Конспект урока «Лекция с элементами практики»




ГБОУ СПО РПК













Урок химии


«ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ»















Автор : Миланова Фаина Сейфуллаевна,

преподаватель химии,

высшая категория,


оборудование: мобильный класс

технология: ИКТ



г.БУДЕННОВСК

2011 год


Тип урока: Лекция с элементами практики.


Цели урока: учащиеся должны знать понятия: электролит,

электролитическая диссоциация, степень диссоциации.



Задачи: а) учебно-образовательная:

обеспечить усвоение и закрепление понятий.


б) учебно-воспитательная:

формировать мировзренческие идеи.


в) учебно-развивающие:

развивать логическое мышление учащихся.


методы: а) словесные: беседа , рассказ


б) наглядные: использование схем, таблиц


в) практические: приобретение навыков записи химических

формул, уравнений.



Ход урока


1.Проверка домашнего задания – решение задач у доски.


2.Объяснение нового материала.


Для запоминания положений теории электролитической диссоциации можно использовать опорный конспект.

Как вы уже знаете, в растворах вещества распадаются на структурные единицы – молекулы, ионы, атомы. Как вы думаете, в каком случае раствор будет проводить электрический ток? Электрический ток проводится заряженными частицами. Из перечисленных к заряженным относятся только ионы. Значит, электрический ток будут проводить вещества, распадающиеся в растворе на ионы.

Проведем эксперимент. Проверим электропроводность дистиллированной воды, кристаллов соли, сахара, щелочи. Они неэлектропроводны. Растворим в дистиллированной воде сахар, соль, щелочь и проверим электропроводность растворов. Раствор сахара не проводит ток, значит, сахар в растворе распадается на молекулы. Щелочь и соль в растворе проводят ток, значит, они распались на ионы.

Вещества, проводящие ток в растворах или расплавах, называются электролитами.

Распад электролитов в растворе или расплаве на ионы называется электролитической диссоциацией.

Щелочи и соли – вещества с ионной связью; молекулы воды – полярные, имеют отрицательный полюс (Об-) и положительный (Нб+), такие молекулы называют диполями. Диполи воды притягиваются к узлам кристаллических решеток солей и щелочей, гидратируют их, разрушают решетку (см $35, рис. 42 учебнике), Это можно показать на динамических магнитных моделях.

Процесс диссоциации можно записать уравнениями.

Диссоциация щелочей:

NaOH Na+ + OH

Щелочи – электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и гидроксид-анионы.

Упражнение: запишите уравнения диссоциации гидроксидов калия, кальция, бария.

Диссоциация солей:

NaCL Na++CL


Соли – электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка.

Упражнение: запишите уравнения диссоциации сульфата цинка, карбоната натрия, хлорида железа (Ш), нитрата алюминия.

Нерастворимые соли и основания не диссоциируют.

Проверим электропроводность концентрированной уксусной кислоты. Она не проводит ток. Почему? Потому что состоит из молекул. Прильем к кислоте немного воды. Раствор незначительно проводит ток. Чем больше воды мы приливаем, тем выше становится электропроводность раствора. Это значит, что под действием воды молекулы кислоты диссоциируют на ионы.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Рассмотрим механизм диссоциации кислоты HCL.

Молекула хлороводорода полярна: Нб+ СLб-; к ней притягиваются диполи воды и поляризуют ее до образования ионов ( см $35, рис 43).

Уравнение диссоциации кислоты: HCL H++CL


Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Электролиты распадаются на ионы в разной степени. Количественной характеристикой электролитической диссоциации является степень диссоциации a (альфа), которая равна отношению числа продиссоциировавших молекул к общему числу молекул, введенных в раствор:

N (дисс)

a= . 100%

N (общее)



В зависимости от а электролиты делят на

1) сильные ( а > 40%): HCL; HBr: HI; HNO3; H2SO4 щелочи, большинство солей;

2) средней силы (10% < а < 40%):H2SO3; H3PO4 ;некоторые соли:



3) слабые (a<10%)HF; HNO2;H2CO3; H2S; HN4OH


Вещества, которые практически не диссоциируют, называются неэлектролитами.

Степень диссоциации зависит:

  1. от природы растворенного вещества и растворителя %

  2. от температуры ( чем выше температура, тем больше а);

  3. от концентрации раствора (чем меньше концентрация раствора, тем больше а).


Объясните, почему степень диссоциации так зависит от температуры и концентрации раствора.

Кислоты диссоциируют ступенчато, причем степень диссоциации на каждой очередной ступени ниже, чем на предыдущей:

1 ступень H2S H++HS гидросульфид –анион.

П ступень HS H++S2- сульфид-анион.


a1 >a2


3.Упражнения: запишите уравнения ступенчатой диссоциации H2SO3; H2CO3: H3PO4,

назовите образовавшиеся ионы.

Теорию электролитической диссоциации в 1887 году сформулировал шведский ученый Сванте Аррениус; по мере развития знаний о растворах она дополнялась и в современном виде содержит следующие положения.

1.Электролиты в растворах и расплавах диссоциируют (распадаются) на ионы.

2.Диссоциация – обратимый процесс.

3.Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.

4.При пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока к катоду (-) движутся положительные ионы (катионы), а к аноду(+) –отрицательные ионы (анионы).

5.Атомы и ионы одного и того же элемента отличаются строением и свойствами.


4. Домашнее задание: $$ 35,36, упр. 1,4,5.



























Литература



  1. Гаврусейко Н.П. справочник по химии. Минск: Нар. асвета, 1998.

  2. Годмен А. Иллюстрированный химический словарь. – М.. Мир, 1998.

  3. Софронов С.В., Суровцева Р.П. методика проведения химического эксперимента по неорганической химии. – М.: МГИУУ,1997.

  4. Балашова Л.М., Штепа Л.И. о нетрадиционном подходе к изучению химии / / Химия в школе. – 1999. — №6.

  5. Общая химия в формулах, определениях, схемах / Под ред. В.Ф. Тикавого Минск Университетское,1997.

  6. Энциклопедический словарь юного химика. – М. Педагогика, 2000.

  7. «Химия» — 9 класс О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова – настольная книга учителя, ООО «Дрофа» 2002.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: