВР. И восстанавливаться до конкретных продуктов. (слайд 14)
Наша с вами задача сегодня научиться предугадывать продукты ОВР, в которых принимает участие KMnO4.
Рассмотрим сначала восстановление перманганата калия в кислой среде.
(слайд 15)
KMnO4 + KI + H2SO4
Существует алгоритм по составлению таких реакций. Давайте им воспользуемся…
Сначала проставляют степени окисления элементов. Затем рассуждают, какие элементы и как будут изменять степень окисления. Воспользуемся схемой. Так как реакция протекает в кислой среде, ион MnO42- будет переходить в ион Mn2+, понижая степень окисления. Значит, нужно найти элемент, который способен повысить степень окисления. Таким ионом является ион I—. Составляем электронный баланс. И далее записываем продукты данной реакции и расставляем коэффициенты. Напоминаю вам о том, что стехиометрические коэффициенты, которые вы получили в электронном балансе, должны иметь место в реакции!
Далее рассмотрим восстановление перманганата калия в нейтральной и щелочной средах (по этапам, используя алгоритм). (слайды 16, 17)
KMnO4 + K2SO3 + H2O
KMnO4 + K2SO3 + KOH
Закрепление изученного материала.
Решаем самостоятельно предложенное уравнение реакции. (слайд 18)
NaMnO4 + KNO2 + H2SO4
Учащиеся на доске и в тетрадях пишут уравнение реакции и самостоятельно расставляют коэффициенты методом электронного баланса.
А теперь, ребята, когда теоретический материал позади, давайте включим в работу визуальную память. Для этого я вам предлагаю посмотреть реакции восстановления перманганата калия в различных средах.
Учитель демонстрирует реакции взаимодействия растворов KMnO4 и K2SO3 в нейтральной, кислой и щелочной средах.
Итоги и выводы.
Мы познакомились с особенностями протекания окислительно-восстановительных реакций в различных средах.
Вспомнили, как расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Научились записывать продукты окислительно-восстановительных реакций с участием перманганата калия.
Задание на дом.
Допишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты с помощью метода электронного баланса:
KMnO4 + HBr