Класс: 8
Предмет: химия
Общая тема: Соединения химических соединений
Автор учебника и УМК: Габриелян О. С. Химия. 8 кл. — М.: Дрофа, 2006—2008; Габриелян О. С.
Тема урока: «Степень окисления».
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, работа с текстом, обобщающая беседа.
Цель: Сформировать понятие «степень окисления». Научить учащихся определять степень окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. На примере бинарных соединений ознакомить с признаками их номенклатуры.
Оборудование и реактивы. Периодическая система химических соединений Д.И. Менделеева, индивидуальные карточки. Презентация по теме «Степень окисления».
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны уметь писать формулы бинарных соединений по степени окисления, определять степень окисления по формуле вещества, называть бинарные соединения.
Демонстрации: видео опыты «Горение фосфора», «Взаимодействие железа с хлором».
Проект урока.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. | Организационный момент и целеполагание | 2 минуты | Знакомит с целью урока и темой | Ставят себе целью выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок |
2. | Самостоятельная работа с карточками | 30 минут | Раздает вопросы, оказывает индивидуальную помощь | Знакомятся с вопросами, отвечают на них |
3. | Беседа. Обобщение пройденного материала. | 10 минут | Организует беседу, сталкивает мнения | Активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения |
4. | Рефлексия | 2 минуты | Подводит итог, анализирует задания | Сравнивают результаты заданий с предлагаемым результатом |
5. | Домашнее задание | 1 минуты | Учитель знакомит учащихся с домашним заданием | Учащиеся записывают задание |
Стенограмма.
Тема урока: «Степень окисления».
При самостоятельном изучении нового материала вам помогут карточки с заданиями. Ответы на поставленные вопросы, пропуски в тексте изучаемого материала вы найдете в параграфе 17 на странице 86-90.
Учитель по презентации «Степень окисления» проводит вводную беседу.
«1»
1. Какие вещества называются бинарными?________________________________________
_______________________________________________________________________ .
Формулами бинарных веществами являются:
Оксиды:
оксид натрия Na2O, оксид алюминия, оксид азота (I) N2O, оксид азота (IV) NO2.
Сульфиды:
сульфид натрия Na2S, сульфид алюминия Al2 S3, сульфид кальция CaS.
Хлориды:
хлорид натрия NaСl, хлорид алюминия AlCl3, хлорид кальция CaCl2.
«2»
2. Из приведенных ниже веществ выпишите оксиды, сульфиды и хлориды. Назовите вещества
К2О, КCl, MgS, MgCl2, CaO, LiCL, ZnO.
Оксиды:_________________________________________________________________ .
Сульфиды: _______________________________________________________________ .
Хлориды: _________________________________________________________________ .
«3»
3. Что называют степенью окисления?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________ .
У простых веществ степень окисления равна нулю.
Mgо , Cl2о , Al о , О2о
В оксидах степень окисления кислорода равна -2, а степень окисления других элементов находят через кислород. (Оксиды это бинарные соединения, в которых на втором месте находится кислород со степенью окисления -2).
Na2+1O-2, Al2+3O3-2, Zn+2O-2.
Определите степени окисления элементов в формулах веществ:
К2О, CaO, Р2O5,
___________________________________________________________________ .
В хлоридах степень окисления хлора равна -1, а степень окисления других элементов находят через хлор. (Хлориды это бинарные соединения, в которых на втором месте находится хлор со степенью окисления -1).
Na+1Cl-1, Al +3Cl3-1, Zn+2 Cl2-1.
Определите степени окисления элементов в формулах веществ:
КCl, CaCl2, Cl2.
________________________________________________________________________ .
В сульфидах степень окисления серы равна -2, а степень окисления других элементов находят через серу (Сульфиды это бинарные соединения, в которых на втором месте находится сера со степенью окисления -2).
Na2+1S-2, Al2+3S3-2, Zn+2S-2.
Определите степени окисления элементов в формулах веществ:
К2О, CaO, BaO.
___________________________________________________________________________ .
В бинарных соединениях с водородом, водород имеет степень окисления +1, а степень окисления других элементов находят через водород. Например N-3H3+1, H2+1S-2, C-4H4+1 . Хотя есть исключения из правила – гидриды металлов).
Определите степени окисления элементов в формулах веществ:
PH3, SiH4, HCl.
___________________________________________________________________________ .
4. По названию вещества можно записать формулы веществ, используя степени окисления.
Оксид азота (V) — NxОy , т.е. N+5О-2 , получается N2+5О5-2
Хлорид железа (III) — FexCly , т.е. Fe+3Cl-1 , получается Fe+3Cl3-1
Хлорид железа (II) – FexCly— , т.е. Fe+2Cl-1 , получается Fe+3Cl2-1
Сульфид железа (III) — Fe x Cly , т.е. Fe+3S-2 , получается Fe2 +3S3-2
Оксид кремния (IV) — SixОy , т.е. Si+4О-2 , получается Si+4О2-2
Определите степени окисления элементов в формулах соединений по названию вещества:
Оксид меди (I) ______________________ ,
Хлорид меди (II)______________________ ,
Оксид фосфора (V)______________________ ,
Хлорид железа (III) ______________________ .
«5»
5. Решите задачу
Найдите объем, который имеют при н.у. 68 г. Сероводорода. Сколько молекул его содержится в этом объеме?
6. Учитель показывает и комментирует видео опыты «Горение фосфора», «Взаимодействие железа с хлором».
7.Учащиеся отвечают на вопросы теста, в котором 5 вопросов.
Тест
1.Степень окисления магния в формуле MgO
А) -2, Б) +2, В) 0, г) +1.
2. Степень окисления кислорода в оксидах
А) +2, Б) -2, В) 0, г) +1.
3. Степень серы в сульфидах
А) 0, Б) +2, В) -2 , г) +1.
4.Формула оксида азота (IV)
А) N2O, Б) Nа2O, В) N2O5 , г) NO2.
5. Формула СО2 имеет название
А) оксид углерода (IV) , Б) оксид углерода (II) , В) оксид серы (IV) г) кобальт
Беседа. Обобщение пройденного материала.
По презентации учителя идет обобщение пройденного учащимися материала. Учитель организует беседу, сталкивает мнения учащихся. Учащиеся активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения.
Ответы на вопросы теста:
1. б
2. б
3. в
4. г
5. а
IV. Рефлекся. Учитель подводит итог урока, анализирует задания. Учащиеся сравнивают результаты заданий с предлагаемым результатом.
V. Домашнее задание. Учитель знакомит учащихся с домашним заданием – изучить параграф 17, вопросы 1, 2, 6 (пис.) на стр. 90, 91.