Учитель: Язрикова Л.М.
Предмет Химия Класс 8 класс
Тема урока Обобщение по теме: «Строение атома. Химическая связь».
Место темы в учебном плане: 1 полугодие, тема 2 урок № 13
Цель: обобщение и систематизация знаний по вышеуказанной теме, повторение основных понятий, дальнейшее развитие умения работать с Периодической системой Д.И.Менделеева; развитие памяти, логического мышления; воспитание чувства ответственности, коллективизма, формирование соревновательного духа.
Задачи:
1. Образовательные:
— продолжить развитие представлений о строении вещества и строении атома
— продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь;
— обобщить знания о химической связи и ее видах;
— повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической связи;
— способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи.
2. воспитательные:
— способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
— продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
— прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
3. развивающие:
— продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева;
— способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
— развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала.
Оборудование и материалы: Дидактический и наглядный материал, компьютер с проектором — Таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд ЭО неметаллов, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, презентация
Содержание взаимодействия с учащимися | Прогнозируемая деятельность учащихся | Слайды презентации | |||||||||||||||
1.Организационный этап Цель: Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Строение атома. Химическая связь». на сегодняшний урок, знаний учащихся уже достаточно для того, чтобы отправиться в небольшое путешествие в страну “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”. Девиз урока: Дорога к знанию? Ну, что же, ее легко понять. Ответить можно сразу: Вы ошибаетесь и ошибаетесь, И ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом. |
| |||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний Цель: 1) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 3) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия | Вы можете получить разрешение въезда в страну “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, ответив на следующие вопросы.
1балл – за правильный ответ | Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства. -Анализируют задание для работы. Демонстрируют свои предметные знания. Деятельность учащихся по овладению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний
| |||||||||||||||
| Как хорошо мы знаем жителей Страны Химических элементов. Конкурс «Узнай меня» Запишите названия, символы, порядковый номер, номера периода и группы, название подгруппы: главная или побочная 6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов 13 протонов, 14 нейтронов и 13 электронов 56 протонов, 81 нейтрон и 56 электронов 22 протона, 26 нейтронов и 22 электрона
1балл – за каждый химический элемент | Все участники команды выполняют задание на выданной карточке, затем сдают учителю. Устанавливают причинно-следственные связи между количеством протонов, электронов и зарядом ядра и видом химического элемента. Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Деятельность учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания». | |||||||||||||||
3. «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» Цель: организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»; организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»; организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации | А что мы знаем о жителях этой удивительной страны. Задание «Расскажи обо мне» План характеристики № 17, 20, 18 1. Положение элемента в ПС: а) порядковый номер; б) Аr; в) номер группы; г) номер периода. 2. Строение атома. а) заряд ядра; б) число протонов; в) число нейтронов; г) число электронов. 3. Строение электронной оболочки: а) количество энергетических уровней б) количество электронов на каждом уровне в) электронная конфигурация атома Каждый пункт – 0,5 б; 3в- 1 балл | Самоорганизация для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения. Аргументация своей позиции. | |||||||||||||||
Физкультминутка | Физкультминутка: 2,8,7 2,8,8 2,6 2,4 2,8,3 2,8,8,1 2,8,8,2 2,1 2,8,6 2,2 2,8,2 2,3 2,8,1 2, 8,4 2,8, 5 | Для каждого участника команды заранее на доске записывается задание. Физминутка проводится в виде эстафеты. Эстафетной палочкой служит кусочек мела. Первый участник по очереди напротив записи энергетических уровней записывают символ химического элемента, второй принадлежность к металлам или неметаллам. Учитывается правильность ответов и, кто быстрее выполнит задание. 1 балл – каждый элемент + принадлежность к группе |
| ||||||||||||||
| «Конкурс Капитанов» Назовите частицы, схемы электронного строения которых даны +13 2,8 +9 2,8 +19 2,8,8 +16 2,8,8
| Анализируют состав атома, устанавливают причинно-следственную связь между количеством протонов, электронов и зарядом частиц и вида атома. Самоорганизация для выполнения ситуативного задания: планирование, выполнение и предъявление варианта решения 1 балл – каждая частица |
| ||||||||||||||
| «Мои соседи» 1. Расположите в порядке усиления металлических свойств следующие химические элементы: а) калий б) натрий в) рубидий г) литий д) цезий Б. 1. Расположите в порядке уменьшения неметаллических свойств, следующие химические элементы: а) кислород б) азот в) фтор г) углерод д) бор В. 1. Расположите в порядке уменьшения металлических свойств, следующие химические элементы: а) алюминий б) натрий в) магний г) рубидий д) калий | Высказывают свою точку зрения и аргументируют её. Демонстрируют умение точно формулировать свою мысль. -Взаимодействуют в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. Анализируют и действуют с позиции содержания предмета 2 балла – выстроенная цепочка. | |||||||||||||||
| А чтобы попасть в дом, где проживают эти жители, необходимо разгадать дверной код. «Составь код» Выпишите номера, под которыми формулы веществ: с КПС с КНС с ИС Для одного из веществ напишите схему образования связи
| Выделяют существенные характеристики для каждого вида химической связи. Взаимодействуют в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. Моделирование процесса образования той или иной связи на бумаге. 4балла – код + схема | |||||||||||||||
4. Рефлексивная деятельность Цель: фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки | Заключительный этап. Вот мы с вами и разгадали все тайны страны «Периодическая система ХЭ», узнали о жителях данной страны и об их взаимоотношениях. Осталось подвести итог. «Мой личный вклад» Внимательно прочитайте текст, а затем вставьте в него пропущенные слова, необходимые по смыслу. Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются 1) __________. Химическая связь, возникающая между ними, называется_2)______________. Ковалентная химическая связь возникает за счет образования 3) _________. По числу общих электронных пар она бывает 4) ________________________. Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это 5)___________. Ковалентная связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называется 6) _____________, а с разной электроотрицательностью – 7)_________. Связь в металлах между атом – ионами посредством 8) _____________________ называется металлической. | Выполняют задание на вставление пропущенных слов по смыслу. Оценивают себя. Выставляют количество баллов и оценку согласно критериям
30 баллов – команда 8 баллов – личный вклад Макс. балл – 38 баллов 33-38 баллов – «5» 25-32 балла- «4» 16 – 24 балла- «3» |
| ||||||||||||||
| Все устали, можно и отдохнуть. Сонный опрос. Все ложатся головой на парты, я зачитываю определение, правило или рассуждение. Кто согласен с ними – поднимайте руку. Металлическая связь образуется в металлах (да). Число неспаренных электронов в атоме определяют путём сложения 8 и номера группы (нет). Связь, образованная общими электронными парами, называется ковалентной (да). Атом – самая крупная частица вещества (нет). Я всё знаю и завтра напишу контрольную на «5»! Я хорошо поработал, но мне необходимо некоторые вопросы повторить. Д/З: повторить п. 6-12 Раб. тетрадь: подготовка к контрольной работе по теме 1 | Анализирую свою деятельность, Планируют свою деятельность для самоподготовки к контрольной работе |
|
Использованная литература:
1)Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2002. — 416с.
2)Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб. — М. — :Просвещение, 2011.-44с. — (Стандарты второго поколения)
3) О.С. Габриелян. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», 11 – издание, перераб. – М., Дрофа, 2009 г.