Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии МАОУ Банниковская СОШ
Химия 8 класс.
Тема урока: «Основания, их классификация и свойства».
Цели:
Образовательная: Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований.
Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, мультимедийный проектор, презентация,(приложение1) учебник, оборудование для опытов (штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, ф/ф ).
Рабочие листы(приложение 2)
Ход урока
( слайд №1) 1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада нашей встречи.
Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений. Чтобы узнать, что это за вещества? Прослушайте загадку. (слайд №2)
Из нас не сваришь супа,
Содержим мы гидроксогруппу,
И активного металла
В нашей формуле немало.
Красим лакмус в синий цвет,
Мы опасны, спору нет.
(Основания.) Вы правильно отгадали загадку. Именно об основаниях мы и будем говорить. Что мы уже можем сказать об основаниях, пользуясь информацией стихотворения
А тема нашего урока представлена на слайде(слайд №3) : прочтите
«Основания, их классификация и свойства». запишите тему в бланк лежащий на вашем столе:
2 Определение оснований.
(слайд №4)
Учитель: Перед вами формулы нескольких оснований: KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3.
В ваших бланках они записаны в таблице1
-Что общего между этими веществами? Найдите сходства. (содержат металлы, есть группа – ОН)
-Сформулируйте определение данному классу веществ: (слайд №4 щелчок)
ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами.
Ребята, дайте пожалуйста определение основаниям как электролитам.
ОСНОВАНИЯ – это электролиты которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы группы ОН— (слайд №5)
Мы сформулировали определение гидроксидов. Выполните задание №1
(под формулами в строке 1 напишите названия гидраксидам, формулы которых написаны в таблице.)
3) Классификация оснований. Существует несколько признаков классификации:
У ОСНОВАНИЯ
1.ПО РАСТВОРИМОСТИ 3.ПО СТЕПЕНИ ДИССОЦИАЦИИ
растворимые нерастворимые сильные слабые
(щёлочи) Сu(OH)2 щелочи нерастворимые осн.
NaOH 2.ПО КИСЛОТНОСТИ водный р-р аммиака
KOH
Малорастворимые Однокислотные трехкислотные
Ca(OH)2 двухкислотные
2. Посмотрите на формулы в вашей таблице найдите отличие (на количество групп ОН)
Следовательно второй признак какой— ?(по количеству гидроксогрупп, то есть по кислотности) Т.о если основание содержит одну гидроксогруппу их относят к однокислотным и т.д. заполните схему под цифрой 2 приведите по 1 примеру, постарайтесь не повторяться. (проверка устно)
3. Учитель: Пользуясь таблицей учебника 11 назовите пожалуйста последний признак. (стр 160) и заполните схему под цифрой 3 с примерами. Вы заполнили схему, давайте проверим. Внимание на слайд (слайд №6)
Молодцы вы хорошо рассмотрели классификацию. Выполните следующие задание: в строке №2 вашей таблице дайте классификацию по всем признакам 1гр.- KOH, 2гр.- Ca(OH)2, 3 гр- Fe(OH)3 (проверка устно).
4) Химические свойства оснований.
Основания как класс веществ обладает определенными химическими свойствами.
В начале урока мы прослушали стихотворение в котором говорилось что основания это опасные вещества и при работе с ними нужно соблюдать технику безопасности. Основные правила отражены на слайде. (слайд №7) Вообще все щелочи — это едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Эти свойства даже отражаются в названиях некоторых щелочей — Гидроксид натрия NaOH — называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН – «едкое кали».
Изучая химические свойства, вы составите памятку «Химические свойства оснований»
1 1. Прошла реакция или нет, как вы определили. (По какому признаку) 2. Допишите уравнение реакции 3 Назовите продукты реакции 4. Допишите вывод
NaOH (Ф/Ф) + HCl=NaCl+H2O
Вывод: основания + кислота= соль+ вода
2 1. Прошла реакция или нет, как вы определили. (По какому признаку) 2. Допишите уравнение реакции 3 Назовите продукты реакции 4. Допишите вывод
2NaOH + CuSO4=Na2SO4 +Cu(OH)2
Вывод:
основания + соль = новое основание (нераствор) + новая соль
3. Нерастворимые основания обладают интересным свойством,
могут разолгаться по действием высокой температуры:
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Вывод: Нерастворимые основания разлагаются под действием высокой температуры на воду и оксид металла.
Мы рассмотрели химические свойства давайте проверим все ли правильно мы сделали (слайд №8)
5) Закрепление изученного материала. (слайд №9)
Игра «Третий лишний». Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.
Формулы веществ | |
1 группа | Fе(ОН)2, Na2O, СаО, Al2O3. |
2 вторая | Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2. |
3 третья | КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2. |
(слайд №10) 6) Домашнее задание: §39, с. 160 №1-3, и творческое задание подготовить коллаж о применении оснований
(слайд №11) 6. Рефлексия.
Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали.
Скажите что нового вы сегодня узнали?
Что по этой теме вы хотели бы еще узнать……..
Так как, урок у нас сегодня необычный, я прошу вас поставить себе оценку в звёздочке.
(слайд №12)