Конспект урока «Кристаллические решетки» 8 Класс

Дьячук Елена Юрьевна

Учитель химии

МБОУ СОШ №1 г.Оха, Сахалинская область


Методическая разработка модульного урока «Кристаллические решетки» по химии в 8 классе с использованием ЭОР.

«Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри»

(Н.Бердяев)

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «кристаллическая решетка», изучить типы кристаллических решеток и показать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.


Оборудование и реактивы: компьютер, модели кристаллических решеток, сера, бензойная кислота, флюорит, стеклянная колба, фарфоровая чашка, спиртовка,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Цель урока.

  3. Организация целевого пространства.

А) Используя знания из физики и обсудите, от чего зависит агрегатное состояние воды?

Б) Обсуждение в группах.

УЭ- 1

Цель: уметь различать два вида твердых веществ

Дайте характеристику аморфным веществам. Приведите примеры аморфных веществ



(Для 1 и 3 группы)


Найдите в учебнике характеристику об аморфных веществах. Дайте ответ.

Цель: уметь различать два вида твердых веществ

Дайте характеристику кристаллическим веществам. Приведите примеры кристаллических веществ.

(Для 2 и 3 группы)


Найдите в характеристику о кристаллических веществах. Подготовьте ответ.

УЭ- 2

Цель: изучить разные по форме кристаллы и дать определение кристалла.

1. Рассмотрите под лупой различные вещества: кварц SiO2 , серу, флюорит СаF2 . Опишите, что вы видите.

2.Пользуясь учебником и словарем С.И.Ожегова, ответьте на вопрос «Что такое кристаллы?»

3. Почему кристаллы различных веществ разнообразны по форме?

1. Лабораторная работа №1 в парах

2. Определение кристалла запишите в тетрадь

3. Подготовьте устный ответ


УЭ- 3

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются ионными?

  2. Исследуйте макет кристаллической решетки хлорида натрия.

  3. Заполните таблицу №1

  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой.

  5. Какие вещества имеют ионную кристаллическую решетку? (1 группа)

Лабораторная работа

2 в парах

Сделайте записи в тетради

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются атомными?

  2. Исследуйте макет кристаллической решетки алмаза.

  3. Заполните таблицу №1

  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решеткой.

(2 группа)


Лабораторная работа

2 в парах



Сделайте записи в тетради

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

  1. Какие кристаллические решетки называются металлическими?

  2. Исследуйте макет кристаллической решетки натрия.

  3. Заполните таблицу №1

  4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с металлической кристаллической решеткой.



(3 группа)





Лабораторная работа

2 в парах

Используйте учебник



Сделайте записи в тетради

Таблица №1

Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ



Тип

решетки

Виды частиц

в узлах решетки

Вид связи между частицами

Примеры веществ

Наиболее характерные физические свойства

Ионная

Ионы (катионы и анионы)

Ионная

Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов

Тугоплавкие, нелетучие, твердые, многие растворимы в воде и проводят электрический ток в растворе и расплаве

Атомная

Атомы

Ковалентная

Алмаз, кремний, бор, кварц.

Твердые, нерастворимые, тугоплавкие, как вещества с ионной кристаллической решеткой, но часто в превосходной степени – очень твердые, очень прочные и т.д.

Молекулярная

Молекулы

Между молекулами-слабые силы межмолеку-лярного притяжения, а вот внутри молекул-прочная ковалентная связь

При обычных условиях газы или жидкости, или твердые вещества с низкой температурой плавления: органические вещества (нафталин), вода, углекислый газ и др.

Легкоплавкие, летучие, в твердом виде хрупкие, способны к возгонке, имеют малую твердость

Металлическая

Атом-ионы

Металличес-кая

Металлы и сплавы

Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные, имеют металлический блеск и т.д.





Диктант.



если правильное предложение — «да», а если неправильное — то пишут «нет».

  1. Нафталин – легкоплавкое, кристаллическое вещество, потому что имеет молекулярную кристаллическую решетку.

  2. Слово «кристалл» пишется с одной буквой «л».

  3. Вещества с атомной кристаллической решеткой – твердые, тугоплавкие, нелетучие.

  4. Для веществ с металлической кристаллической решеткой характерным свойством является хрупкость.

  5. Кристаллическая решетка графита состоит из атомов углерода.



Контроль правильности выполнения диктанта проводят методом взаимопроверки.





УЭ- 4



Подведение итогов ( рефлексия )

Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? С какими трудностями вы столкнулись? Как вы думаете: каким образом можно улучшить свою работу в дальнейшем?







Работа в парах.



УЭ — 5



Домашнее задание: смоделировать кристаллическую решетку любого вещества.












Свежие документы:  Рабочая программа по элективному курсу "Химические вещества в повседневной жизни" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: