Конспект урока для 9 класса «Железо. Соединения железа»

Урок химии в 9 классе.

Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2012 г.

Разработка учителя химии МБОУ СОШ №41 г.Шахты И.А.Калашниковой.

Тема урока «Железо. Соединения железа»

Цели урока: рассмотреть строение атома железа; изучить основные физические и химические свойства железа и его соединений; исследовать свойства соединений железа

( II) и (III), определить устойчивость соединений в зависимости от степени окисления; закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.


Оборудование.

  1. На столе учителя: железные опилки, железный гвоздь, концентрированные серная и азотная кислоты, водный раствор сульфата меди, штатив для пробирок.

  2. На столах учащихся: железные опилки, растворы серной и соляной кислот, раствор сульфата железа ( II), хлорида железа (III), гидроксид натрия, гексацианоферрат (III) калия, гексацианоферрат (II) калия, штатив для пробирок.


Ход урока.

1 Изучение нового материала.

Познакомимся с одним из самых распространенных элементов в природе – железом. Его массовая доля в земной коре составляет 5,1%.

Встречается железо в виде различных соединений: оксидов, сульфидов, силикатов. В свободном состоянии железо находят только в метеоритах. Железо входит в состав большинства горный пород. Основными железными рудами являются:

  1. магнитный железняк Fe3O4 ( магнетит)

  2. красный железняк Fe2O3 ( гематит)

  3. бурый железняк Fe2O3 *n H2O ( лимонит)

  4. шпатовый железняк FeCO3 ( сидерит)

  5. серный колчедан FeS2 (пирит)


Учитель подводит учащихся к тому, что в природе железо встречается в основном в виде соединений. Каким способом можно получить в свободном виде? ( восстановлением из оксидов водородом, углем, оксидом углерода ( II)). Учащиеся составляют уравнения реакций и рассматривают их с точки зрения окислительно- восстановительных процессов.

Рассмотрим положении атома железа в ПСХЭ.

  1. Дать общую характеристику элементу «железо» согласно его положение в ПСХЭ.

  2. Составить электронную схему строения атома. Чем отличается строение атомов элементов главных подгрупп от строения атомов элементов побочных подгрупп?

( у элементов главных подгрупп заполняется электронами последний энергетический уровень, а у элементов побочных подгрупп- предпоследний энергетический уровень).

Fe +26 1s2 2s2 2p63s23p63d64s2


Железо- такой же восстановитель, как и другие металлы. Однако атомы железа при окислении отдают не только электроны последнего уровня, приобретая степень окисления +2, но и способны к отдаче электрона с предпоследнего уровня, приобретая степень окисления +3.

Физические свойства.

Железо представляет собой серебристо-белый металл. На воздухе он подвергается коррозии, покрываясь ржавчиной. Чистое железо- пластичный металл. Плотность составляет 7,87 г/см3, температура плавления 1539С Обладает магнитными свойствами.

Химические свойства.

Железо взаимодействует с простыми и сложными веществами.

При взаимодействии со слабыми окислителями проявляет степень окисления +2. К слабым окислителям относятся : сера, растворы солей, растворы кислот

( кроме HNO 3 ). Составить уравнения химических реакций, указать степени окисления элементов, определить окислитель и восстановитель, указать переход электронов.

При взаимодействии с сильными окислителями железо проявляет степень окисления +3. К сильным окислителям относятся галогены, азотная кислота и концентрированная серная кислота. Составить уравнения окислительно- восстановительных реакций взаимодействия железа с перечисленными веществами, расставить коэффициенты, используя схему электронного баланса.

СИЛЬНО КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ АЗОТНАЯ И СЕРНАЯ КИСЛОТА НЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ С ЖЕЛЕЗОМ, ЖЕЛЕЗО ПАССИВИРУЕТСЯ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕРЕВОЗИТЬ И ХРАНИТЬ КИСЛОТЫ В ЖЕЛЕЗНОЙ ТАРЕ!

Л.О. №1 Взаимодействие железа с разбавленной серной и соляной кислотой, ратвором сульфата меди.

К какому типу относятся данные реакции? ( реакции замещения, окислительно- восстановительные).

ДО №1 Взаимодействие железа с концентрированной серной кислотой.

Соединения железа.

ЛО №2. Взаимодействие соединений железа( II) и (III) с гидроксидом натрия. Отмечаем образование осадка бурого цвета Fe(OH)3 и осадка зеленого цвета Fe(OH)2, который с течением времени буреет, что свидетельствует о неустойчивости соединений железа со степенью окисления +2. Составить молекулярные и ионные уравнения данных реакций.

ЛО №3 Взаимодействие солей железа ( II) с красной кровяной солью

K3 (Fe(CN)6). Образуется темно-синий осадок турнбуленовой сини

K(Fe Fe(CN)6).

ЛО №4 Взаимодействие солей железа (III) с желтой кровяной солью

K4 (Fe(CN)6).

Образуется синий осадок берлинской лазури K(Fe Fe(CN)6).


2. Подведение итогов.

3. Домашнее задание:

1. §51-53, упр.5, зад.1, стр.144

2. Осуществить превращения:

Fe___FeCl2_____Fe(OH)2_____Fe(OH)3_____FeCl3_____AgCl

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Основные классы неорганических соединений»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: