Конспект урока для 9 класса «Водород. Его получение и свойства»

План-конспект открытого урока

по химии для

9-го класса

на тему:


«Водород. Его получение и свойства».



Тема урока: Водород. Его получение и свойства.


Цели урока:


Образовательная – изучить состав, строение и свойства водорода как химического элемента и простого вещества. Ознакомиться со способами получения водорода в лаборатории и промышленности.


Воспитательная – формирование умений, устанавливать причины, следственные связи, логически мыслить и выражать свои мысли грамотным языком.


Развивающая – развитие познавательных интересов, умение обобщать изученные факты и делать выводы на основе полученных знаний.


Тип урока: Урок усвоения новых знаний.


Методы обучения: словесно – наглядный метод


Оборудование и реактивы: лабораторный прибор для получения газов, лабораторный штатив, горелка, пробирки, гранулы цинка, раствор соляной кислоты, порошок оксида меди (II).



План урока:


  1. Открытие водорода

  2. Обобщение опорных знаний о составе, строении и свойствах водорода

  3. Обсуждение проблемных вопросов

  4. изучение свойств водорода и способов его получения

  5. закрепление материала

  6. домашнее задание

I. Открытие водорода.


Еще в XVI в. было замечено, что при действии кислот на металлы выделяется газ, который средневековые химики называли « горючим воздухом». Сам же воздух считался элементарной материей, единой и неделимой. Правильному трактованию многих наблюдаемых явлений мешала и господствующая в то время теория флогистона, согласно которой горение считалось реакцией разложения, при которой металл теряет «огненную материю».


Ученые, получавшие неизвестный горючий газ, считали его этой самой «огненной материей», или флогистоном.

В 1766 г. Генри Кавендиш получил «горючий воздух» взаимодействием цинка, олова и железа с серной и соляной кислотами. Он установил, что «горючий воздух» отличается от обычного: не растворяется в воде и щелочах; образует взрывчатые смеси с обычным воздухом.

К сожалению, и Кавендиш находился под влиянием распространенной тогда теории и принял «горючий воздух» за флогистон.

В 1777г. А.Л. Лавуазье предложил новую теорию горения, отрицающую теорию флогистона. Он в 1783 – 1784гг., выясняя состав воды, поставил опыты по разложению ее раскаленным железом и древесным углем и выделил два газа. Для «горючего воздуха» было введено название «водород», то есть рождающий воду. Это название предложил французский химик Л.Б. Гитон де Морво.


II. Обобщение опорных знаний о составе, строении и свойствах водорода.


Атом Н: Z=1, p+=1, n=0, e=1, Ar=1.008

Электронная формула: 1s1

Графическая схема


s— Элемент, неметалл.


В ядре атома водорода один протон, масса которого равна 1 a.e.m. Почему же масса химического элемента водорода равна 1.008 a.e.m.?


Масса не равна единице, так как кроме обычного водорода, называемого протий, существуют изотопы водорода с большей массой: дейтерий и тритий.

Какая вода называется «мертвой»? – Воду в состав которой вместо изотопа протия входит дейтерий, с полным основанием можно считать «мертвой» по влиянию на живые организмы.


Водород – простое вещество.


Молекула Н2: электронная формула

Молекула водорода состоит из двух атомов и образована ковалентной неполярной химической связью.


Валентность водорода равна =1, степень окисления равна =0.

Это самый легкий из газов, он более чем в 14 раз легче воздуха, поэтому водород собирают в перевернутый вверх дном сосуд.



III. Обсуждение проблемных вопросов.


  1. Почему водород в периодической системе химических элементов записан дважды: в Ia и VIIa группах?

  2. В каком случае водород напоминает галогены, а в каком — щелочные металлы?

  3. Как узнать, когда при взаимодействии с другими элементами водород играет роль восстановителя, а когда – окислителя?

Водород имеет один неспаренный электрон, который он способен отдавать более электроотрицательному элементу, получая при этом степень окисления +1. Поведение его в этом случае подобно щелочным металлам.

При взаимодействии с металлами Ia и IIa групп водород ведет себя, как галоген, отбирая у металлов их валентные электроны, получая в результате степень окисления –1, к тому же, как фтор и хлор, он является газом при нормальных условиях.


3H2 + N2 = 2NH3+1

восстановитель окислитель


2Li + H2 = 2LiH-1

восстановитель окислитель


При взаимодействии с активными металлами водород ведет себя как окислитель.

При взаимодействии с большинством неметаллов водород ведет себя как восстановитель.

Восстановитель – это тот,

Кто электроны отдает,

Сам отдает грабителю,

Злодею – окислителю.

IV. Изучение свойств водорода и способов его получения.


Испарившаяся отметка.

На экзамене академик Иван Алексеевич Каблуков просит студента рассказать, как в лаборатории получают водород.

«Из ртути», — отвечает тот.

«Как это из ртути?! Обычно говорят «из цинка», а вот из ртути – это что – то оригинальное. Напишите –ка реакцию». Студент пишет:


Hg = H + g


и говорит: «Ртуть нагревают, она разлагается на H и g. H – водород, он легкий и поэтому улетает, а g – ускорение силы тяжести, тяжелое остается».

«За такой ответ надо ставить пятерку, — говорит Каблуков. – Давайте зачетку. Только пятерку я сначала тоже подогрею. «Три» улетает, а «два» остается».


Водород в лаборатории можно получить взаимодействием соляной или разбавленной серной кислот с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, в первую очередь цинка:

Zn + HCl = ZnCl2 + H2сканирование0002

Это – реакция замещения: металл замещает водород в кислоте.


В промышленности водород получают превращением водяных паров с углем или метаном:

C + H2O = CO + H2

CH4 + H2O = CO + 3H2


А как получали водород в прошлом?

Один из самых старых способов – взаимодействие водяного пара с раскаленным железом – способ Лавуазье.


3Fe + 4H2O Fe3O4 + 4H2

Таким способом его получали в России в царской армии

для наполнения воздушных шаров, пропуская пар через раскаленные дула пушек.


Восстановительные свойства водорода.


Реакция горения водорода: 2H2 + O2 = 2H2O

Одна история произошла с французским химиком Пилатром де Розье (XVIII в.). Он заинтересовался, что будет если вдохнуть водород. Дважды набирал он в легкие газ, но ничего не чувствовал. На столе стояла свеча, и он выдохнул прямо на нее. Позже он писал, что ему показалось, будто бы зубы его вылетели вместе с корнями.

(Смесь водорода и кислорода называется « гремучем газом», потому что при этом высвобождается большое количество энергии, реакция протекает со взрывом.)


Водород можно использовать для восстановления металлов из их оксидов, например:

CuO + H2 = Cu + H2O




сканирование




Реакции водорода с неметаллами, например:

Cl2 + H2 = 2HCl



Окислительные свойства водорода.


Проявляются при его взаимодействии с металлами, в результате которого образуются твердые соединения – гидриды:


2Na + H2 = 2NaH


V. Закрепление материала.


  1. WO3 + H2…

  2. H2 + Br2 …

  3. Ca + H2 …

  4. Fe2O3 + H2 …

  5. H2 + S …



VI. Домашнее задание: Применение водорода.


Свежие документы:  Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: