Краевой конкурс мультимедийных пособий по номинации «Химия»
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Ерж Елена Николаевна
2. Место работы МОУ лицей, ст. Каневская Краснодарского края.
Полный адрес: индекс 353730 город ст.Каневская улица Октябрьская, 1 федеральный телефонный код города 861-64 телефон 42647 факс_нет , _e-mail lic@kan.kubannet.ru .
3.Должность: учитель химии
4. Педагогический стаж работы 23 года
5. Преподаваемый предмет химия
6. Название работы, подаваемой на конкурс Уроки по теме: «Электролитическая диссоциация».
7. Домашний адрес автора(полностью) : ст.Каневская, Краснодарский край, индекс 353730,
861-64 — 7 41 24; факс- не имею, e-mail — не имею.
8. ФИО руководителя образовательного учреждения Шипило Людмила Васильевна , телефон для связи: федеральный код города 861-64 телефон 42647 факс_____________e-mail: lic@kan.kubannet.ru
9. Адрес,телефон, факс, телефонный код, e-mail органа управления образованием: UO@kan.kubannet.ru Ст.Каневская, ул.Горького 62, тел.861-64, 7 30 07
РЕЦЕНЗИЯ.
Цикл уроков по теме: «Электролитическая диссоциация» соответствует поставленным целям и задачам. Способствует обобщению и систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках, расширяет кругозор учащихся, развивает навыки работы с дополнительной литературой, навыки самоконтроля, коллективной, индивидуальной и групповой работы, развивает логическое мышление, навыки решения расчетных задач, рассмотреть сущность реакций в растворах электролитов.
На уроке использованы активные средства обучения: интерактивная доска, микролаборатории, полученные школой в рамках нац.проекта «Образование».
На уроке реализованы не только образовательные задачи, но и воспитательные – подготовка учащихся к жизни, умение рационально трудиться, планировать и строить ответы, готовить выступление, выделять в учебном материале главное.
Учащиеся работают на уроке с интересом, без принуждения, легко выполняют индивидуальные задания, т.к. учитель применяет дифференцированный подход в обучении, где каждый может выполнить задание в соответствии со своими возможностями. Все этапы уроков завершены, логически взаимосвязаны. Планы уроков реализованы, уроки результативны.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
КАНЕВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УРОКИ
по ТЕМЕ:
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
Подготовила:
Учитель химии МОУ Лицей
Ерж Елена Николаевна.
2009 год
ст. Каневская
Тема урока: «Сущность процесса электролитической диссоциации».
Цель урока: усвоить определения научных понятий: «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «катионы», «анионы»;
объяснить на основе демонстрационного эксперимента эти важнейшие понятия;
объяснить сущность и механизм процесса диссоциации;
Развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умения наблюдать,
делать выводы, объяснять ход эксперимента.
Девиз урока: «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он
постоянно расширяется». Арабская пословица.
Тип урока: урок – лекция.
Ход урока:
I. Введение. Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц. В металлах такое направленное движение осуществляется за счет относительно свободных электронов. Но, оказывается, проводить электрический ток могут не только металлы, но и растворы и расплавы солей, кислот, оснований.
В 1887г шведский ученый Сванте Аррениус сформулировал положения теории электролитической диссоциации веществ, а русские ученые-химики Кистяковский В.А., Каблуков И.А. дополнили ее представлениями о гидратации ионов. СЛАЙД 2,3,4 .
Теория электролитической диссоциации (ТЭД) :
1. Электролиты – это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Это растворимые кислоты, соли, основания, т.е. вещества с ковалентной полярной и ионной связью. Демонстрационный эксперимент: изучение электропроводности растворов NaCl, HCl, KOH, сахара, воды. СЛАЙД 5,6 .
2. Неэлектролиты – это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Это вещества нерастворимые в воде, а также вещества с неполярной или малополярной ковалентной связью, органические вещества, жидкий кислород, азот, вода, нерастворимые основания, соли, кислоты. СЛАЙД 7 .
3. Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролита на ионы.
NaCl → Na+ + Cl— HCl → Н+ + Cl—
KOH → К+ + ОН—
4. В растворах или расплавах электролитов ионы движутся хаотично, но при пропускании тока положительно заряженные ионы притягиваются к катоду (-) и называются катионами, а отрицательно заряженные ионы притягиваются к аноду (+) и называются анионами. Процесс диссоциации обратим. СЛАЙД 8 .
5. Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам. В водных растворах ионы находятся в гидратированном состоянии. СЛАЙД 9,10 .
II. Механизм диссоциации объясняется тем, что электролиты под действием растворителя самопроизвольно диссоциируют (распадаются) на ионы. Диссоциация может происходить и при плавлении твердых электролитов (термическая диссоциация). СЛАЙД 9 .
III. Закрепление материала: СЛАЙД № 11, 12.
1. Разделить вещества на электролиты и неэлектролиты: сульфат калия, карбонат кальция, бензол, кислород, гидроксид калия, глюкоза, серная кислота, гидроксид бария, вода, сера.
Контроль выполнения задания: самопроверка с доски.
2. Выберите вещества, которые способны продиссоциировать на ионы: сульфат бария, нитрат алюминия, гидроксид натрия, азот, сахар, соляная кислота.
3. Составьте уравнения диссоциации этих веществ.
Контроль выполнения задания: самопроверка с доски.
4. Творческое задание: Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить сульфат меди в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим. Объясните это явление.
СЛАЙД № 13.
IV. Домашнее задание: § 1, Радецкий стр. 38, вариант 1-4 (1 задание).
Тема урока: «Диссоциация кислот, оснований, солей».
Цель урока: повторить и обобщить знания по теме: «Теория электролитической диссоциации»;
сформировать определения кислот, оснований, солей в свете представлений о
диссоциации веществ;
научиться составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей;
закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать;
воспитывать у учащихся умение работать в коллективе.
Девиз урока: Непрекращающиеся процессы изменения молекул химических веществ –
признаки движения материи.
Ход урока:
I. Организационный момент урока – сообщение целей и задач урока.
II. Проверка опорных знаний по теме «Сущность теории диссоциации».
Сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации.
Разделить вещества на электролиты и неэлектролиты (работа у доски):
Вариант 2 | |
Сульфат магния, азотная кислота, оксид натрия, водород, гидроксид бария, целлюлоза. | Сульфит калия, гидроксид кальция, оксид серы (IV), глицерин, серная кислота, кислород. |
Для электролитов составить уравнения диссоциации, взаимоконтроль с доски.
Вариант 2 | |
MgSO4 → Mg2+ + SO4 2- HNO3 → H+ + NO3— Ba(OH)2 → Ba2+ + 2OH— | K2 SO3 → 2K+ + SO3 2- Ca(OH)2 → Ca2+ + 2OH— H2SO4 → 2H+ + SO4 2- |
III. Объяснение нового материала.
В свете теории электролитической диссоциации можно дать определение кислотам, основаниям, солям как электролитам.
1)Рассмотрим процесс диссоциации кислот: HCl → H+ + Cl—
СЛАЙД 2. H2SO4 → 2H+ + SO4 2-
HNO3 → H+ + NO3—
Вывод: Кислоты – это электролиты, диссоциирующие на катионы водорода H+ или (Н3О+ ) и анионы кислотного остатка.
2) Рассмотрим процесс диссоциации оснований: КОН → K+ + OH—
СЛАЙД 3. Ca(OH)2 → Ca2+ + 2OH—
Ba(OH)2 → Ba2+ + 2OH—
Вывод: Основания – это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и гидроксид-анионы OH—.
3) Рассмотрим процесс диссоциации средних солей и кислых солей: СЛАЙД 4.
K2 SO4 → 2K+ + SO4 2- KHCO3→ K+ + HCO3—
MgCl2 → Mg2+ + 2Cl— NaHSO4 → Na+ + H+ + SO4 2-
Na2CO3 → 2Na+ + CO32-
Вывод: Средние соли – это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотного остатка. Кислые соли – это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и водорода и анионы кислотного остатка.
IV. Закрепление материала:
1) На какие ионы диссоциируют кислоты?
На какие ионы диссоциируют основания?
На какие ионы диссоциируют средние соли?
На какие ионы диссоциируют кислые соли?
2) Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: СЛАЙД 5.
H2SO4 →
2 HNO3 →
6 КОН →
7 Ca(OH)2 →
5 NaCl →
6 K2 SO4 →
V. Домашнее задание § 2, Радецкий стр. 32, вариант 1-4 (1 задание) .
Тема урока: Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Цель урока: познакомиться с понятиями: «слабые электролиты», «сильные электролиты»,
«степень электролитической диссоциации»;
провести опыты, демонстрирующие зависимость степени диссоциации от
концентрации.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания учащихся о делении электролитов на сильные и
слабые;
о степени диссоциации и ее зависимости от различных факторов;
закрепить знания учащихся теории электролитической диссоциации;
умения составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей;
научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами.
Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации
и проведении эксперимента;
развивать умения сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы;
развивать информационную культуру учащихся.
Воспитательные: воспитывать у учащихся культуру речи, культуру общения,
коммуникативные качества личности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер;
демонстрационный опыт: «Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты
от концентрации»; электропроводность сильного электролита HNO3 и слабого
электролита уксусной кислоты.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент урока (1 мин.). сообщение темы и задач урока. СЛАЙД № 2.
II. Опрос учащихся (10 мин) устно:
Дать определение кислотам, основаниям, солям в свете теории электролитической диссоциации?
Почему кислоты имеют общие свойства?
Почему основания имеют общие свойства?
Работа по карточкам у доски:
Карточка № 1.
Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей:
а) гидроксида калия; г) азотной кислоты;
б) соляной кислоты; д) сульфата калия.
в) хлорида алюминия;
Карточка № 2.
Из перечисленных веществ выбрать элекролиты и написать уравнения диссоциации:
1) гидроксид бария; 4) оксид магния; 7) серная кислота;
2) хлорид серебра; 5) гидроксид меди (II) 8) нитрат железа (III).
3) глюкоза; 6) оксид серы (IV)
Карточка № 3.
Составьте формулы электролитов, состоящих из катионов: Cu2+, Na+, Ba2+, Fe2+ ;
анионов: S2-, SO4 2-, OH—, Cl—, NO3—. Назовите эти электролиты.
III. Изучение нового материала (20мин.) (объяснение, демонстрация).
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Теория электролитической диссоциации» и познакомимся с делением электролитов на слабые и сильные, степенью электролитической диссоциации.
Процесс ЭД – обратимый процесс, поэтому характеризуется степенью ЭД (λ).
Степень ЭД – это величина, которая показывает, какая часть молекул распалась на ионы.
= Nпрод./ Nобщ. х 100% или = νпрод. / νобщ. х 100%, где
Nпрод . – количество продиссоциированных молекул,
νпрод. — количество продиссоциированных молекул ,
Nобщ. – общее число растворенных молекул,
νобщ. – общее количество диссоциирующего вещества.
СЛАЙД № 3.
В зависимости от λ электролиты бывают:
СЛАБЫЕ (λ < 30 %) | |
В растворе находятся в основном в виде ионов. 1) все щелочи: NaOH, KOH и т.д. 2) кислоты: H2SO4, HNO3, HBr, HI, HCl 3) почти все соли: KNO3, CaCl2 и т.д. | В растворе находятся в основном в виде молекул. 1) кислоты: H2S, H2CO3, H2SiO3, H2SO3, HNO2, H3PO4, органические кислоты. 2) основания: NH4OH, Cu(OH)2, Mg(OH)2 и т.д. 3) H2O.
|
СЛАЙД № 4, 5.
λ зависит от:
1) природы электролита и растворителя;
2) температуры;
3) концентрации слабого электролита.
Демонстрация опытов:
Опыт № 1. Изучение электропроводности HNO3 и СН3СООН.
Опыт № 2. Изучение электропроводности концентрированной СН3СООН и разбавленной СН3СООН.
IV. Закрепление изученного материала – 10 мин.
1) Что является мерой диссоциации электролита в растворе?
2) На какие 2 группы делятся электролиты в зависимости от степени диссоциации?
3) Какие вещества относят к сильным, а какие к слабым электролитам?
4)
Карточка № 1:
Разделите электролиты на слабые и сильные: Ва(OH)2, Fe(OH)2, H2SiO3, HBr, KNO3,AgCl.
СЛАЙД № 6 .
Карточка № 2.
Могут ли в растворе находиться одновременно ионы:
1) Ag+ и NO3— 4) H+ и CO32-
2) H+ и Cl— 5) Ba2+ и SO42-
3) K+ и OH— 6) Cu2+ и OH—
СЛАЙД № 7.
Карточка № 3.
В каком случае образуется самое большое число ионов H+ при диссоциации 1 моль кислоты? СЛАЙД № 8.
1) H3PO4,
2) H2SO4,
3) HCl,
4) H2S.
5) Творческое задание:
В растворе находятся ионы: H+, Na+, NO3—, К+. предположите, какие электролиты были использованы для получения этого раствора?
СЛАЙД № 9.
V. Домашнее задание: § 3, упр. 9-10, стр. 13.
Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания до конца.
Цель урока: научить учащихся составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции;
изучить условия их протекания до конца;
расширить знания учащихся о химических реакциях, условиях их протекания;
развивать навыки проведения химического эксперимента;
воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: реактивы и химическая посуда, держатель для пробирок, стационарные наборы
реактивов для проведения опытов: HCl, K2СO3, КОН, фенолфталеин, ВaCl2,
H2SO4, К3PO4, NaCl, AgNO3.
компьютер, интерактивная доска.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент урока (1 мин). Сообщение целей и задач урока.
II. Опрос учащихся – тестовая самостоятельная работа (10 мин).
Вариант — 2 | |
1. Сильными электролитами являются? | |
1) HCl, AgNO3. 2) Fe(OH)2, H2SO4 3) Zn(OH)2, H2S 4) Ag 3PO4, H3PO4 | 1) KCl, HClO, H2SO3 2) H2SO4, KNO3, H3PO4 3) HCl, MgCl2, KClO3 4) H2S, C2H5OH, KOH |
Вариант — 2 | |
2. Слабыми электролитами являются? | |
1) иодоводородная кислота 2) сероводородная кислота 3) азотная кислота 4) хлороводородная кислота | 1) серная кислота 2) гидроксид калия 3) хлорид алюминия 4) кремневая кислота |
Вариант — 2 | |
3.Лампочка прибора для испытания веществ на электропроводность загорится при погружении электродов в водный раствор: | |
1) сахарозы 2) глицерина 3) этанола 4) хлорида бария | 1) глюкозы 2) уксусной кислоты 3) серной кислоты 4) ацетона |
Вариант — 2 | |
4. Степень диссоциации зависит от: | |
1) температуры 2) давления 3) объема раствора 4) интенсивности перемешивания раствора | 1) концентрации электролита 2) давления 3) агрегатного состояния веществ 4) объема раствора |
Вариант — 2 | |
5. Одновременно в растворе могут находиться ионы: | |
1) K+ , Cl— 2) Ag+, Cl— 3) H+ , S2- 4) Cu2+ , OH— | 1) Fe2+, OH— 2) K+ , SO42- 3) H+ , SO32- 4) Ca2+ , CO32- |
Вариант — 2 | |
6.Какие из утверждений о диссоциации кислот в водных растворах верны? | 6. Какие из утверждений об электролитах верны? |
А. При диссоциации кислот образуются только катионы водорода. Б. Среди анионов, образующихся при диссоциации кислот, присутствуют разнообразные кислотные остатки. | А. При растворении в воде электролиты диссоциируют на ионы. Б. Ионы отличаются от атомов по строению и свойствам. |
1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба утверждения. 4) Оба утверждения неверны. |
III. Объяснение нового материала (20 мин).
Реакции между электролитами – это реакции между ионами, которые образовались при их диссоциации. Поэтому их записывают в молекулярном и ионном виде.
Демонстрационный опыт № 1 (проводит учитель).СЛАЙД 2.
Взаимодействие КОН и H2SO4. Записываем уравнение в молекулярном и ионном виде.
H2SO4 + 2КОН → К2SO4 + 2Н2О (молекулярное уравнение)
2Н+ + SO42- + 2К+ + 2ОН— → 2К+ + SO42- + 2Н2О (полное ионное уравнение)
Н+ + ОН— → Н2О (краткое ионное уравнение)
Демонстрационный опыт № 2 (проводит учитель).
Al2(SO4)3 + 3BaCl2 → 3BaSO4↓ + 2AlCl3
2Al3+ + 3SO42- + 3Ba2+ + 6Cl— → 3BaSO4↓ +2Al3+ + 6Cl—
Творческое задание:
Какие из реакций возможны: Опыт1. NaCl и H2SO4 (разб.)
Опыт 2. NaOH и KCl
Далее учитель предлагает учащимся провести опыты:
Вариант 1. Взаимодействие NaCl и AgNO3. СЛАЙД 3.
Вариант 2. Взаимодействие AgNO3 и К3PO4. СЛАЙД 4.
Учащимся предлагается самостоятельно записать уравнение в молекулярно-ионном виде.
Далее следует самопроверка с доски
Демонстрационный опыт № 3 (проводит учитель).
2HCl + К2CO3 → 2KCl + Н2О + CO2↑
2Н+ + 2Cl— + 2К+ + CO32- → 2К+ + 2Cl— + Н2О + CO2↑
2Н+ + CO32- → Н2О + CO2↑
IV. Выводы: В ионных уравнениях:
а) электролиты записывают в ионном виде;
б) неэлектролиты и слабые электролиты – в молекулярном виде;
в) в ионном уравнении сумма зарядов ионов в левой и правой части равны.
Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется:
а) малодиссоциирующее вещество;
б) газ;
в) осадок.
V. Закрепление материала (10 мин) СЛАЙД № 5.
Составить уравнения реакций ионного обмена:
1) карбоната кальция и азотной кислоты;
2) хлорида бария и сульфата натрия;
3) соляная кислота и гидроксида натрия.
VI. Домашнее задание § 4, Радецкий, стр. 32, вариант 1-4 (2,3 задание).
Урок – практикум по теме:
Реакции ионного обмена.
Цель урока: отработать умения составлять ионные и сокращенные ионные уравнения реакций
на примере свойств основных классов неорганических соединений.
Оборудование к уроку: посуда для проведения опытов, растворы: H2SO4, HCl, NaOH, Ca(OH)2,
KOH, ZnCl2, компьютер, интерактивная доска.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент урока. Сообщение целей и задач урока. (1 мин)
II. Проверка домашнего задания (10 мин) Устно:
1) Какие реакции называются реакциями ионного обмена?
2) Каковы условия протекания их до конца?
Творческое задание: Из перечисленных веществ в демонстрационном лотке: H2SO4, HCl, NaOH,
Ca(OH)2, КОН, ZnSO4 , ZnCl2 подберите вещества для протекания 2-х
реакций, соответствующую сокращенному ионному уравнению:
СЛАЙД № 2.
Вариант 1. Н+ + ОН— → Н2О
Вариант 2. Zn2+ + 2ОН— → Zn(OH)2↓
III. Самостоятельная работа на 15 минут. СЛАЙД № 3.
Вариант 2. | |
NaOH + CuSO4 → HNO3 + Ca(OH)2 → К2CO3 + HCl → KCl + NaNO3 → | BaCl2 + Na2SO4 → H2SO4 + NaOH → CaCl2 + NaNO3 → CaCO3 + HNO3 → |
Запишите уравнения реакций ионного обмена между растворами следующих веществ; отметьте признаки реакций в задании 1. какая из реакций не идет до конца? Составьте уравнения, подтверждающие ваши предположения.
Вид контроля – взаимопроверка в паре (10 мин).
IV. Составление ионных уравнений, характерных для кислот, оснований и солей.
1) Составить ионные и сокращенные ионные уравнения практически осуществимых реакций, характерных для соляной кислоты и следующих веществ: H2SO4, КОН, Mg, AgNO3, Na2SO4, Cu, CuO, CO2.
2) Осуществить превращения:
Na2CO3
1 2 ↑4 6 7
Na → Na2O → NaOH → Na2SO4 → BaSO4
↓ 3 ↓5
NaNO3 NaCl
Уравнения 3, 4, 5, 6, 7 запишите в молекулярном и ионном виде.
V. Выводу по уроку (3 мин).
Реакции, характерные для кислот, оснований, солей идут до конца:
если выпадает осадок,
если выделяется газ,
если образуется малодиссоциирующее вещество.
VI. Домашнее задание: § 1 – 4, повторить
подготовиться к контрольной работе.
Урок № 6.
Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация».
Цель урока: проконтролировать знания и умения по теме: «Электролитическая
диссоциация».
Форма контроля: дифференцированный тестированный контроль знаний.
Тест по теории электролитической диссоциации.
вариант
1. К неэлектролитам относятся:
1). карбонат натрия 3). хлороводородная кислота
2). этиловый спирт 4). нитрат цинка
2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует:
1). сахароза 3). бромид алюминия
2). гидроксид натрия 4). азотная кислота
3. Электролитами являются оба вещества в группе:
1). CH4, CO2 3). СaO, BaSO4
2). C2H5OH, HNO3 4). NaCl, KOH
4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации сульфата аммония равна:
1). H3PO4 3). HNO3
2). H2SO4 4). HF
5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата алюминия равна:
1). 4 3). 2
2). 6 4). 3
6. В сокращенном ионном уравнении реакции Al2(SO4)3 + BaCl2 → … сумма коэффициентов равна:
1). 9 3). 3
2). 6 4). 2
7. Сокращённое ионное уравнение 2H+ + SO32- → H2O + SO2↑ соответствует взаимодействию:
1). CaSO3 + HCl → 3). Na2SO3 + HCl →
2). H2SiO3 + SO2 → 4) H2SO3 + NaOH →
8. Верные ли следующие утверждения:
А). Электролиты при пропускании электрического тока распадаются на ионы
Б). К отрицательному электроду, погруженному в раствор электролита,
движутся анионы
1). Верно только А 3). Верны оба утверждения
2). Верно только Б 4). Оба утверждения неверны
9. Осадок образуется при взаимодействии веществ:
1). H3PO4 + KOH → 3). FeCl3 + KNO3 →
2). AgNO3 + HCl → 4). CuCl2 + MgSO4 →
10. Необратимо протекает реакция в растворе:
1). HCl + NaOH → 3). H2SO4 + CuCl2 →
2). KNO3 + NaOH → 4). KCl + Na2SO4 →
B1. Установите соответствие между сокращённым ионным уравнением реакции обмена и исходными веществами:
Исходные вещества | |
1). H+ + OH— → H2O | A). CaBr2 + K2CO3 |
2). Ca2+ + CO32- → CaCO3↓ | Б). H3PO4 + Ba(OH)2 |
3). Al3+ + 3OH— → Al(OH)3↓ | В). Al2(SO4)3 + KOH |
4). Ba2+ + SO42- → BaSO4↓ | Г). NaOH + H2SO4 |
| Д). Ba(OH)2 + Na2SO4 |
С1. К 200 г 12,25% раствора серной кислоты прилили избыток раствора нитрата бария. Определите массу выпавшего осадка.
Тест по теории электролитической диссоциации.
вариант
1. К неэлектролитам относятся:
1). хлорид бария 3). серная кислота
2). сахар 4). карбонат калия
2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует:
1). гидроксид меди (II) 3). хлорид алюминия
2). гидроксид натрия 4). угольная кислота
3. Электролитами являются оба вещества в группе:
1). глицерин, SO2 3). BaO, K2SO4
2). CuCl2 , KOH 4). Fe(OH)3, H2SiO3
4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации сульфата аммония равна:
1). HI 3). H2S
2). H2CO3 4). H2SiO3
5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации карбоната натрия равна:
1). 4 3). 2
2). 3 4). 1
6. В сокращенном ионном уравнении реакции BaCl2 + H2SO4 → … сумма коэффициентов равна:
1). 3 3). 5
2). 4 4). 6
7. Сокращённое ионное уравнение 2H+ + CO32- → H2O + CO2↑ соответствует взаимодействию:
1). K2CO3 + HCl → 3). H2SiO3 + CaCO3 →
2). H2S + Na2CO3 → 4). HCl + CaCO3 →
8. Верные ли следующие утверждения:
А). Лампочка прибора для испытания веществ на электропроводность загорится в растворе NaCl
Б). Хлорид натрия диссоциирует на катионы натрия и анионы хлора
1). Верно только А 3). Верны оба утверждения
2). Верно только Б 4). Оба утверждения неверны
9. Осадок образуется при взаимодействии веществ:
1). HCl + KOH → 3). CuO + H2SO4 →
2). FeCl2 + KOH → 4). CO2 + KOH →
10. Необратимо протекает реакция в растворе:
1). FeO + H2SO4 → 3). HCl + KNO3 →
2). KOH + Na2SO4 → 4). KCl + Na3PO4 →
B1. Установите соответствие между сокращённым ионным уравнением реакции
обмена и исходными веществами:
Исходные вещества | |
1). Ag+ + Cl— → AgCl↓ | A). HCl + K2CO3 → |
2). 2H+ + CO32- → H2O + CO2↑ | Б). AgNO3 + HCl → |
3). Cu2+ + 2OH— → Cu(OH)2↓ | В). CuSO4 + NaOH → |
4). 3Ag+ + PO43— → Ag3PO4↓ | Г). AgNO3 + K3PO4 → |
| Д). AgNO3 + H3PO4 → |
С1. Сколько г осадка образуется при взаимодействии 100 г 10% раствора H2SO4 с избытком хлорида бария?