Методическая разработка урока химии в 9 классе.
Тема: «Соли аммония».
Цель:
— знакомство с понятием «соли аммония»;
— способствование дальнейшему развитию логического мышления учащихся: умению сравнивать, обобщать, делать выводы;
— развитие навыков самообразования: работа с инструкцией, подготовка плана ответа;
— воспитание необходимости соблюдать правила по технике безопасности, экономно расходовать реактивы, аккуратно проводить экспериментальную работу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: пробирки, держатели для пробирок, спиртовки, спички; реактивы: хлорид аммония, ортофосфат аммония, сульфат аммония, карбонат аммония, гидроксид натрия, нитрат серебра, хлорид бария, соляная кислота, вода, лакмусовая бумага.
Этапы:
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Постановка учебной задачи и целеполагание.
3. Решение учебной задачи.
4. Задание на дом.
5. Рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1. Актуализация знаний учащихся | Предлагает выполнить самостоятельную работу на два варианта (см. приложение №1)
Предлагает проверить задания, выполнив соответствующие записи на доске. Просит сравнить состав продуктов реакций двух вариантов.
Задаёт вопрос: «К какому классу веществ относятся эти соединения? Почему?»
| Записывают уравнения реакций между предложенными парами веществ, определяют принадлежность к классу неорганических веществ продуктов реакции, составляют уравнения их распада на ионы.
Вызванные ученики записывают уравнения реакций для 1 и 2 вариантов. Учащиеся класса сравнивают состав продуктов реакций двух вариантов, устанавливают сходство: наличие аниона кислотного остатка и находят главный отличительный признак: катион NH4..
Указывают на принадлежность к классу солей, так как в составе веществ имеется катион и анион кислотного остатка. | Познавательные УУД: знаково-символические: моделирование; логические: анализ, сравнение состава веществ-продуктов реакций. Регулятивные УУД: самостоятельность, определение и понимание учебной задачи.
Познавательны УУД: логические: анализ и сравнение состава полученных веществ во всех предложенных реакциях. Коммуникативные УУД: слушать и слышать одноклассников.
Познавательные УУД: логические: обобщение знаний о составе веществ класса солей. |
2.Постановка учебной задачи и целеполагание. | Обращается с вопросами: « С составом и свойствами солей мы познакомились в 8 классе. Что новое мы узнаем о веществах этого класса? Как можно сформулировать тему нашего урока?»
Какую задачу мы поставим перед собой?
Каким способом можно определить свойства солей аммония?»
«Что следует помнить при выполнении химического эксперимента?»
Напоминает о необходимости экономно расходовать реактивы. | Отвечают: «Соли аммония и их свойства». (Учитель конкретизирует тему.)
Ставят задачу: изучить химические свойства солей аммония. Предлагают выполнить химический эксперимент.
Говорят о правилах по технике безопасности при работе с веществами.
| Познавательные УУД: определение объекта изучения. Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УДД: постановка и решение проблемы. Регулятивные УДД: планирование учебной деятельности и работа по плану. |
3. Решение учебной задачи. | Организует работу в 4 группах. Предлагает познакомиться с инструкцией по выполнению эксперимента (см. приложение №2) В течение работы групп консультирует учащихся.
Говорит: «Время, отведённое на выполнение лабораторной работы, подошло к концу. Приступаем к защите полученных результатов».
Предлагает сравнить результаты, полученные в группах.
Обращается к классу с вопросом: «Укажите, по каким признакам соли аммония относятся к классу солей?» | Работают в группах с предложенным набором реактивов согласно инструкции (см. инструкцию №.)
Каждая группа зачитывает план защиты работы и производит отчёт согласно этого плана.
Отмечают общие свойства рассмотренных солей аммония, их практическое значение.
Перечисляют признаки , сходные для солей аммония и для веществ класса «Соли».
| Коммуникативные УУД: интегрирование в группы, определение своих функций каждым членом группы, умение помогать другим и стремление к эффективной работе, взаимодействие с учителем. Познавательные УУД: навыки пользования инструкцией, знаково-символическая запись информации; создание алгоритма защиты результатов работы. Регулятивные УУД: планируют учебную деятельность и работают по плану. Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.
Познавательные УУД: логические: анализ и синтез полученной информации, установление причинно-следственной связи между свойствами веществ и их применением.
Познавательные УУД: логические: формирование понятия.
|
| Предлагает сравнить продукты термического разложения солей аммония: NH4Cl =NH3 + HCl NH4NO3 = N2 + 2H2O Обращается к классу с вопросом: «Как объяснить неодинаковый состав продуктов данных реакций? Причину этого мы будем искать на следующем уроке». | Сравнивают состав продуктов данных реакций. (Сталкиваются с затруднением. Не могут выполнить задание, так как не имеют знаний об особенностях термического разложения солей аммония) | Познавательны УУД: логические: анализ и сравнение информации. Личностные УУД: познавательная мотивация. |
4. Задание на дом. | Предлагает домашнее задание на выбор (по уровням сложности). (См. приложение №4.)
| Записывают выбранное задание в тетрадь. | Личностные УУД: адекватное оценивание себя, самооценка. |
5. Рефлексия. | Оцените Вашу работу на уроке. Что получилось? Что не получилось? В чём были затруднения? Почему они возникли? Над чем надо ещё поработать? | Анализируют и оценивают свою работу и работу группы
| Личностные УДД: адекватное оценивание себя и других, понимание причин успешности и неуспешеости. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Задание №1.
Составить уравнения реакций взаимодействия:
1 вариант:
а) аммиака и соляной кислоты;
б) аммиака и азотной кислоты;
в) гидроксида аммония и серной кислоты.
2 вариант:
а) натрия и серы;
б) оксида натрия и оксида серы (VI);
в) оксида лития и серной кислоты.
Задание №2.
Записать уравнения диссоциации продуктов данных реакций. Определить принадлежность полученных соединений к классу неорганических веществ, объяснить своё решение.
Приложение №2
Инструкция к лабораторной работе «Свойства солей аммония»
1. Исследуйте растворимость в воде солей аммония.
2. Обсудите возможность взаимодействия предложенных солей аммония со щелочами, кислотами и другими солями.
3. Определите общие и специфические свойства солей аммония, составьте уравнения реакций в молекулярном , ионно-молекулярном полном и кратком видах.
4.Предположите области применения солей аммония. На каких свойствах основано их применение?
5. Составьте и запишите план защиты полученных результатов работы.
6 По окончанию работы приведите рабочее место в порядок.
Приложение № 3.
Список реактивов для лабораторной работы.
1 группа
Хлорид аммония, гидроксид натрия, нитрат серебра, вода, универсальная индикаторная бумага.
2 группа
Ортофосфат аммония, гидроксид натрия, нитрат серебра, вода, универсальная индикаторная бумага.
3 группа
Сульфат аммония, гидроксид натрия, хлорид бария, вода, универсальная индикаторная бумага.
4 группа
Карбонат аммония, гидроксид натрия, соляная кислота, вода, универсальная индикаторная бумага.
Приложение №4
Домашнее задание разного уровня сложности (уровни расположены по мере нарастания степени сложности)
1 уровень
Уметь составлять уравнения реакций взаимодействия солей аммония с кислотами, щелочами, другими солями.
2 уровень
Докажите химические свойства солей на примере сульфида аммония. Ответ подтвердите уравнениями реакций в молекулярном и ионно-молекулярном видах.
3 уровень Пользуясь дополнительной литературой, составьте уравнение реакций разложения карбоната аммония, нитрата аммония. Каково практическое значение данных реакций?