Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Омская область, Исилькульский район
Конспект урока на соответствие занимаемой должности по теме «Оксиды»
подготовила:
Баймагамбетова Ирина Есеновна, учитель химии и биологии.
с. Украинка
2012
Организационный момент.
Цели этапа: Подготовить учащихся к активной работе на уроке.
Задачи, которые хочет достичь учитель:
приветствие, фиксация отсутствующих;
проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;
поверка подготовленности классного помещения к занятию;
организация внимания школьников;
раскрытие общей цели урока и плана проведения.
«Добрый день, друзья! Я рада вас видеть!». Определение по рапортичке отсутствующих. Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе. Сообщается обучающимся план проведения урока.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель этапа: Проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Физические и химические свойства воды»
Дидактические задачи этапа:
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания.
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности и определить причины их возникновения.
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.
Методы и приемы проверки домашнего задания:
У доски у двоих обучающихся проверяется выполнение домашних номеров на приведение примеров реакций разложения, соединения, замещения с участием воды и химические свойства воды.
Для слабых учеников выдаются карточки для решения аналогичных примеров с алгоритмом решения. Для сильных карточки с уравнениями реакций с «пропусками» или задачей на решение по уравнению реакции с участием воды. У двоих или троих учащихся берутся работы и отдаются на проверку сильным учащимся. После урока выставляются оценки, как проверяемым ученикам, так и проверяющим. Пока идет работа у доски, фронтально опрашивается класс.
На доске запись решения примера, аналогичного домашнему, на взаимодействие воды с другими веществами с образованием кислоты, щелочи, щелочи и водорода. Решение закрыто. Фронтально по цепочке опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения.
Уровень усвоения пройденного материала можно проверить в форме разноуровневой самостоятельной работы или теста на соответствие с дальнейшей взаимопроверкой, самопроверки с выставлением оценок. Самостоятельную работу проверяет учитель. Ответы теста и критерии оценивания записываются на закрывающуюся часть доски, которые затем показываются классу.
Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся:
— выполняю этот пример у доски с помощью учащихся, к которым адресую свои наводящие вопросы;
— аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись комментируют с места ученики.
Для стимулирования деятельности учащихся использую бальную систему. За найденную ошибку, правильный ответ, интересное дополнение ученику начисляется балл.
Изучение нового учебного материала.
Учебная цель урока: систематизировать, углубить знания обучающихся об оксидах, способах их получения, физических и химических свойствах и областях применения.
Развивающие:
Развивать память и внимание учащихся.Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные:
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Задачи: образовательная: сформировать понятие об оксидах как классе неорганических веществ; научить давать классификацию оксидам по формуле, составлять уравнения получения и взаимодействия оксидов с другими веществами; характеризовать их физические свойства, область применения.
Постановке учебной цели перед учащимися:
На доске выписываются формулы оксидов. Так как с оксидами учащиеся знакомы, объявляется мозговая атака на определение цели. Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обращает внимание, если это не прозвучало, на содержание во всех молекулах кислорода, металлов, неметаллов, переходных элементов. Вместе формулируется цель: изучить классификацию, номенклатуру, физические и химические свойства оксидов, их получение и применение.
«Оратор»: за одну минуту убедите меня — учителя, что изучение этой темы вам просто необходимо.
Изложение основных положений нового учебного материала.
Вспоминаем определение оксидов и переходим к классификации оксидов. По схеме в учебнике дается задание выяснить, в чем разница между основными, кислотными и амфотерными оксидами. Заостряется внимание на том, что в состав кислотных оксидов входят атомы неметаллов и при взаимодействии с водой они дают кислоты. Учащиеся приводят примеры кислотных оксидов. Несколько из них выписываются на доске, и объясняется, как давать название кислотным оксидам. Указывается обязательное условие в конце названия — валентность неметалла римскими цифрами. Опять совместно проговариваются правила определения валентности элементов. Затем дается задание в тетрадях написать формулы кислотных оксидов и назвать их. За каждую правильно составленную формулу с названием выставляется балл. Несколько более слабых учеников поочередно вызываются к доске и работают над заданием совместно с учителем.
Аналогично работаем с основными и амфотерными оксидами.
В следующем задании учащиеся должны проанализировать следующую схему учебника и определить два способа получения оксидов. Выписать их в тетрадь и на каждый способ привести уравнение реакции в качестве примера. Проговаривается условие, что для получения балла уравнения не должны совпадать с примерами учебника, их нужно составить по аналогии.
Затем совестно делается вывод, что оксиды образуются при горении простых и сложных веществ, реакциях разложения сложных веществ. Кто приведет примеры использования реакций горения в быту?
Для изучения физических свойств демонстрируются образцы оксидов различных цветов с помощью слайдов. Делается совместный вывод о том, что оксиды бывают твердые, жидкие, газообразные и различных цветов: от прозрачного до черного.
При изучении химических свойств оксидов составляем уравнения реакций взаимодействия кислотных и основных оксидов с водой. Указывается, что это обязательно реакция соединения и объясняются правила составления формулы продукта. С помощью таблицы учебника продуктам даем названия. Затем дается задание по аналогии составить два уравнения реакции, в результате которых можно получить кислоту и основание. С более слабыми работаем у доски и фронтально.
Взаимодействие оксидов между собой рассматриваем аналогично.
При изучении взаимодействия основных оксидов с кислотами разбирается пример реакции в учебнике. Фронтально по цепочке вспоминаем правила составления формул продуктов реакции обмена, выставления коэффициентов. Затем дается задание составить по аналогии с учебником уравнение реакции. Сильные обучающиеся работают в тетрадях на получение балла. Со слабыми обучающимися учитель работает у доски и фронтально. Каждый этап составления реакции проговаривается.
Взаимодействие кислотных оксидов с растворимыми основаниями рассматриваем аналогично.
При рассмотрении применения оксидов перед учащимися ставится практическая задача. После прослушивания материала о применение оксидов выписать формулы тех, которые используются в быту человеком. Кто восемь, девять, десять? Поднимите руку. Желающий зачитывает формулы оксидов и область применения. Если есть ошибки, учитель просит остальных обучающих их исправить.
4. Закрепление учебного материала:
Цель данного этапа урока:
Цель — оперативная проверка и достижение одинакового уровня усвоения учебного материала по теме «Оксиды» у всех учащихся. Закрепить в памяти учащихся знаний и способов действий по новому материалу.
Задачи этапа:
Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Для закрепления материала обучающимся предлагается разноуровневая самостоятельная работа на «3», «4», «5». Карточка на «3» включает задание «Найди лишний оксид в каждом ряду». Карточка на «4» — заполнить пропуски в уравнениях реакций. Карточка на «5» — задачу на определение массы образовавшегося оксида.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:
Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся.
Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.
5. Задание на дом, включающее:
Цель, которую хочет достичь учитель:
Обеспечить понимание учащимися содержание и способов выполнения домашнего задания.
Задания — минимум (обязательны для всех) – параграф «Оксиды», задание на классификацию и химические свойства оксидов.. Задания — максимум (необязательно) – задача или подготовить презентацию о применении оксидов.
Проводится инструктаж обучающихся для успешного выполнения задания на дом: задание минимум выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; разбор наиболее трудных элементов задания — максимум.
Итог урока. Рефлексия.
Подводятся итоги урока, проводится обсуждение того, что узнали, и того, как работали.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
Молодцы, вы сегодня хорошо работали.
Спасибо за урок.
Литература:
Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман «Химия. 8 класс». – М.: «Просвещение», 2008.
М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки по химии. 8 класс», М.: «Вако» 2008
http//famlly.yandex.ru.