«Водород. Кислоты. Соли.»
Щёголева Надежда Степановна учитель химии и биологии
КГУ «Лавровская средняя школа»
Цель: образовательная — повторить тему и привести в систему знания учащихся о свойствах водорода и общих свойствах кислот и солей;
развивающая — отработать умения классифицировать химические реакции, составлять формулы солей и уравнения реакций;
воспитательная — привитие интереса к химии, экологическое воспитание.
Я не говорю, а горю.
И воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град
Я напоить природу рад (водород).
Урок подготовлен в виде пьесы в 4 действиях.
Действующие лица: обыватели-дилетанты, оппоненты, ведущий – учитель химии, учащиеся.
Действие 1.
В кабинете химии сидят обыватели-дилетанты и ведут разговор.
Первый: — Вы слышали? В городе Кислород появился. Важный такой. Идёт — под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.
Второй: — Как же, как же! Загордился! Он, оказывается газ и видите ли только от него зависит жизнь на Земле.
Третий: — Ой, не говорите, на днях гуляю, а навстречу — кто вы думаете? Водород! Не идёт, а прямо-таки летит. Спрашиваю: «Ты куда?»
Водород -«Кислород ищу.»
Третий — «Зачем он тебе?» И что, вы думаете он мне ответил?
На гремучее дело хочет его подбить, представляете ?! (Тихо, почти шёпотом ). Так и сказал: «Гремучую смесь сделаем .» Ой, что будет, что будет! А потом, говорит, может, повезёт и он оксид металла встретит. Зачем-то он ему тоже нужен.
Ведущий: О чём идёт разговор? ( О каких химических свойствах).
( 1.Водород взаимодействует с кислородом, образуя гремучую смесь.
2.Водород взаимодействует с оксидами металлов восстанавливая чистый металл.)
Ведущий: Какие свойства остались без внимания?
( 3. Взаимодействие водорода с неметаллами.)
Давайте проверим знание свойств водорода и кислорода.
Фронтальная письменная работа (цифровой диктант) .
1 вариант — свойства водорода, 2 вариант – свойства кислорода.
Текст выводится на интерактивную доску.
1. Хорошо растворяется в воде. 2. Плохо растворяется в воде. 3 Лёгкий газ. 4. Газ немного тяжелее воздуха. 5. Горючий газ. 6. Газ поддерживающий горение. 7. Восстановитель. 8. Горит спокойно. 9. Взаимодействует с неметаллами. 10. Собирают методом вытеснения воздуха. 11. Взаимодействует с оксидом алюминия. 12. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд. 13. Получают из воды. 14. При поднесении тлеющей лучинки к горлышку сосуда, лучинка вспыхивает.
Взаимопроверка
Водород — 2,3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. Кислород — 2,4, 6, 9, 10, 13, 14.
Действие 2.
Дилетант 4: — Придумали в школе изучать кислоты! К ним и прикасаться то страшно. Не то, что опыты проводить.
Ведущий: 1) Что это за вещества — кислоты? (определение)
2) Какие кислоты вы знаете? ( записать на доске формулы известных кислот).
Учащийся записывает формулы у доски.
Второй учащийся определяет практически, в какой пробирке находится кислота.
Задание: В двух пробирках даны бесцветные жидкости. Определите, в какой пробирке кислота?
(Определить можно с помощью индикатора).
Ведущий: Рассказ-сказка.
«Приключение Серной кислоты».
В одном химическом королевстве жила волшебница, звали её Серной кислотой. С виду она, была не так уж и плоха: бесцветная жидкость, вязкая, как масло, без запаха. Серная кислота хотела быть знаменитой и поэтому решила отправиться в путешествие.
Она шла уже пять часов, а так как день был слишком жаркий, ей очень захотелось пить. И вдруг она увидела колодец.
«Вода!» — воскликнула Кислота и, подбежав к колодцу, прикоснулась к воде. Вода страшно зашипела. С криком испуганная Кислота бросилась прочь. Конечно же, молодая Кислота не знала, что (учащиеся должны ответить при смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты и вода закипает. Правило техники безопасности гласит : необходимо наливать кислоту в воду , а не наоборот т.к. если вода соприкасается с серной кислотой, то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты». )
Так как Кислота не утолила жажду, то, увидев раскидистое дерево, решила прилечь и отдохнуть в тени. Но и это у неё не получилось. Как только Серная кислота дотронулась до дерева, оно стало обугливаться». Почему? (Должны ответить учащиеся. Серная кислота — сильный окислитель). Не зная причины этого, испуганная Кислота убежала прочь.
Вскоре она пришла в город и решила зайти в первый попавшийся на её пути магазин, им оказался ювелирный. Подойдя к витринам, Кислота увидела множество прекрасных колец. Серная кислота решила померить одно колечко. Попросив у продавца золотое кольцо, она надела его на свой длинный, красивый палец. Кислоте очень понравилось кольцо, и она решила его купить. Вот чем она могла похвастаться перед своими друзьями!
Выйдя из города кислота отправилась домой. В пути её не оставляла мысль, почему же вода и дерево вели себя так странно при соприкосновении с ней, а с этой золотой вещицей ничего не произошло? ( Золото в серной кислоте не окисляется. )
Действие 3.
Дилетант 1:- Ты знаешь соль?
Дилетант 2: — Знаю.
Дилетант 1: — А какая она?
Дилетант 2: — Белая, крупинками, а самое главное — соленная.
Дилетант 3: — Её ещё в пищу добавляют.
Дилетант 1: — Я не понимаю. Так она что — одна?
Дилетант 2: — Конечно, одна — разъединственная.
Дилетант 1: — А почему говорят о солях? Значит их много? .
Ведущий:
I.Сколько же известно солей? (например: )
2. Каков состав солей?
3. Как составить формулу соли?(Сульфат меди, нитрат цинка у доски) .
3. Игра третий лишний.
1. NaCl, К2СО3, HCl. 11. ZnS04, CaS04, FеСl3(III) , CaCl2, K2S, NaНS04
Разноуровневая самостоятельная работа. 3 уровень.
I.Назовите и классифицируйте кислоты, укажите валентность кислотного остатка:
1 вариант
НF, НВr, H2S04, H2SiO3, НзР4
2 вариант
HCl, H2S, НNОз, Н2СОз, Н2SОз
2. Закончите уравнения и назовите полученные соли:
1. вариант 2 вариант
Mg + HCl = Zn + H2S04 =
СаО + НNОз= MgO + Н2SiОз=
2 уровень. Выполните превращения, определите вещество А.
S →SОз →CиSO4 →А →Cu
1 уровень.
Даны: Al, НВr, Al2Оз, Сu, СuО.
Составьте уравнения возможных реакций.
Действие 4.
Есть в стране большой завод — он продукцию даёт . А над ним труба дымит — небо синее коптит.
Жить под ней — сплошная мука! Но поможет нам наука:
Чтобы снять противогаз, обезвредить надо газ .
Решение задачи. Чаще всего отходом металлургического комбината является оксид серы —S2? Определите массу газа образующегося из 16 тонн серы.
( Ответ:32 т.)
Подведение итогов урока. Оценки.