Конспект урока химии на тему «Основания»


План-конспект урока

«Основания»



  1. Цель урока:

Образовательная цель: сформировать представления об новом классе неорганических соединений – основаниях.

Развивающая цель: развить представления об основаниях как веществах, предшественниками которых являются основные оксиды.

Воспитательная цель: формирование научной картины мира на основе химических соединений – оснований, глобального значения оснований для человечества.

2.Задачи:

— обучающие: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

-развивающие: развитие химического языка, логического мышления, ключевых компетенций;

-воспитательные: представить глобальность оснований для окружающего мира.

3.Тип урока: урок формирования новых знаний.

4.Формы работы учащихся: работа в парах, работа с интернет – ресурсами, исследовательская работа.

5.Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, компьютеры учащихся, мультимедио- проектор, интернет – ресурсы.

6.Учебно-наглядные пособия: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 – в виде «известковой воды»), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла «Лесная поляна» (туалетное), «Palmolive» (глицериновое), «Dove» (на основе крема), таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Индикаторы», дидактические карточки (Приложение 1,2,3,4,6,7).

7.Структура и ход урока

Источники материалов


1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 267с;

2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368с.;

3. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2007. – 112с.;

3. Толкачёва Т.К. и другие. Уроки химии по интегральной технологии. 8кл.: метод.пособие. – М.:Дрофа, 2007. – 174с.



















Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Орг.момент


Проверка готовности класса к уроку

Подготавливаются к уроку

1мин.

2.

Проверка домашнего задания

Тест по теме: «Оксиды»


Проводит фронтальный опрос класса

1. Дать определение оксидам. Рассказать о классификации оксидов (с примерами);

2. Проверка домашнего задания (упражнения 1, страница 97);

3. Организует работу с ЭОР, взаимопроверку.

4. Учащимся с низкой мотивацией предлагается выполнить задания по дидактическим карточкам. (см. Приложение2)


К доске приглашаются двое учащихся из класса для выполнения задания.

Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведённых карточках и разбейте их на оксиды металлы и неметаллы (см. Приложение1)

Остальные работают с ЭОР в парах, взаимопроверка.

5 минут

3.

Актуализация знаний учащихся

Соответствие оснований оксидам металлов


Что такое бинарные соединения?

Какие бинарные соединения вы знаете?

Какие вещества соответствуют основным оксидам?

Отвечают на вопросы педагога.





Работают с ЭОР в парах, выводы записывают в тетрадь.

6 минут

4.

Введение новых знаний










































Составление формул оснований


I. Создаёт проблемную ситуацию, совместно с учащимися определяют тему урока.

Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. На доске написаны химические формулы некоторых веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2.

1.Что общего между записанными на доске химическими формулами?

2.Как связаны эти вещества с оксидами?

3.Что мы знаем о таких веществах, что нужно узнать?

II.Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH.

Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода —

Общая формула оснований:

Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.

III.Учитель организует работу с ЭОР

Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований.





























1.Выдвигают гипотезы, предположения, определяют цели урока.











2.Записывают в тетрадь












Работают в парах с ЭОР, делают записи в тетрадях.

Разбирают номенклатуру оснований: «гидроксид» + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная)







23 минуты

























































































































































































Классификация оснований



























IV.Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые.

Организует работу с ЭОР

Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости.


Учитель демонстрирует в твёрдом виде образцы оснований и предлагает заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика оснований

(см. приложение 3)

V. Организует сообщение учащихся по теме: «Щёлочи – едкие вещества»

VI.Гидроксид кальция – малорастворимое основание, тем не менее, это щёлочь.

Учитель сообщает, что прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой


Как отличить известковую воду от других растворов, например, от раствора гидроксида натрия?: пропустить через неё углекислый газ.










Что мы наблюдали?











Работают с тренажёром, взаимопроверка в парах









Заполняют таблицу и приходят к выводу, что основания представляют собой твёрдые вещества.

Слушают и запоминают.


Учащиеся делают вывод: Ca(OH)2 –щёлочь, а его прозрачный раствор называется известковой водой.

К доске выходит (по желанию) один учащийся и через стеклянную трубочку пропускает свой выдыхаемый углекислый газ через известковую воду и раствор гидроксида натрия.

Помутнение известковой воды, образование осадка (мути).







































































Химические свойства оснований (просмотр видеоролика — индикаторы)

Учитель сообщает, что реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными.

VII.Учитель сообщает, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (бесцветный лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).

Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», сопровождая её объяснениями.

Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия и гидроксид кальция.






Учитель приливает к нерастворимому основанию Cu(OH)2 раствор фенолфталеина.














Формулируют выводы эксперимента
























Учащиеся наливают в три пробирки раствор гидроксида кальция. Полученные результаты фиксируют в таблице(см. приложение 4)


Учащиеся приходят к выводу, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит.






























































































































































































В заключение урока учитель предлагает ответить на вопрос в чём практическая значимость, изучаемой темы?



Учитель ещё раз напоминает, что в производстве мыла используются сильноразбавленные растворы гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись.

Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора будет заметно? Каким?

В заключение урока учитель проводит демонстрационный эксперимент: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке – «Лесная поляна» (туалетное мыло), во второй – «Palmolive» (глицериновое), в третьей «Dove» (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина.

Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился?

Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются).



























Учитель предлагает учащимся составить синквейн по теме, работают в группах


Учащиеся внимательно слушают.










Да, индикатор окрасится в малиновый цвет.




Учащиеся отмечают изменение цвета: в первой и второй пробирках индикатор окрасился в малиновый цвет, в третьей – остался бесцветным.



Раствор мыла «Dove» имеет нейтральную среду
























Составляют синквейн.























5.

































Первичное обобщение и систематизация знаний

(физкультминутка)

Проводит работу с тренажёром «Классификация оснований»





ФМ для улучшения мозгового кровообращения

I. И.п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

II. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и.п.

Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

1.Организует работу с ЭОР по тренажёру

2. Учащимся с низкой мотивацией предлагается игра «Веришь — не веришь»

(см. приложение 6) и работа с индивидуальными карточками (см. приложение 7)



3.Проводит ФМ

1.Отвечают на вопросы тренажёра.

2.Отвечают на вопросы индивидуальных заданий.




Повторяют движения ФМ

5минут

6.

Подведение итогов урока

(рефлексия)


Каждому учащемуся раздаются листочки с таблицей для последующего заполнения

1.Понравился ли урок?

2.Что узнали нового?

3.Что хотели бы узнать?

Отвечают на вопросы.

3 минуты

7.

Домашнее задание

(дифференцированное)


§19, страница 98 – 101. Составить кроссворд по теме «Основания»


Записывают в дневник

2 минуты











Приложение к плану-конспекту урока

_________Основания_________________________________

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Тест по теме «Оксиды»

контрольный

тест

https://fcior.edu.ru/card/12584/testy-po-teme-oksidy.html


2

Соответствие оснований ок сидам металлов

контрольный

тест

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_04.swf


3

Составление формул оснований


нформационный

иллюстрация

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce97-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_02.swf



4

Классификация оснований


информационый

иллюстрация

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce96-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_19_01.swf


5

Химические свойства оснований

информационный

видеоролик

https://fcior.edu.ru/card/1060/himicheskie-svoystva-osnovaniy.html



6

Классификация оснований

контрольный

тест

https://fcior.edu.ru/card/9378/trenazher-klassifikaciya-osnovaniy.html









Свежие документы:  Конспект урока на тему «В гостях у дедушки Ау»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: