Конспект урока для 8 класса «Занимательная химия»

Муниципальное образование

Ленский район”












Конспект урока для 8 класса


Занимательная химия







Автор:

учитель химии

Пищикова Т.Н

Урдомской МСОШ

п. Урдома Ленского р-на

Архангельской области












Урдома

2011

Пояснительная записка


Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.

Основной форма деятельности — химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 8 классов является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.

Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.

Продолжительность курса составляет 17 часов. Для более успешной реализации поставленных целей занятия следует проводить ежедневно, в течение одного полугодия.






Содержание курса (17 часов)


Введение (2 часа)


Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химических знаний


Техника лабораторных работ (6 часов)


Химическая посуда. Техника безопасности во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами.

Нагревательные приборы (спиртовка, водяная баня) и пользование ими. Нагревание и прокаливание.

Стеклянные трубки и их применение. Изготовление простейших приборов, проверка их на герметичность. Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.

Основные приёмы работы с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами.

Растворы. Концентрация растворов. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей (в процентах) растворённого вещества. Расчёты, связанные с приготовлением растворов.


Занимательные опыты (8 часов)


Химические реакции вокруг нас: “вулкан” на столе, разноцветное пламя, самовоспламенение парафина, вода зажигает бумагу.

Химия в нашем доме: примерзание стакана, кровь без раны, цветные растворы, моментальная цветная “фотография”, химический вакуум в склянке, несгораемый платочек.

Химия в природе: тёмно-серая змея, химические водоросли, буран стакане, ледяной узор на стекле, огненная метель, ветка инея в любое время года.

Химия в сельском хозяйстве: различные способы получения молока, волшебный кувшин, опыты с яичным белком, получение искусственного мёда.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Физические и химические свойства спиртов"

Заключение (2 часа)


Химический КВН

Учебно-тематический план




п./п.

Тема и содержание занятия

Количество часов

Предлагаемая

форма занятия

1.

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории

1

Лекция с элементами беседы

2.

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химические знания

1

Экскурсия по химической лаборатории, лекция с элементами беседы.

3.

Химическая посуда и правила обращения с ней

1

Лабораторная работа

4.

Нагревательные приборы и пользование ими

1

Лабораторная работа

5.

Стеклянные трубки и их применение. Изготовление простых приборов, проверка их на герметичность

1

Лабораторная работа

6.

Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация

1

Лабораторная работа

7.

Основные приёмы обращения с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами

1

Лабораторная работа

8.

Приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества

1

Лабораторная работа

9.

Химические реакции вокруг нас

2

Лабораторная работа

10.

Химия в нашем доме

2

Лабораторная работа

11.

Химия в природе

2

Лабораторная работа

12.

Химия в сельском хозяйстве

2

Лабораторная работа

13.

Химический КВН

1

Игра



Предлагаемые пути реализации курса


Тема 1. Введение.

Цели: ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории; формирование практических умений в обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; профориентация школьников на химические специальности.


п./п.

Элементы содержания курса

Деятельность

Учителя

Ученика

1.

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории


знакомит учащихся с техникой безопасности и основными правилами работы в лаборатории


выполняют типовые химические операции обращения с лабораторным оборудованием и химическими веществами

2.

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории, с химическими профессиями

знакомит учащихся с правилами хранения материалов и реактивов в химической лаборатории, с химическими профессиями

делают записи, участвуют в беседе



Тема 2. Техника лабораторных работ.

Цели: знакомство учащихся с химической посудой, правилами её нагревания; мерной посудой и её назначением, лабораторным оборудованием и правилами работы с ним; формирование умений и навыков в конструировании простейших приборов и проверки их на герметичность; знакомство школьников с основными способами разделения смесей веществ, растворами, правилами приготовления растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.


п./п.

Элемент содержания курса

Деятельность

учителя

ученика

1.

Химическая посуда и правила обращения с ней.

знакомит учащихся с классификацией посуды, правилами её нагревания, мерной посудой и её назначением

измеряют объемы лабораторных пробирок, осуществляют нагревание пробирки с твёрдыми и жидкими веществами с соблюдением правил техники безопасности

2.

Нагревательные приборы

знакомит учащихся с основными приёмами обращения со спиртовкой

экспериментально определяют самую горячую часть пламени, зарисовывают строение пламени

3.

Стеклянные пробирки и их применение, изготовление простых приборов, проверка на герметичность

знакомит учащихся с правилами сборки простейших приборов и проверки их на герметичность

сгибают трубку под углом, обработав её края, подбирают пробку к сосуду, вставляют стеклянный уголок в пробку, собирают прибор и проверяют его на герметичность

4.

Фильтрование и перегонка, выпаривание и кристаллизация

знакомит учащихся с приёмами фильтрования и перегонки, выпаривания и кристаллизации

готовят фильтр и с соблюдением правил фильтрования, фильтруют раствор приготовленной соли, а затем его выпаривают, наблюдают процесс кристаллизации

5.

Основные приёмы обращения с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами

знакомит учащихся с основными приемами работы с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами

осуществляют опыты с твёрдыми и жидкими веществами, получают газы, соблюдая правила техники безопасности

7.

Приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества

знакомит учащихся с процессом растворения веществ, растворами, правилами приготовления растворов с определённой массовой долей

выполняют опыты по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества

Свежие документы:  Контрольная работа по теме «Строение атома»



Тема 3. Занимательные опыты.

Цели: развитие и укрепление у школьников склонности к занятиям с веществом при выполнении химических опытов; формирование познавательного интереса к предмету химии.





п./п.

Элементы содержания курса

Деятельность

учителя

ученика

1,2.

Химические реакции

вокруг нас

обозначает цель работы, раздаёт инструкции с методикой выполнения опытов, контролирует работу

выполняют опыты, записывают уравнения, делают выводы

3,4.

Химия в нашем доме

обозначает цель работы, раздаёт инструкции с методикой выполнения опытов, контролирует работу

выполняют опыты, записывают уравнения, делают выводы

5,6.

Химия в природе

обозначает цель работы, раздаёт инструкции с методикой выполнения опытов, контролирует работу

выполняют опыты, записывают уравнения, делают выводы

7,8.

Химия в сельском

хозяйстве

обозначает цель работы, раздаёт инструкции с методикой выполнения опытов, контролирует работу

выполняют опыты, записывают уравнения, делают выводы


Тема 4. Заключение.

Цели: подведение итогов работы по курсу “Занимательная химия”; развитие творческих способностей школьников.


п./п.

Элемент содержания курса

Деятельность

учителя

ученика

1.

Химический КВН

формирует вопросы и задания игры

участвуют в игре: отвечают на вопросы, выполняют задания

Литература для учителя

  1. Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. — М.: Просвещение, 1992.

  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1980.

  3. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. — М.: Просвещение, 1984.

  4. Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. — М.: Просвещение, 1981


Литература для ученика

        1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2002.

        2. Ольгин О. Давайте похимичим! — М.: Детская литература, 2002.

        3. Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. — М.: Дрофа, 1996.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: