Конспект урока для 9 класса «Железо. Свойства железа и области применения»

МКОУ «Буткинская общеобразовательная школа»

Учитель химии: Шарова Л. С.



Железо. Свойства железа и области применения. (9 класс)



Цели и задачи урока:

  1. Обучающие:

Ознакомиться с историей открытия железа и биологической ролью железа и его соединений.

Рассмотреть строение и свойства железа на основе положения элемента в периодической системе

Д. И. Менделеева, физические и химические свойства железа.

  1. Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, умения наблюдать, анализировать, объяснять ход эксперимента, формировать навыки работы с химическим оборудованием, реактивами и составления уравнений химических реакций;

  1. Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации учения.

Формирование умения работать в паре, желание помогать друг другу, учиться работать собранно,

внимательно, индивидуально и в парах, используя коммуникативные навыки.

Учиться самоконтролю, взаимоконтролю, самооценке.






Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Вступительное слово учителя.



Наш урок мне хочется начать с вопроса к вам, ребята. Как вы думаете, в какую эпоху мы с вами живем? Как называется наша эра?

А может закончившийся, незадолго до нашей эры железный век, продолжается и сегодня? Если следовать традиции и судить об эпохе по металлу, из которого изготовлены орудия труда: каменные – каменный век, бронзовые – бронзовый век, то нельзя не согласиться с тем, что мы, по-прежнему живем в железном веке. Железо и сегодня является главным материалом современного общества.







О железе сложены легенды. Пословицы и поговорки.





Вот почему темой нашего урока является железо и его свойства. Запишите тему урока: «Железо и его свойства»



Посмотрите на вопросительные слова, записанные на доске: что? почему? где? какие? для чего?

Составьте, пожалуйста, вопросы к теме урока, используя данные вопросительные слова.



Обращает внимание учащихся на план урока:

1.Значение железа в жизни человека.

2. Распространенность железа в природе.

3. Характеристика железа по положению в

периодической системе (строение атома)

4.Физические и химические свойства

железа.







Класс делится на группы.



Задание первой группе:



Дать характеристику железа по положению в ПСХЭ.
— Место элемента в ПСХЭ.
— Относительна атомная масса железа.

-Состав ядра атома, распределение

электронов по уровням.

-Возможные степени окисления.

— Оксиды и гидроксиды .



Задание второй группе:



Указать основные природные соединения железа в природе. (Название и формулы)

Рассчитать какое соединение гематит или магнетит богаче железом?













Задание третьей группе:



Дать характеристику физических свойств железа по плану:

— агрегатное состояние

-цвет

-металлический блеск

-ковкость и пластичность

-температура плавления

-магнитные свойства



Химические свойства железа.

Определите место железа в электрохимическом ряду напряжений, сделайте вывод об его активности.

Какими химическими свойствами будет обладать железо?

С какими простыми и сложными веществами будет взаимодействовать?



1.Горение железа в кислороде.

Видеофрагмент.

(https://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/index.htm)







































2. Взаимодействие хлора с железом Видеофрагмент.

(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/index.htm)























3.Демонстрационный эксперимент.

Взаимодействие серы с железом.



































Взаимодействие железа со сложными веществами.



Лабораторные опыты (работа в парах)

I ряд

Взаимодействие железа с соляной

кислотой.



В пробирку положите 2–3 канцелярские кнопки и налейте 4–5 мл раствора соляной кислоты (1 : 1). Пробирку нагрейте до начала выделения водорода (не до кипения!). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора хлорида железа(II).





II ряд

Взаимодействие железа с серной кислотой .



В пробирку положите 2–3 канцелярские кнопки и налейте 4–5 мл раствора серной кислоты (1 : 3). Пробирку нагрейте до начала выделения водорода (не до кипения!). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора сульфата железа(II).













III ряд

Взаимодействие железа с хлоридом меди (II)

В пробирку налейте 4–5 мл хлорида меди(II) и опустите железную скрепку. Что наблюдаете?











Взаимодействие железа с водой.

Для проведения этой реакции необходима высокая температура (700-900С), используя учебник, составьте уравнение реакции.

Сделайте вывод о химических свойствах железа.











Вариант 1.

  1. Железо – это активный щелочной металл.

  2. Железо легко куется.

  3. Железо входит в состав сплава бронзы.

  4. На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона.

  5. Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.

  6. С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.

  7. Железо не взаимодействует с кислородом.

  8. Железо подвергается коррозии.
    (выпишите цифры, обозначающие правильные ответы)

Вариант 2.

  1. Железо – это металл серебристо-белого цвета.

  2. Железо обладает способностью намагничиваться.

  3. Атомы железа проявляют окислительные свойства.

  4. На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон.

  5. Железо вытесняет медь из растворов ее солей.

  6. С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.

  7. С раствором серной кислоты образует сульфат железа (III).

  8. Железо не подвергается коррозии.

(выпишите цифры, обозначающие правильные ответы)



Критерии отметки:


  • “5” – 0 ошибок,


  • “4” – 1-2 ошибки,


  • “3” – 3-4 ошибки,


  • “2” – 5 и больше ошибок.

Примерно 90 % всех используемых человечеством металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о других металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.

Домашнее задание — параграф 14,упр.5, стр.68.Творческое задание. Составить сообщение «А знаете ли вы?..» — интересные факты о железе.

  • Что узнали нового?

  • Что было наиболее интересным?

  • О чем хотелось бы узнать больше?








Высказывают свои предположения и обосновывают свою точку зрения.

















Выступление учащегося.

Приложение №1

Выступление учащегося.

Приложение №2



Учащиеся читают вьетнамскую легенду: «Дух железа». Выражают свою оценку роли железа в повседневной жизни человека.



Записывают тему и формулируют задачи урока.



































































Выступление учащегося.

Очень много железа содержится в морской воде, поэтому морскую воду называют «жидкой железной рудой» Если извлечь все железо, растворенное в морской воде, то его придется по 35 т на каждого жителя планеты, в то время за все существование человечества произведено по 6т на каждого ныне живущего человека.







































Учащиеся высказывают свое мнение.

Просматривают видеофрагмент, составляют уравнения происходящих реакций с указанием окислительно-восстановительных процессов.



0 0 +2 -2 +3 -2

8 Fe + 5O2 = 4FeO * 2Fe2O3

0 +2

4 Fe -2e Fe окисления

восстановитель

0 +3

4 Fe — 3e Fe окисления

восстановитель

0 -2

5 O2 + 4e 2Oвосстановления

окислитель



0 0 +2 +3 -2

8Fe + 5O2 = 4Fe + 4Fe +10O













0 0 +3 -1

2 Fe +3 Cl2 = 2FeCl3

0 +3

2 Fe — 3e Fe окисления

восстановитель

  1. -1

3 Сl2 + 2e 2Cl восстановления

окислитель



0 0 +3 -1

2 Fe + 3 Cl2 = 2 Fe + 6Cl











Учащиеся указывают признаки реакции и составляют уравнение реакции.

0 0 +2 -2

Fe + S = FeS

0 +2

1 Fe -2e Fe окисление

восстановитель

  1. -2

1 S +2e S восстановление

окислитель

0 0 +2 -2

Fe + S = Fe + S

















0 +1 -1 +2 -1 0

Fe + 2НCl = FeCl2 + Н2https://him.1september.ru/2009/21/sverh.gif

0 +2

1 Fe — 2е Fe окисление

восстановитель

+ 0

1 2Н +2е Н2 восстановление

окислитель



0 +1 +2 0

Fe + 2H = Fe + H2

0 +1 +6 -2 +2 +6 -2 0

Fe + H2SO4 (разб.) = FeSO4+ Н2https://him.1september.ru/2009/21/sverh.gif



0 +2

1 Fe — 2е Fe окисление

восстановитель

+ 0

1 2Н +2е Н2 восстановление

окислитель



0 +1 +2 0

Fe + 2H = Fe + H2



0 +2 -1 0 +2 -1

Fe + CuCl2 = Cu +FeCl2.

0 +2

1 Fe — 2е Fe окисление

восстановитель

2+ 0

1 Cu +2е Cu восстановление

окислитель



0 +2 +2 0

Fe + Cu = Fe + Cu





3Fe + 4Н2О https://him.1september.ru/2009/21/t-1.gifFe3O4 + 4Н2https://him.1september.ru/2009/21/sverh.gif.



Вывод:

железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами, выступая в роли восстановителя.





Варианты ответов: I – 2,4,5,8















Варианты ответов: II – 1,2,5,6,











Выполняют тест. Озвучивают результаты

































Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, оценивают свою работу на уроке

Актуализация знаний.

































Формулирование темы урока.











Постановка цели урока.

































Изучение нового материала:

(работа в группах)

































































































































































































































































































































Закрепление изученного материала













































































Итог урока. Оценка и учет знаний































Объяснение

домашнего задания





Итоги урока. Рефлексия.








Приложение №1

Железо не только самый главный металл окружающей нас природы – оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно найти во всей таблице Д. И. Менделеева другой элемент, который был бы так тесно связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества. Древний минералог древнего Рима Плиний Старший писал:

« Железные рудокопи доставляют человеку превосходнейшее и зловреднейшее орудие. Ибо сим орудием прорезываем мы землю, сажаем кустарники, обрабатываем плодовитые сады и, обрезывая дикие лозы с виноградом, понуждаем их каждый год юнеть. Сим орудием выстраиваем домы, разбиваем камни и употребляем железо на все подобные надобности. Но тем же самым железом производим брани, битвы и грабежи и употребляем оное не только вблизи, но и мещем окрыленное вдаль, то из бойниц, то из мощных рук, то в виде оперенных стрел. Это самое порочнейшее, по мнению моему, ухищрение ума человеческого. Ибо, чтобы смерть скорее постигла человека, соделали её крылатою и железу придали перья. Того ради, да будет вина приписана человеку, а не природе.»


Приложение №2

Железо играет большую роль в жизни растений и животных. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от него, в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. Основная роль железа в живом организме заключается в выполнении важнейшего жизненного процесса – дыхания.

Гемоглобин в организме человека — главное, но не единственное соединение, в состав которого входит железо.

Оно содержится в мышечном белке – миоглобине и во многих ферментах. Около 1% железа постоянно циркулирует в плазме .

Главное депо железа – печень, здесь может быть запасено до 1 г железа. Небольшая доля железа расходуется на рост покровных тканей организма – кожи, ногтей. Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.

В растительном мире роль железа не менее важна. Железо необходимо для образования хлорофилла, который обуславливает усвоение растениями углекислого газа при помощи энергии солнечного света. Хотя железо не входит в состав хлорофилла, но без него пигмент не образуется. Недостаток железа, вызывает железное голодание растений и болезнь хлороз. Хлороз или бледная немочь – заболевание свойственно и человеку при недостатке железа. Признаки болезни: плохой цвет лица, быстрая утомляемость, головные боли и постоянно плохое настроение. Чтобы избежать этого, нужно употреблять такие продукты как: печень, яичный желток, картофель, яблоки, сливы, дыни, цветную капусту.


Дух железа. (Вьетнамская легенда)

«Жил в старину один крестьянин, такой бедный, что в хозяйстве у него не было ни кусочка железа. Валить лес и обрабатывать землю ему приходилось каменными и деревянными орудиями. С утра до ночи трудился он в поте лица, но так и не мог выбиться из нищеты. И был этот крестьянин до того грязен и оборван, что девушки при встрече с ним отворачивались, дети поспешно убегали, а старые люди горестно прикрывали лицо руками и плакали.

И бедняге приходилось страдать в одиночестве. Даже звери и птицы избегали его. Лес, когда он приходил в него, становился пустынным, ручей переставал журчать и безмолвно струил свои воды.

Однажды крестьянин увидел чудесный сон. Ему приснилось, будто на землю спустился дух и сказал ему:

— Завтра мимо тебя поедут три всадника и будут просить о ночлеге. Смотри, не отказывай им!

И вправду, на другой день крестьянин увидел, что мимо его хижины едет человек верхом на лошади. Всадник был одет во все белое, и лошадь под ним была тоже белая. От неё вело холодом.

— Есть ли у тебя место переночевать? – крикнул всадник. – Приготовь-ка живее!

— В моем жалком шалаше не найдется для вас достаточного ночлега, — ответил растерявшийся крестьянин.- Прошу вас, господин, поискать его в другом месте.

Чуть позже он увидел всадника в ослепительно желтом наряде верхом на желтой лошади. По небу за ним ползли грозовые тучи, а когда лошадь с седоком приблизилась, с гор налетел порыв холодного ветра. Крестьянин испугался и отказал путнику в ночлеге.

Вечером, незадолго до восхода луны, он увидел третьего всадника, одетого во все черное, некрасивого и коренастого. Под ним была большая сильная лошадь вороной масти.

Когда всадник приблизился, небо на горизонте осветилось, прохладный ветерок принес запах горных лесов, птицы на крыше дома дружно защебетали, а ручеек сильнее зажурчал на камнях, словно желая сказать: «Оставь его ночевать, оставь его ночевать!»

И сам крестьянин не почувствовал на этот раз никакого страха. Но странное дело: наутро незнакомец исчез, а на том месте, где он спал, остался большой черный кусок железа.

Тут крестьянин понял, что первые два всадника были духами серебра и золота. Его охватило сожаление, но птицы над ним хором защебетали:

-Не жалей, не жалей!

А звери из лесу закричали:

— Железу нет цены, железу нет цены!

Крестьянин сделал из доставшегося ему куска железа плуг и лопату, и принялся пахать поле.

Вскоре на участке у крестьянина показались всходы, а затем в чашке его появился белоснежный рис.

С тех пор как железный плуг облегчил труд крестьянина, жить ему стало легче, и он не ходил больше грязным и оборванным. Теперь девушки, проходя мимо, заглядывались на него, дети льнули к нему, старики при встрече с ним радовались.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Понятие информации в природе. Виды информации. Восприятие информации человеком. Свойства информации. Способы кодирования информации»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: