Конспект урока для 9 класса «Галогены»

Автор: Гриднева Марина Фёдоровна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Миллерово Ростовская область.

Аннотация к уроку: данное занятие является уроком обобщения и актуализации знаний учащихся. Тип урока: комбинированный. Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний по изученной теме. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Предмет: химия.

Класс: 9.

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Галогены».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении атомов галогенов, их физических и химических свойствах, областях их применения и значении.

Задачи урока:

Образовательные:

— повторить историю открытия и названий галогенов;

— осуществить закрепление знаний учащихся о соединениях галогенов;

— обеспечить повторение качественных реакций на определение галогенид-ионов;

— способствовать закреплению таких умений и навыков учащихся, как умение называть вещества, составлять уравнения химических реакций, осуществлять цепочки превращений (генетическая связь между классами неорганических соединений);

— продолжить формирование следующих обобщённых умений и навыков: умения планировать свой ответ, работать с учебником, писать и читать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании или чтении текста, осуществлять само- и взаимоконтроль, навыков самостоятельной индивидуальной и групповой работы.

Воспитательные:

воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

— развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умение ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно-следственные связи, умение размышлять, делать выводы, прогнозировать;

— развивать учебно-познавательные умения: аргументировать, наблюдать;

— создавая положительный эмоциональный настрой на уроке, используя демонстрационный эксперимент и занимательную дополнительную информацию по изучаемой теме, а также различные методы обучения, содействовать развитию положительной мотивации учащихся и увеличению их познавательной активности.

Учебно-методическое обеспечение: учебник — Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.Дрофа, 2013г.

Настольная книга учителя. Химия 9 класс. (О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова – М.Дрофа, 2005).

Время реализации урока:45 минут.

Авторский медиапродукт:

1. указать среду, редактор, в котором выполнен продукт – Microsoft Word, презентация — Microsoft Power Point.

2. вид медиапродукта: — наглядная презентация учебного материала.

Методические рекомендации: Данную презентацию можно использовать при изучении темы «Галогены» на уроке обобщения и систематизации знаний по теме, а также отдельные слайды можно изучать и в течении всей темы на уроке.

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация по теме, реактивы и оборудование для эксперимента.

Свежие документы:  "Практическая работа № 1 "Техника безопасности на уроках химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" 8 класс

План проведения урока:



Этапы урока

Временная реализация

Организационный

3 минуты

Обобщение знаний:

-разминка

-химическая эстафета

— кроссворд

— конкурс химиков-аналитиков

— конкурс капитанов

38 минут

7 минут

6 минут

10 минут

10 минут

5 минут

Оценивание команд

3 минуты

Домашнее задание

1 минута


Ход урока:

Вступительное слово учителя

Итак, ребята мы закончили изучение подгруппы галогенов – это первое семейство элементов, которое мы подробно изучили. На мой взгляд, химия элементов – самое увлекательное в неорганической химии. Тут и захватывающие, порой драматические истории открытия элементов, например фтора, и разнообразные химические реакции и свойства, используемые в хозяйственной деятельности человека. Есть два вещества, с которыми мы знакомы с раннего детства: йод и поваренная соль. Все помнят малоприятные ощущения, с прижиганием йодной настойкой ссадин и царапин. Всем известна также и поваренная соль, улучшающая вкусовые качества пищи. Но даже об этих знакомых веществах вы получили новые сведения на уроках по теме «Галогены».

Цель сегодняшнего урока – обобщить ваши знания по теме, а также проверить ваши практические умения по распознаванию веществ.

Сегодня у нас пройдёт урок – общественный смотр знаний в форме группового соревнования (класс поделён на две команды) и план урока сегодня следующий.

План урока.

  1. Разминка.

  2. Химическая эстафета.

  3. Кроссворд.

  4. Конкурс химиков аналитиков.

  5. Конкурс капитанов.

  6. Оценивание команд.

  7. Домашнее задание.


Конкурсы будут оценивать жюри в составе: два ученика одиннадцатого класса, учитель химии, лаборант химического кабинета.

1. Разминка команд.

  1. Дайте общую характеристику галогенов на основании их положения в Периодической системе Д.И.Менделеева. Каково строение внешнего электронного слоя атомов фтора, брома, йода?

2. Какой из галогенов является самым сильным окислителем? Какие степени окисления проявляют галогены в своих соединениях?

3. Каковы химические свойства фтора? Почему для получения фтора нельзя использовать сосуды из стекла?

4. Каковы химические свойства хлора?

5. Как изменяется активность галогенов в реакциях с водородом с увеличением молекулярной массы галогена?

6. Расскажите о химических свойствах соляной кислоты.

7. Можно ли галогены распознать по физическим свойствам? Почему в основу распознавания нельзя положить запах? ( слайд 4, 5).

8. Каково биологическое значение галогенов и в каком виде они встречаются в природе? (слайд 6-9, 11).

9. Назовите области применения галогенов и их соединений.

(После разминки учащиеся демонстрируют слайды – их творческие домашние задания).

2. Химическая эстафета.

Ученикам предлагается выполнить два варианта заданий.

С помощью каких реакций можно осуществить превращения:

I вариант:

NaBr Br2 HBr AgBr


CuBr

II вариант:

HCl Cl2 NaCl AgCl


Вся команда выполняет задание в рабочей тетради, а по два ученика от команды сдают жюри опорный листок с выполненным заданием.

После сдачи листка учащиеся обмениваются тетрадями и взаимно проверяют работу. (На компьютере высвечивается решение (слайд 12, 13).

3. Химический кроссворд.

На экране появляются кроссворды, и учащиеся его разгадывают (по два человека от команды; все остальные работают в тетради).

После выполнения задания опорный листок сдается жюри, а на экране появляются верные ответы (слайды 14-17).

Параллельно с конкурсом кроссвордов проходит конкурс химиков-аналитиков.

I вариант.

1)





+

+

NaCl

+




+

Na2 SO4






CuCl2


+

+

NaHSO4

H2 O


2)

KOH

+



KClO

+


+

H2O


+


+






CaCl2

AgCl

+



II вариант

1)


Br2


+

NaOH

+



NaCl

+








HBrO

+


+



AgBr

+

HNO3



2)

MnO2

+




+

Cl2

+





+






HClO

+


NaOH

+



NaCl

+



4. Конкурс химиков — аналитиков.

От команды участвует три человека.

Оборудование и реактивы: два штатива, по четыре пробирки в каждом, разбавленный водой крахмальный клейстер, раствор нитрата серебра, раствор хлорида бария.

Ученики получают карточки с экспериментальными заданиями и распознают растворы с помощью имеющихся на рабочих местах реактивов.




I вариант.

В трёх пронумерованных пробирках находятся разбавленная йодная и бромная вода и раствор хлорида калия. Определите каждое вещество. Запишите соответствующие уравнения реакций.

II вариант.

В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы сульфата натрия, хлорида калия и бромида натрия. Определите каждое вещество. Запишите соответствующие уравнения реакций.

Сильным ученикам (химикам – аналитикам) предлагается решить более сложную экспериментальную задачу: в четырех пронумерованных пробирках находятся растворы нитрата серебра, йодида калия, карбоната натрия, разбавленная азотная кислота. Не используя другие растворы, определите, какое вещество находится в каждой пробирке.

Опорные листы с решениями экспериментальных задач передается в жюри. Учитель на компьютере высвечивает решение экспериментальных задач и верные номера пробирок, в которых находились растворы (слайды 18, 19).

Жюри объявляет результаты предыдущих конкурсов.

5. Конкурс капитанов – «Химическая пирамида».

Капитанам выдают карточки с заданием.

У пятиэтажной пирамиды строительными камнями являются химические соединения. Найдите путь от вершины пирамиды до первого этажа, чтобы его составляли лишь нерастворимые в воде при комнатной температуре вещества. При выборе каждого следующего шага можно использовать только один из двух камней, непосредственно прилегающих к данному камню.


AgCl


AgF CaCO3

AgCl AgBr CuSO4


BaSO4 CaCl2 AgI FeCl3

BaCl2

MgCO3

MgBr2

PbI2

FeSO4


Капитаны цветным фломастером на карточке отмечают путь от вершины пирамиды к её основанию. На экранах появляется «Химическая пирамида». Верно ответивший капитан показывает на таблице путь к основанию пирамиды.

После конкурса капитанов жюри объявляет каждому ученику оценку за работу на уроке и поздравляет команду победителей.

Домашнее задание: повторить § 17-19.



Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов». Москва, Педагогический университет, 2006.

  2. В.В.Еремин, Н.Е Кузьменко. «Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс». Москва, «ОНИКС 21 век», Мир и Образование, 2007.

  3. Энциклопедический словарь юного химика. Москва. «Педагогика», 2009.

  4. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. (О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, – М.Дрофа, 2005).

  5. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. (авт.-сост.Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. – М.:Дрофа, 2002).

  6. https:// school-collection.edu.ru


Свежие документы:  Тест "Кислородсодержащие органические вещества" 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: