Тема: Фосфор и его соединения
Класс: 9
Цель: Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества, знать строение и свойства соединений фосфора.
Задачи:
Образовательные: Создать условия для изучения особенностей строения и свойств фосфора и его соединений.
Развивающие: Развить у учащихся речевые и мыслительные навыки, умение анализировать и делать выводы по изученному материалу.
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за свои действия; умение общаться в группе; интерес к предмету химии.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Формы учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.
Оборудование: ИКТ
Ход урока:
Содержание
Этапы урока | Программный материал. (Фосфор – элемент жизни и мысли. А.Е. Ферсман) | Организационная форма/ форма оценивания | Идеи 7 модулей, методы, приемы | Время в мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Побуждение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Создание благоприятного климата в классе (приветствие). С помощью смайликов определить свое настроение до урока.
Постановка целей урока
| Мы продолжаем изучать химию неметаллов Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. И начну сегодняшний урок, зачитав отрывок из известного произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собаки Баскервилей». “…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”. Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А. Конан — Дойл? Выясним сегодня на уроке. Поскольку мы с вами изучаем не первую группу химических элементов, и план изучения остается прежним, я прошу вас сформулировать цели, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.
И, поскольку фосфор – элемент, очень важный для всего живого на Земле, я добавлю еще одну цель.
| Индивидуальная форма работы. Формативное оценивание.
Фронтальная форма. | Психологический климат в классе, мотивация. Совместное целеполагание. Диалоговое обучение.
Постановка проблемных вопросов:
Привлечение учащихся к постановке познавательных задач. | 6 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2-3 | Презентация и применение Знакомство с историей открытия элемента. Привитие интереса к предмету
Составление плана изучения темы
Работа с учебником с. 91 | Знакомство с характеристикой фосфора и его соединений.
Фосфор – химический элемент Дать характеристику элемента по положению в ПСХЭ. Проверка выполнения задания – учащиеся зачитывают получившуюся характеристику. | Индивидуальная работа, парная работа
Фронтальная
Самостоятельная, фронтальная | Критическое мышление, задание на опережение
Совместное составление плана изучения темы | 25 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Стихотворение ученика: По теме «Аллотропные видоизменения фосфора. Есть фосфор белый, чёрный, красный – Составить сравнительно-семантическую карту по физическим свойствам фосфора. Характеристика Свойства фосфора белого красного 1. Физическое состояние Кристаллическое вещество Порошкообразное 2. Цвет Бесцветный с желтоватым оттенком Темно – красный 3 Запах Чесночный – 4. Отношение к воде Нерастворим Нерастворим 5. Свечение Светится в темноте Не светится 6. Действие на организм Яд! – Получение белого фосфора быстрым охлаждением паров красного фосфора [ВИДЕОФРАГМЕНТ]. Рефлексия этапа работы
Химические свойства
Оксид фосфора (V), или фосфорный ангидрид, Р2О5 образуется при горении фосфора на воздухе или в кислороде в виде белой объемистой снегообразной массы. [ВИДЕОФРАГМЕНТ].
Кислородные соединения фосфора. Оксид фосфора. Оксид фосфора (V) очень гигроскопичен, то есть жадно соединяется с водой и потому применяется как сильное водоотнимающее средство. Вопрос. К какому типу оксидов относится оксид фосфора (V)? (Оксид фосфора (V) относится к кислотным оксидам). Оксид фосфора (V), являясь кислотным оксидом, обладает всеми свойствами кислотных оксидов, то есть взаимодействует с основными оксидами, основаниями, водой. [ВИДЕОФРАГМЕНТ]. Качественной реакцией на фосфорную кислоту и её соли является взаимодействие с нитратом серебра. В ходе реакции образуется желтый осадок. (уравнение реакции самостоятельно) Химические свойства фосфорной кислоты.
Применение. Фосфора и его соединений. С.95 рис. 23 Применение фосфора Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов.
| Самостоятельная Вопросы разного порядка. Индивидуальная работа (сообщение ученика «Горящие огоньки на кладбищах») Кластер. Элемент технологии критического мышления Индивидуальная работа (сообщение ученика) |
Обучение через диалог
Обучение талантливых и одаренных детей |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4
| Рефлексия Учащимся с помощью смайликов определить настроение после урока
| Написание эссе, работа по таблице толстых и тонких вопросов, ромашка «Блума», «6 шляп», синквейн. Учащиеся выбирают задание по желанию. Мы с вами выполнили всю намеченную программу исследования: охарактеризовали свойства фосфора как простого вещества, т.е. его физические и химические свойства, а также свойства и основные области применения важнейших соединений фосфора. Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблемам поставленным в начале урока: прав ли был А. Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении? Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором. | Групповая, индивидуальная. | Оценивание для обучения, оценивание обучения. Критическое мышление.
| 12 мин
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Объяснение домашнего задания | Домашнее задание § 20 с.96 у.6 по желанию – подготовить сообщение «Об истории спичек». |
|
| 2 мин
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все планы уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся 9 класса, с применением ИКТ в преподавании, так как уроки проходят в условиях стандартного кабинета химии. |