План-конспект урока
«Основания»
Цель урока:
Образовательная цель: сформировать представления об новом классе неорганических соединений – основаниях.
Развивающая цель: развить представления об основаниях как веществах, предшественниками которых являются основные оксиды.
Воспитательная цель: формирование научной картины мира на основе химических соединений – оснований, глобального значения оснований для человечества.
2.Задачи:
— обучающие: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.
-развивающие: развитие химического языка, логического мышления, ключевых компетенций;
-воспитательные: представить глобальность оснований для окружающего мира.
3.Тип урока: урок формирования новых знаний.
4.Формы работы учащихся: работа в парах, работа с интернет – ресурсами, исследовательская работа.
5.Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, компьютеры учащихся, мультимедио- проектор, интернет – ресурсы.
6.Учебно-наглядные пособия: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 – в виде «известковой воды»), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла «Лесная поляна» (туалетное), «Palmolive» (глицериновое), «Dove» (на основе крема), таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Индикаторы», дидактические карточки (Приложение 1,2,3,4,6,7).
7.Структура и ход урока
Источники материалов
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 267с;
2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368с.;
3. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2007. – 112с.;
3. Толкачёва Т.К. и другие. Уроки химии по интегральной технологии. 8кл.: метод.пособие. – М.:Дрофа, 2007. – 174с.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Орг.момент | | Проверка готовности класса к уроку | Подготавливаются к уроку | 1мин. |
2. | Проверка домашнего задания | | Проводит фронтальный опрос класса 1. Дать определение оксидам. Рассказать о классификации оксидов (с примерами); 2. Проверка домашнего задания (упражнения 1, страница 97); 3. Организует работу с ЭОР, взаимопроверку. 4. Учащимся с низкой мотивацией предлагается выполнить задания по дидактическим карточкам. (см. Приложение2) | К доске приглашаются двое учащихся из класса для выполнения задания. Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведённых карточках и разбейте их на оксиды металлы и неметаллы (см. Приложение1) Остальные работают с ЭОР в парах, взаимопроверка. | 5 минут |
3. | Актуализация знаний учащихся | Соответствие оснований оксидам металлов | Что такое бинарные соединения? Какие бинарные соединения вы знаете? Какие вещества соответствуют основным оксидам? | Отвечают на вопросы педагога. Работают с ЭОР в парах, выводы записывают в тетрадь. | 6 минут |
4. | Введение новых знаний | | I. Создаёт проблемную ситуацию, совместно с учащимися определяют тему урока. Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. На доске написаны химические формулы некоторых веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2. 1.Что общего между записанными на доске химическими формулами? 2.Как связаны эти вещества с оксидами? 3.Что мы знаем о таких веществах, что нужно узнать? II.Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH—. Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода — Общая формула оснований: Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления. III.Учитель организует работу с ЭОР Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований. | 1.Выдвигают гипотезы, предположения, определяют цели урока. 2.Записывают в тетрадь Работают в парах с ЭОР, делают записи в тетрадях. Разбирают номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная) | 23 минуты |
| | | IV.Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые. Организует работу с ЭОР Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости. Учитель демонстрирует в твёрдом виде образцы оснований и предлагает заполнить таблицу: Сравнительная характеристика оснований (см. приложение 3) V. Организует сообщение учащихся по теме: «Щёлочи – едкие вещества» VI.Гидроксид кальция – малорастворимое основание, тем не менее, это щёлочь. Учитель сообщает, что прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой
Как отличить известковую воду от других растворов, например, от раствора гидроксида натрия?: пропустить через неё углекислый газ.
Что мы наблюдали? | Работают с тренажёром, взаимопроверка в парах Заполняют таблицу и приходят к выводу, что основания представляют собой твёрдые вещества. Слушают и запоминают.
Учащиеся делают вывод: Ca(OH)2 –щёлочь, а его прозрачный раствор называется известковой водой. К доске выходит (по желанию) один учащийся и через стеклянную трубочку пропускает свой выдыхаемый углекислый газ через известковую воду и раствор гидроксида натрия. Помутнение известковой воды, образование осадка (мути).
| |
| | Химические свойства оснований (просмотр видеоролика — индикаторы) | Учитель сообщает, что реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными. VII.Учитель сообщает, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (бесцветный лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», сопровождая её объяснениями. Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия и гидроксид кальция. Учитель приливает к нерастворимому основанию Cu(OH)2 раствор фенолфталеина. | Формулируют выводы эксперимента
Учащиеся наливают в три пробирки раствор гидроксида кальция. Полученные результаты фиксируют в таблице(см. приложение 4) Учащиеся приходят к выводу, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит. | |
| | В заключение урока учитель предлагает ответить на вопрос в чём практическая значимость, изучаемой темы? | Учитель ещё раз напоминает, что в производстве мыла используются сильноразбавленные растворы гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись. − Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора будет заметно? Каким? В заключение урока учитель проводит демонстрационный эксперимент: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке – «Лесная поляна» (туалетное мыло), во второй – «Palmolive» (глицериновое), в третьей «Dove» (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина. Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился? Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются). Учитель предлагает учащимся составить синквейн по теме, работают в группах
| Учащиеся внимательно слушают. Да, индикатор окрасится в малиновый цвет. Учащиеся отмечают изменение цвета: в первой и второй пробирках индикатор окрасился в малиновый цвет, в третьей – остался бесцветным. Раствор мыла «Dove» имеет нейтральную среду Составляют синквейн. | |
5.
| Первичное обобщение и систематизация знаний (физкультминутка) | Проводит работу с тренажёром «Классификация оснований» ФМ для улучшения мозгового кровообращения I. И.п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. II. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный. | 1.Организует работу с ЭОР по тренажёру 2. Учащимся с низкой мотивацией предлагается игра «Веришь — не веришь» (см. приложение 6) и работа с индивидуальными карточками (см. приложение 7) 3.Проводит ФМ | 1.Отвечают на вопросы тренажёра. 2.Отвечают на вопросы индивидуальных заданий. Повторяют движения ФМ | 5минут |
6. | Подведение итогов урока (рефлексия) | | Каждому учащемуся раздаются листочки с таблицей для последующего заполнения 1.Понравился ли урок? 2.Что узнали нового? 3.Что хотели бы узнать? | Отвечают на вопросы. | 3 минуты |
7. | Домашнее задание (дифференцированное) | | §19, страница 98 – 101. Составить кроссворд по теме «Основания» | Записывают в дневник | 2 минуты |
Приложение к плану-конспекту урока
_________Основания_________________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Тест по теме «Оксиды» | контрольный | тест | https://fcior.edu.ru/card/12584/testy-po-teme-oksidy.html |
2 | Соответствие оснований ок сидам металлов | контрольный | тест | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_04.swf |
3 | Составление формул оснований | нформационный | иллюстрация | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce97-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_02.swf |
4 | Классификация оснований | информационый | иллюстрация | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce96-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_01.swf |
5 | Химические свойства оснований | информационный | видеоролик | https://fcior.edu.ru/card/1060/himicheskie-svoystva-osnovaniy.html |
6 | Классификация оснований | контрольный | тест | https://fcior.edu.ru/card/9378/trenazher-klassifikaciya-osnovaniy.html |