«ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ»
Автор : Миланова Фаина Сейфуллаевна,
преподаватель химии,
высшая категория,
оборудование: мобильный класс
технология: ИКТ
2011 год
Тип урока: Лекция с элементами практики.
Цели урока: учащиеся должны знать понятия: электролит,
электролитическая диссоциация, степень диссоциации.
Задачи: а) учебно-образовательная:
обеспечить усвоение и закрепление понятий.
б) учебно-воспитательная:
формировать мировзренческие идеи.
в) учебно-развивающие:
развивать логическое мышление учащихся.
методы: а) словесные: беседа , рассказ
б) наглядные: использование схем, таблиц
в) практические: приобретение навыков записи химических
формул, уравнений.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания – решение задач у доски.
2.Объяснение нового материала.
Для запоминания положений теории электролитической диссоциации можно использовать опорный конспект.
Как вы уже знаете, в растворах вещества распадаются на структурные единицы – молекулы, ионы, атомы. Как вы думаете, в каком случае раствор будет проводить электрический ток? Электрический ток проводится заряженными частицами. Из перечисленных к заряженным относятся только ионы. Значит, электрический ток будут проводить вещества, распадающиеся в растворе на ионы.
Проведем эксперимент. Проверим электропроводность дистиллированной воды, кристаллов соли, сахара, щелочи. Они неэлектропроводны. Растворим в дистиллированной воде сахар, соль, щелочь и проверим электропроводность растворов. Раствор сахара не проводит ток, значит, сахар в растворе распадается на молекулы. Щелочь и соль в растворе проводят ток, значит, они распались на ионы.
Вещества, проводящие ток в растворах или расплавах, называются электролитами.
Распад электролитов в растворе или расплаве на ионы называется электролитической диссоциацией.
Щелочи и соли – вещества с ионной связью; молекулы воды – полярные, имеют отрицательный полюс (Об-) и положительный (Нб+), такие молекулы называют диполями. Диполи воды притягиваются к узлам кристаллических решеток солей и щелочей, гидратируют их, разрушают решетку (см $35, рис. 42 учебнике), Это можно показать на динамических магнитных моделях.
Процесс диссоциации можно записать уравнениями.
Диссоциация щелочей:
NaOH Na+ + OH—
Щелочи – электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и гидроксид-анионы.
Упражнение: запишите уравнения диссоциации гидроксидов калия, кальция, бария.
Диссоциация солей:
NaCL Na++CL—
Соли – электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка.
Упражнение: запишите уравнения диссоциации сульфата цинка, карбоната натрия, хлорида железа (Ш), нитрата алюминия.
Нерастворимые соли и основания не диссоциируют.
Проверим электропроводность концентрированной уксусной кислоты. Она не проводит ток. Почему? Потому что состоит из молекул. Прильем к кислоте немного воды. Раствор незначительно проводит ток. Чем больше воды мы приливаем, тем выше становится электропроводность раствора. Это значит, что под действием воды молекулы кислоты диссоциируют на ионы.
Рассмотрим механизм диссоциации кислоты HCL.
Молекула хлороводорода полярна: Нб+ СLб-; к ней притягиваются диполи воды и поляризуют ее до образования ионов ( см $35, рис 43).
Уравнение диссоциации кислоты: HCL H++CL—
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Электролиты распадаются на ионы в разной степени. Количественной характеристикой электролитической диссоциации является степень диссоциации a (альфа), которая равна отношению числа продиссоциировавших молекул к общему числу молекул, введенных в раствор:
N (дисс)
a= . 100%
N (общее)
В зависимости от а электролиты делят на
1) сильные ( а > 40%): HCL; HBr: HI; HNO3; H2SO4 щелочи, большинство солей;
2) средней силы (10% < а < 40%):H2SO3; H3PO4 ;некоторые соли:
3) слабые (a<10%)HF; HNO2;H2CO3; H2S; HN4OH
Вещества, которые практически не диссоциируют, называются неэлектролитами.
Степень диссоциации зависит:
от природы растворенного вещества и растворителя %
от температуры ( чем выше температура, тем больше а);
от концентрации раствора (чем меньше концентрация раствора, тем больше а).
Объясните, почему степень диссоциации так зависит от температуры и концентрации раствора.
Кислоты диссоциируют ступенчато, причем степень диссоциации на каждой очередной ступени ниже, чем на предыдущей:
1 ступень H2S H++HS— гидросульфид –анион.
П ступень HS— H++S2- сульфид-анион.
a1 >a2
3.Упражнения: запишите уравнения ступенчатой диссоциации H2SO3; H2CO3: H3PO4,
назовите образовавшиеся ионы.
Теорию электролитической диссоциации в 1887 году сформулировал шведский ученый Сванте Аррениус; по мере развития знаний о растворах она дополнялась и в современном виде содержит следующие положения.
1.Электролиты в растворах и расплавах диссоциируют (распадаются) на ионы.
2.Диссоциация – обратимый процесс.
3.Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.
4.При пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока к катоду (-) движутся положительные ионы (катионы), а к аноду(+) –отрицательные ионы (анионы).
5.Атомы и ионы одного и того же элемента отличаются строением и свойствами.
4. Домашнее задание: $$ 35,36, упр. 1,4,5.
Литература
Гаврусейко Н.П. справочник по химии. Минск: Нар. асвета, 1998.
Годмен А. Иллюстрированный химический словарь. – М.. Мир, 1998.
Софронов С.В., Суровцева Р.П. методика проведения химического эксперимента по неорганической химии. – М.: МГИУУ,1997.
Балашова Л.М., Штепа Л.И. о нетрадиционном подходе к изучению химии / / Химия в школе. – 1999. — №6.
Общая химия в формулах, определениях, схемах / Под ред. В.Ф. Тикавого Минск Университетское,1997.
Энциклопедический словарь юного химика. – М. Педагогика, 2000.
«Химия» — 9 класс О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова – настольная книга учителя, ООО «Дрофа» 2002.