Конспект урока химии для 9 класса «Подгруппа галогенов»

Конспект урока

Аттестуемый педагог Краснова Оксана Владимировна

Предмет Химия Класс 9

Тема урока «Подгруппа галогенов»

Цель: На основе положения галогенов в периодической системе элементов рассмотреть и сформировать знания о строении атомов галогенов, свойствах галогенах.

Задачи:

Образовательная. Формировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, значении и применении, уметь  применять полученные знания и умения на практике.

Развивающая. Развивать умения давать характеристику химическим элементам седьмой группы главной подгруппы, простым и сложным веществам, образованных этими элементами, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии,  навыки работы с дополнительной литературой,  работы в Интернете, создания мультимедийной  информации.

Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки учащихся, трудолюбие.

























Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент взаимное приветствие учащихся и учителя

Проверка домашнего задания

( фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить пройденный материал подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные





— Здравствуйте

— Ребята, я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.


— Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании окружающего мира


Проводится тестирование по теме «Неметаллы» § 17, проверяется зад.5 стр.111 ПТ



Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.(Презентация Слайд 2 )


1. Красив в кристаллах и парах,

и на детей наводит страх. (Йод).

2. Самой сильной из кислот имя галоген дает? (Ответ: Хлорная кислота).

.














улыбаются



Благодарят, садятся



Выполняют тест, решается задача на доске, объясняют решение задачи

Взаимопроверка теста







Отгадывают загадки


















2


Постановка целей и задач

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

активизировать познавательную деятельность на последующих этапах

Цель, которую хочет достичь учитель:

организовать целенаправленную познавательную деятельность

Сообщает тему, цель, задачи, характеризует практическую значимость изучаемого материала.(Презентация Слайд 3)


Тема: Галогены. Соединения галогенов.

Цель: На основе положения галогенов в периодической системе элементов рассмотреть и сформировать знания о строении атомов галогенов, свойствах галогенах.

Задачи:

Сформировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, значении и применении, уметь  применять полученные знания и умения на практике.


Записывают тему урока, получают представление о предполагаемом результате деятельности.


А)






















Б)




Изучение учебного материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Зафиксировать индивидуальное затруднение: проверка тетрадей по рядам

Цель, которую хочет достичь учитель:

организовать работу по повторению сведений, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы:

побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Постановка учебной задачи

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

зафиксировать индивидуальное затруднение:

Цель, которую хочет достичь учитель:

обсудить затруднение и сформулировать задачи урока. Организовать целенаправленную познавательную деятельность.

Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог, проблемные вопросы.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к ПСХЭМ.

(Презентация Слайд 4 )


С помощью ПСХЭ Д.И. Менделеева  дается характеристика галогенов  как ХЭ по составу, строению и свойствам. (Презентация Слайд 5 )

— Что общего в строении и свойствах галогенов на основании их положения в ПСХЭМ ?

— За счет какой связи образована молекула галогена?

— Какую кристаллическую решетку имеют галогены?

Исходя из строения атома, охарактеризуйте физические свойства галогенов ( выполнение зад.3,стр.113 ПТ.)

Проверяют по (Презентация Слайд 6 )





— Какие элементы в соединениях мы встречаем в повседневной жизни ?

— На ваш взгляд какой элемент самый необходимый?

— Почему? (Презентация Слайд 7 )

— Какую цель ставим на урок?




Смотрят презентацию.








Отвечают на вопросы




Отвечают на вопросы.






Выполняют задание в ПТ






Устно отвечают на вопросы.

Мы знаем об этих элементах из курса химии за 8 класс .







В)

Изучение нового материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

обсудить проект решения учебной задачи , сделать анализ и сравнение ХЭ, на практике применить полученные знания.

Цель, которую хочет достичь учитель: рассмотреть распространненость ХЭ галогенов в природе, охарактеризовать галогены по составу, строению, свойствам.

Методы:

учебный диалог, моделирование, опора на жизненный опыт, беседа с демонстрацией средств наглядности, самостоятельная работа с текстом, выполнение письменных работ.

— Сейчас мы заслушаем интересные факты открытия галогенов, которые подготовили учащиеся.(Презентация Слайд 8-11 )




Ребята рассказали нам о четырех галогенах, остался Астат проводится беседа об Астате ( Презентация слайд12 )

Данный элемент «открывали» много раз и давали разные названия: алабамий (1932 г.) в честь штата в США, где предполагали, что он был обнаружен в монацитовом песке; гельвеций (в честь Швейцарии), англогельвеций, дакин (от названия древней страны даков в Северной Европе), лептин (в переводе с греческого «слабый») и т. д.

Однако первое достоверное сообщение о его открытии сде­лали физики, занятые синтезом новых элементов. На цикло­троне Калифорнийского университета Д. Корсон, К. Мак-Кензи и Э. Сегре облучили альфа-частицами мишень из висмута. При этом получили новый элемент.

Его нет в природе.

Этот радиоактивный элемент из семейства гало­генов назван «астат», что в переводе означает «неустойчи­вый». О нем известно очень мало. Установлено, что он может существовать в шести валентных состояниях: от -1 до +7 (ана­лог иода). Как и иод, он хорошо растворяется в большинстве органических растворителей. Подобно иоду, он концентриру­ется в щитовидной железе и может быть использован для ле­чения заболевания щитовидной железы более эффективно, чем иод.


В каком виде находятся галогены в природе? Презентация Слайд 13-14____)

Для ответа на этот вопрос посмотрим презентацию:

— Как выдумаете, почему галогены называют еще «солероды»? (Презентация Слайд 15_)


Вспомним правила работы в парах . После прослушанных сообщений сделаем карточку – схему Работа в парах.


Заполненная на слайде карточка – схема (Презентация Слайд _16_)

Представление презентации «Химические свойства галогенов» (Презентация Слайд 17-22_)

— По ходу презентации составляете  и записываете уравнения  реакций зад.4 стр.113 – 114 в ПТ.

1. 2 Na + Г2 = 2 NaГ

2. Ca + Г2= CaГ2

При прохождении тем «Щелочные и щелочноземельные металлы мы уже познакомились с данными химическими реакциями) слабые учащиеся могут воспользоваться учебником стр.163-164, чтобы правильно записать химические реакции.

3  2Fe + 3 Г2 =2 FeГ3 

4. H2 + Cl2 = 2HCl  


Предположите, какой цвет будет иметь мокрая лакмусовая бумажка? Демонстрация реакции лакмусовой бумаги и соляной кислоты.

Какая среда?

5.Br2 + 2KI = 2KBr + I2  

Более активные галогены могут вытеснять менее активные из растворов их солей. Так хлор будет вытеснять бром и йод, а бром может вытеснить йод. 

6. Фтор в силу своей активности не обладает этим свойством, так как он будет взаимодействовать с водой, а не с солью и будет окислять кислород.

Ваимодействие фтора с водой : 2F2 + 2H2O = 4HF + 02  Здесь кислород – восстановитель и продукт горения. 

Рассмотрим применение галогенов , на примере хлора . (Презентация Слайд 23_)

выполним в ПТ зад.7 стр.115


Физминутка – релаксация


Когда вы зашли в класс наверное вы заметили , то по нашему классу разлетелись снежинки попробуйте сейчас глазами найти снежинки — галогены….нашли? закройте глаза и представьте , что эти снежинки разлетелись кружась по полю ( звучит релаксационная музыка)


Отдохнули ? приступим к закреплению материала.

Зачитывают сообщения

1.Фтор ( Презентация 8 слайд)

2.Хлор( Презентация 9 слайд)

3.Бром( Презентация 10 слайд)

4.Йод ( Презентация 11 слайд)




















Смотрят презентацию






Ответ учащихся : ( в виде солей, минералов)






Совместная работа, обсуждение, заполнение схемы, проверка заполненной схемы.










Выполнение задания в рабочей тетради











Ответ учащихся : ( кислая т.к. цвет изменился на малиновый)









Выполняют задание в ПТ





Выполняют глазами движения.


Закрывают глаза, слушают музыку.

3

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

зафиксировать новое знание во внешней Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний

Цель, которую ставит перед собой учитель:

— установить уровень осмысления учащимися полученных знаний.

Задачи:

-развитие умений применять — зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.

Методы: репродуктивные, расшифровка, ситуация успеха. Словесно –наглядно — практические

Первичное закрепление во внешней речи.

Проверим.

Достигли ли мы цели урока?

— А какую цель дальше себе поставим?

Для закрепления изученного материала отгадаем кроссворд

( Презентация Слайд 24 ).

По горизонтали :

1.Радиактивный элемент, может быть получен только искусственно.

2. Ядовитый газ, раздражающий слизистые оболочки даже в очень малых дозах.

3.Вещество, служащее реактивом на йод.

4. Группа химических элементов, у которых на внешнем уровне 7 электронов.

5. Самый активный из галогенов, вода горит в нем фиолетовым цветом.

6. Галоген – в жидком состоянии.

7. Галоген , антисептик.

По вертикали если верно угадали , вы все слова :

8.Перевод слова «галогены» с греческого языка.


Проверь себя (Презентация Слайд 25_)


Применить новые знания на практике.


Отвечают на вопросы.













Отгадывают кроссворд.






Проверяют реакции.

4

Рефлексия

  1. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое содержание,

осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Цель, которую ставит перед собой учитель: организация рефлексии и самооценки обучающимися собственной учебной деятельности.


Итог.

— Какое значение имеют галогены?



— Какую цель ставили на уроке?

— Удалось ли достичь поставленной цели?

— Какой вид работы вам больше всего понравился?







Ответы детей

5

Домашнее задание

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить пройденный материал, правильно выполнить домашнее задание.



Цель, которую хочет достичь учитель: сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику выполнения


Методы : Словесные







— § 18 ПТ стр.116 – 117 зад.1 – 5 , по желанию зад.8

Инструктирую, проверяю, как учащиеся поняли содержание работы Презентация Слайд 26_)

Слушают, записывают, задают вопросы


Дата: 04.12. 2013 г.

Члены экспертной группы: _________________

________________










Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по химии "Чудо из чудес" 9-11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: