Конспект урока химии на тему «Способы классификации химических элементов. Понятие про щелочные металлы и галогены»

Тема:

Способы классификации химических элементов.

Понятие про щелочные металлы и галогены.

Цель:

Закрепить знания учащихся о химическом элементе с точки зрения атомно-молекулярного учения, а также знания о простых и сложных веществах; сформировать понятие о группах сходных элементов на примере щелочных металлов.

Тип:

Комбинированный урок.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Установочная беседа (знакомство учащихся с технологической картой).

  3. Объяснение нового материала.



Развитие любой науки проходит ряд этапов: изучение, накопление фактов, их классификация, выявление связи между установленными фактами и на основании этого более полное их познание.

В химии к середине ХIX века было известно 63 химических элемента, изучены химические и физические свойства образуемых ими простых и сложных веществ.

Поэтому возникла необходимость их группировки по сходным признакам (т.е. классификация)

В курсе 8 класса мы познакомились с классификацией неорганических соединений.

Вопросы к классу:

  1. Какие классы неорганических соединений вы знаете?

  2. По каким признакам выделяют эти классы веществ?

  3. Продолжите логическую цепочку и объясните ее:



NaCl → NaOH →Na2O→…



K2SO4 → H2SO4→SO3 →…



  1. Как доказать, что Na2O проявляет основные свойства, а SO3 — кислотные.

  2. Какие простые вещества и с какими свойствами заканчивают эти логические цепочки?

(Знакомство с таблицей «Генетическая связь».)

Следовательно, одна из классификаций химических элементов предлагала деление их на металлы и неметаллы по характерным признакам простых веществ, образуемых этими элементами.

  1. Какие физические свойства характерные только для металлов вы знаете? (металлический блеск, электро-теплопроводность, твердость (кроме Hg).



  1. Какими физическими свойствами могут обладать неметаллы?



  1. Кто лишний в триадах химических элементов и почему?



Mg; Fe; O.

S; Na; P.

Na; Mg; Cl.



Недостаток этой классификации в том, что она не учитывала всех химических элементов и образуемых ими соединений.

  1. Какими свойствами – основными или кислотными — обладают вещества:

а) гидросксид меди ( II)

б) гидроксид цинка ?

Доказать с помощью уравнений реакции.

Следовательно: амфотерность оксидов и гидроксидов свидетельствует о переходном характере образующих их химических элементов.

Zn(OH)2 + 2 HClZnCl2 +2H2O

(основные свойства)

Zn(OH)2 + 2NaOHNa2ZnO2+2H2O

(кислотные свойства)


Вторая классификация делила химические элементы на группы сходных по свойствам элементов, среди которых были группы веществ с противоположными свойствами: щелочные металлы, образующие соединений основного характера и галогены – кислотного.

Основными количественными характеристиками элементов были атомная масса и валентность.



Задание учащимся: — на основании параграфа, выступлений учащихся и знаний, полученных в 8 классе заполнить таблицы и сделать выводы на основе вопросов.

Таблица № 1. Щелочные металлы.

Элемент

Ar

T

Формула оксида

Формула гидроксида

Изменение активности

Li

Na

K

Rb

Cs

6,9

23,0

39,1

85,5

132,9

179

97,8

63,6

39,0

28,6

Li2O

Na2O

K2O

Rb2O

Cs2O

Li OH

Na OH

K OH

Rb OH

Cs OH



Усиливается активность

металла



Таблица № 2

«Галоген» – рождающий соль.

Химический элемент

Ar

Mr

Агрегатное состояние

Формула водородных соединений

Формула солей



Неметаллические свойства убывают, возрастают металлические

F

Cl

Br

J

19

35,5

80

127

38

71

160

254

F2 – газ

Cl2 – газ

Br2 жидкость

J2 – тв.в-во

HF

HCl

HBr

HJ

Na F

Na Cl

Na Br

Na J



Вывод: (после каждой таблицы)

  1. Что общего и чем отличаются простые вещества, образованные данными элементами?

  2. Как изменяются свойства с возрастанием Ar ?



Например:

  1. Щелочные металлы образуют соединения, в которых всегда валентность каждого из этих элементов равна 1. Сходство в физических свойствах простых веществ проявляется в том, что металлы имеют характерный металлический блеск, малую плотность, легкоплавки, теплопроводны и обладают электрической проводимостью. Сходство в химических свойствах проявляется в их реакциях с кислородом, водой, кислотами.

  2. Щелочные металлы тем активнее, чем больше их относительная атомная масса.



  1. Домашнее задание: См. технологическую карту, урок № 1.

Провести инструктаж.

  1. Закрепление и итог урока.

  1. Осуществить цепочку превращения или составить схему, отражающую генетическую связь калия и его соединений, напишите уравнения реакций.

K K2O  KOH  K2SO4

  1. Кто лишний? H; Li; K; Na

F; Cl; Mn; Br

  1. Напишите по 2 уравнения реакций между:

а) щелочной металл + вода

б) оксид щелочного металла + вода

в) гидроксид щелочного металла + соляная кислота

г) водород + галоген

д) галогеноводород + щелочь



  1. При взаимодействии II валентного металла с водой выделилось 0,05 моль водорода. Определите металл, если известно, что с водой прореагировало 2 гр. металла.



Дано: n (H2)= 0,05 моль

m(Me)=2г

Найти: Me-?

2г 0,05 моль

Me + 2H2O  Me(OH) 2 + H2

х г/моль 1 моль



2/х = 0,05/1 ; х = 40.

Ar (Ca) = 40.



Подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и оценивание учебных достижений и навыков.



Свежие документы:  Урок по биологии в 8 классе «Нарушение осанки и плоскостопие»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: