Конспект урока химии
Тема 9:
Ионная связь.
Цель урока: изучить строение ионной связи.
Задачи:
Образовательные:
— сформировать понятие о ионной связи;
-объяснить причины возникновения и структуру связи;
— закрепить знания о химических элементах и ПСХЭ Д.И. Менделеева;
— продолжить формировать знания у учащихся о составе атома и атомного ядра.
2. Развивающие:
— развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
— формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;
— развивать воображение, память и внимание;
— развивать умение ориентироваться в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
3. Воспитательные:
— воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
— продолжить формирование интереса учащихся к научным знаниям;
— формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, плакат.
Понятия урока: ионы положительные и отрицательные, ионная химическая связь, коэффициенты и индексы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: традиционный.
Ход урока.
Организационный момент.
Упр. 1, 3 у доски.
Дать определение понятиям «Металлы и неметаллы».
Как изменяются металлические и неметаллические свойства элементов:
А) по периоду;
Б) по группе.
С чем это связанно. Ответ поясните.
2. Изучение нового материала.
Давайте рассмотрим, что произойдет с атомами элементов, если они достигнут завершенного энергетического уровня. Допустим встречаются 2 атома: металла и неметалла.
+11Na0 +17Cl
2 8 1 2 8 7
У атома металла на внешнем энергетическом уровне Сколько электронов?(1е) Вспомним, как атому натрия достигнуть завершенного энергетического уровня?(отдать 1е), а как атому хлора достичь своего завершенного уровня?(принять 1е). Скажите, как называются химические элементы, которые отдают электроны с внешнего энергетического уровня? А как называются элементы, которые принимают недостающие электроны на свой внешний энергетический уровень?
Вывод: чтобы достичь завершенного уровня необходимо атому металла(назовите) отдать 1е атому неметалла(назовите).
Следовательно, атом натрия легко отдаст свой наиболее удаленный от ядра и слабо связанный с ним электрон атому неметалла, который предоставит ему свое свободное место на внешнем энергетическом уровне.
11Na
1s2 2s2 2p6 3s1
17Cl
1s2 2s2 2p6 3s2 3p5
11Na0 2е; 8е; 1е — Сколько протонов у натрия? Т.Е. можно сказать, что атом натрия содержит одинаковое число протонов и нейтронов. В целом атом нейтрален(поэтому над знаком элемента выставляем ноль- нулевой заряд)
11Na+ 2е; 8е — это формула заряженной частицы, когда атом натрия отдаст свой электрон кому?(правильно, атому хлора). Т.к. атом отдает 1е, то он заряжается положительно, т.е. у натрия появляется заряд+1
Na0 -1е Na+
Напоминаю, что заряд ставится в правом верхнем углу( +1 мы не пишем, а просто ставим +).
Давайте рассмотрим, что произойдет с атомом хлора. Хлор принимает на свой внешний энергетический уровень сколько электронов(напомните мне)? Соответственно как заряжается атом хлора – отрицательно(потому что он забирает электроны, а тот, кто отдает электроны – заряжается положительно).
17Cl 2e; 8е; 2е; 5е – формула нейтрального атома хлора, т.к. число протонов и электронов равны.
17Cl— 2e; 8е; 2е; 6е — формула заряженной частицы, когда атом хлора примет на свой энергетический уровень 1е..
Хлор принимает на свой внешний энергетический уровень сколько электронов(напомните мне)? Соответственно как заряжается атом хлора – отрицательно(потому что он забирает электроны, а тот, кто отдает электроны – заряжается положительно).
Cl0 +1е Cl—
В результате принятия или отдачи электронов образуются заряженные частицы + и -. Их называют ионы. Между положительными ионами натрия и отрицательными ионами хлора образуется связь, которая называется ионной.
Рассмотрим образование ионной связи:
+11 Na0 + +17Cl0 Na+ Cl—
+11 +17
2 8 1 2 8 5 2;8 2;8;8
Na0 + Cl0 = Na+ + Cl— = Na+ Cl—
Атом атом ион ион ионное соединение
Ионная связь образуется всегда при взаимодействии атомов типичных металлов и неметаллов.(Укажите их соответственно)
Рассмотрим алгоритм рассуждений при записи схемы образования ионной связи на примере кальция и кислорода:
Кальций – это элемент главной подгруппы II группы ПСХЭ, металл. Его атому легче отдать 2 лишних электрона с внешнего энергетического уровня, чем принять недостающие шесть: (пример на стр. 57)
Хлор – это элемент главной подгруппы VII группы, неметалл. Его атому легче принять 1е, которого не хватает до завершения внешнего энергетического уровня, чем отдать 7е(см. стр.58)
Сначала находим наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов, оно равно 2(2*1). Затем определим, сколько атомов кальция нужно взять, чтобы они отдали 2е(т.е. надо взять 1 атом кальция), и сколько атомов хлора надо взять, чтобы они смогли принять 2е(т.е. нужно взять 2 атома хлора)
Схематично образование ионной связи между атомами кальция и хлора можно записать так:
Са + 2Сl0 = Са2+Сl—2
Для выражения состава ионных соединений пользуются формульными единицами – аналогами молекулярных формул.
Цифры, показывающие число атомов, молекул или формульных единиц, называют коэффициентами; а цифры, показывающие число атомов в молекуле или ионов в формульной единице, называют индексами.
Закрепление изученного материала.
Итак, давайте вспомним, что мы сегодня изучали на уроке:
Какие элементы способны к отдаче электронов?
Какие элементы способны к принятию электронов?
Как заряжаются элементы при отдаче е?
Как заряжаются элементы при принятии е?
Что происходить с элементами после принятия или отдачи е?
Какую связь образуют ионы?
Между какими атомами элементов образуется данная связь?
Для чего понадобилось образовывать ионную связь?
Домашнее задание.
§ 9, упр. 2 письменно
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 1.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 4, 8. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 1.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 4, 8. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 1.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 4, 8. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 1.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 4, 8. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 1.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 4, 8. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 2.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 12, 16. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 2.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 12, 16. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 2.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 12, 16. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 2.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 12, 16. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.
Атом. Строение электронных оболочек.
Вариант 2.
1. Даны химические элементы с порядковым номером 12, 16. Напишите:
химический знак элементов, число энергетических уровней, укажите число электронов на каждом энергетическом уровне.
Как вы думаете, что необходимо совершить данным элементам, чтобы достичь завершенного энергетического уровня.
3) Как вы думаете, к каким классам(металлы или неметаллы)относятся данные элементы. Ответ поясните.