Технологическая карта урока.
Учитель Дьячук Е.Ю. учитель химии МБОУ СОШ №1 г.Оха Сахалинская область
химия | Класс
| 9 | ||||||||||||
Тема урока | «Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода» | |||||||||||||
Тип урока | Урок «открытия нового знания» | |||||||||||||
Цели |
| |||||||||||||
УМК | Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман | |||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
| —регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; —познавательные: прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды; —коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; |
| ||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Аллотропия, аллотропные модификации | |||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время
| |||||||||
учителя | учащихся | |||||||||||||
1 | Оргмомент | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
|
|
| ||||||||
2 | Актуализация знаний.
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования |
|
Отвечают на вопросы
Выставляют оценку готовности к уроку.
| Электронная периодическая таблица Д.И. Менделеева | 10
| ||||||||
3 | Самоопределение к деятельности
| Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Создание проблемной ситуации Продолжая рассматривать вместе с учащимися особенности строения атомов элементов-халькогенов, точнее, электронное строение их внешнего энергетического уровня, составляем общую формулу: ns2np4 При далее :
Постановка учебной проблемы Почему, в отличие от остальных представителей подгруппы, кислород не может проявлять валентность, равную ᴠɪ? Доказательство и применение найденного решения Задание. Приведите примеры соединений рассмотренных элементов с наиболее характерными степенями окисления.
Создание проблемной ситуации Задание: сравните два вещества кислород и озон ( состав, физические и химические свойства, получение). Постановка учебной проблемы Как вы думаете, чем по отношению друг к другу и к химическому элементу кислороду являются данные простые вещества: кислород и озон? Поскольку у учащихся нет необходимых опорных знаний, объясняю сущность явления, признаки которого ученики обнаружили на уроке. Формирую представление об аллотропии и аллотропных модификациях. Отмечаю обязательное условие, позволяющее говорить о каких-либо веществах как об аллотропных модификациях одного элемента (возможность превращения этих веществ друг в друга). Доказательство и применение найденного решения Рассказываю о том, что элементам подгруппы кислорода свойственна аллотропия: сера образует кристаллическую и пластическую модификации, селен- серую и красную модификации ( серый и красный селен). | Учащиеся ставят цель урока. Строение атома кислорода Строение атома серы O+8)2)6 1s22s22p4 P — элемент S+16)2)8)6 1s22s22p63s23p4 P — элемент Учащиеся выявляют факт, требующий теоретического обоснования. Учащиеся выдвигают гипотезу: в 8 классе они знакомились с семейством галогенов. Им помогают знания о том, что фтор в отличие от других галогенов, не проявляет высшей валентности, равной ᴠɪɪ. Опираясь на эти знания, они отвечаю на поставленный вопрос.
Учащиеся заполняют таблицу: сравнение свойств кислорода и озона. | Видеофрагмент CD «Подгруппа кислорода» https://fcior.edu.ru/card/5202/himicheskie-svoystva-i-primenenie-kisloroda.html | 3-4 | ||||||||
4 | Работа по теме урока а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Познавательные — поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации регулятивные – планирование, прогнозирование. | | Работа с учебником ( работа в группах) Составление опорной схемы по теме урока | | 7 | ||||||||
| б) Первичная проверка понимания | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. | Составьте электронную формулу для элемента селена. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга. Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи. Сравните результаты записей с контрольными. | Работа в группах. Проверка выполненной работы. | | 10 | ||||||||
5 | Первичное закрепление | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. | Игра в «Крестики- нолики» Сравните свои результаты с контрольными | Работа в парах Проверка выполненной работы | | 5 | ||||||||
6 | Рефлексия | Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение. | Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс — атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов. Красный жетон — протоны — это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый — нейтроны — по данной теме у меня остались вопросы. Желтый — электроны — недостаточно понял тему, сам ошибаюсь. Покажите, насколько вы достигли поставленную цель? | Индивидуальная работа. | | 2-3 | ||||||||
7 | Подведение итогов урока | Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные – смыслообразование, целеполагание. |
| Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности. Выполнение задания Выводы | | 4-5 | ||||||||
8. | Домашнее задание | | Изучить текст учебника §7-8, упр.1-3 с 31 | Подготовить презентацию или сообщение «Что такое озоновый слой и какое значение он имеет для жизни на земле?» | | 2 |