“Ленский район”
Конспект урока для 8 класса
“Занимательная химия”
2011
Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
Основной форма деятельности — химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 8 классов является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.
Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.
Продолжительность курса составляет 17 часов. Для более успешной реализации поставленных целей занятия следует проводить ежедневно, в течение одного полугодия.
Содержание курса (17 часов)
Введение (2 часа)
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химических знаний
Техника лабораторных работ (6 часов)
Химическая посуда. Техника безопасности во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами.
Нагревательные приборы (спиртовка, водяная баня) и пользование ими. Нагревание и прокаливание.
Стеклянные трубки и их применение. Изготовление простейших приборов, проверка их на герметичность. Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
Основные приёмы работы с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами.
Растворы. Концентрация растворов. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей (в процентах) растворённого вещества. Расчёты, связанные с приготовлением растворов.
Занимательные опыты (8 часов)
Химические реакции вокруг нас: “вулкан” на столе, разноцветное пламя, самовоспламенение парафина, вода зажигает бумагу.
Химия в нашем доме: примерзание стакана, кровь без раны, цветные растворы, моментальная цветная “фотография”, химический вакуум в склянке, несгораемый платочек.
Химия в природе: тёмно-серая змея, химические водоросли, буран стакане, ледяной узор на стекле, огненная метель, ветка инея в любое время года.
Химия в сельском хозяйстве: различные способы получения молока, волшебный кувшин, опыты с яичным белком, получение искусственного мёда.
Заключение (2 часа)
Химический КВН
Тема и содержание занятия | Количество часов | Предлагаемая форма занятия | |
1. | Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории | 1 | Лекция с элементами беседы |
2. | Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химические знания | 1 | Экскурсия по химической лаборатории, лекция с элементами беседы. |
3. | Химическая посуда и правила обращения с ней | 1 | Лабораторная работа |
4. | Нагревательные приборы и пользование ими | 1 | Лабораторная работа |
5. | Стеклянные трубки и их применение. Изготовление простых приборов, проверка их на герметичность | 1 | Лабораторная работа |
6. | Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация | 1 | Лабораторная работа |
7. | Основные приёмы обращения с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами | 1 | Лабораторная работа |
8. | Приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества | 1 | Лабораторная работа |
9. | Химические реакции вокруг нас | 2 | Лабораторная работа |
10. | Химия в нашем доме | 2 | Лабораторная работа |
11. | Химия в природе | 2 | Лабораторная работа |
12. | Химия в сельском хозяйстве | 2 | Лабораторная работа |
13. | Химический КВН | 1 | Игра |
Предлагаемые пути реализации курса
Цели: ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории; формирование практических умений в обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; профориентация школьников на химические специальности.
Элементы содержания курса | Деятельность | ||
Учителя | Ученика | ||
1. | Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории
| знакомит учащихся с техникой безопасности и основными правилами работы в лаборатории
| выполняют типовые химические операции обращения с лабораторным оборудованием и химическими веществами |
2. | Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории, с химическими профессиями | знакомит учащихся с правилами хранения материалов и реактивов в химической лаборатории, с химическими профессиями | делают записи, участвуют в беседе |
Тема 2. Техника лабораторных работ.
Цели: знакомство учащихся с химической посудой, правилами её нагревания; мерной посудой и её назначением, лабораторным оборудованием и правилами работы с ним; формирование умений и навыков в конструировании простейших приборов и проверки их на герметичность; знакомство школьников с основными способами разделения смесей веществ, растворами, правилами приготовления растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
Элемент содержания курса | Деятельность | ||
учителя | ученика | ||
1. | Химическая посуда и правила обращения с ней. | знакомит учащихся с классификацией посуды, правилами её нагревания, мерной посудой и её назначением | измеряют объемы лабораторных пробирок, осуществляют нагревание пробирки с твёрдыми и жидкими веществами с соблюдением правил техники безопасности |
2. | Нагревательные приборы | знакомит учащихся с основными приёмами обращения со спиртовкой | экспериментально определяют самую горячую часть пламени, зарисовывают строение пламени |
3. | Стеклянные пробирки и их применение, изготовление простых приборов, проверка на герметичность | знакомит учащихся с правилами сборки простейших приборов и проверки их на герметичность | сгибают трубку под углом, обработав её края, подбирают пробку к сосуду, вставляют стеклянный уголок в пробку, собирают прибор и проверяют его на герметичность |
4. | Фильтрование и перегонка, выпаривание и кристаллизация | знакомит учащихся с приёмами фильтрования и перегонки, выпаривания и кристаллизации | готовят фильтр и с соблюдением правил фильтрования, фильтруют раствор приготовленной соли, а затем его выпаривают, наблюдают процесс кристаллизации |
5. | Основные приёмы обращения с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами | знакомит учащихся с основными приемами работы с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами | осуществляют опыты с твёрдыми и жидкими веществами, получают газы, соблюдая правила техники безопасности |
7. | Приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества | знакомит учащихся с процессом растворения веществ, растворами, правилами приготовления растворов с определённой массовой долей | выполняют опыты по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества |
Тема 3. Занимательные опыты.
Цели: развитие и укрепление у школьников склонности к занятиям с веществом при выполнении химических опытов; формирование познавательного интереса к предмету химии.
Элементы содержания курса | Деятельность | ||
учителя | ученика | ||
1,2. | Химические реакции вокруг нас | обозначает цель работы, раздаёт инструкции с методикой выполнения опытов, контролирует работу | выполняют опыты, записывают уравнения, делают выводы |
3,4. | Химия в нашем доме | обозначает цель работы, раздаёт инструкции с методикой выполнения опытов, контролирует работу | выполняют опыты, записывают уравнения, делают выводы |
5,6. | Химия в природе | обозначает цель работы, раздаёт инструкции с методикой выполнения опытов, контролирует работу | выполняют опыты, записывают уравнения, делают выводы |
7,8. | Химия в сельском хозяйстве | обозначает цель работы, раздаёт инструкции с методикой выполнения опытов, контролирует работу | выполняют опыты, записывают уравнения, делают выводы |
Цели: подведение итогов работы по курсу “Занимательная химия”; развитие творческих способностей школьников.
Элемент содержания курса | Деятельность | ||
учителя | ученика | ||
1. | Химический КВН | формирует вопросы и задания игры | участвуют в игре: отвечают на вопросы, выполняют задания |
Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. — М.: Просвещение, 1992.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1980.
Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. — М.: Просвещение, 1984.
Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. — М.: Просвещение, 1981
Литература для ученика
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2002.
Ольгин О. Давайте похимичим! — М.: Детская литература, 2002.
Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. — М.: Дрофа, 1996.