Урок: Тема урока: Электролитическая диссоциация.
Цели урока: 1. Сформировать понятие «Электролит», «Электролитическая
диссоциация» на примере соединений с ионной и ковалентной
полярной связью, показать сущность диссоциации и роль воды
в этом процессе.
2. Научить составлять уравнения электролитической диссоциации.
3. Продолжить совершенствование у учащихся общеучебных умений
анализировать, выделять главное в изученном учебном материале
делать выводы.
Оборудование: учебник 10 кл., мет. пособие
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: рассказ
Ход урока
Подготовка к восприятию нового материала.
1. Повторение учащимися сведений:
а) виды химических связей
б) типы кристаллических решеток
в) состав и свойство оксидов, оснований, кислот
г) электрический ток , строение веществ
Изучение нового материала.
1. Понятие о электрической диссоциации и электролитов
Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде
или при расплавлении называется электролитической диссоциацией
(от греческого разъединение)
Вещества, проводящие электрический ток в водных растворах и в расплавленном
состоянии, являются электролитами.
Вещества, которые в растворенном или расплавленном состоянии не проводят
электрический ток, являются неэлектролитами.
Вещества
электролиты неэлектролиты
соли, кислоты, основания Н2, О2, органические вещества
Химические связи
ионная, ковалентная сильнополярная ковалентная неполярная
Кристаллическая решетка
ионная атомная, молекулярная
2. Положения теории электролитической диссоциации
В 1887 г. шведский ученый Сванте Аррениус сформулировал основные
положения теории.
Электролиты в растворах и расплавах распадаются на ионы ( от греч. идущий)
Если через раствор или расплав электролита пропустить постоянный электрический ток,, то положительные ионы катионы будут двигаться
к отрицательно заряженному электроду (катоду), отрицательные анионы
-к положительно заряженному электроду (аноду).
Диссоциация- обратимый процесс.
Ионы-это заряженные частицы в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов.
H CL = H + + CL— ———->ДИССОЦИАЦИЯ
<————- АССОЦИАЦИЯ
H + пол. заряженный =катион
CL— отр. заряженный =анион
Первичное закрепление.
1.Работа с классом
а) Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
б) Приведите по три примера электролита и неэлектролита.
в) Из перечисленных веществ напишите те. которые относятся к электролитам : раствор гидроксида натрия, спирт, расплав хлорида калия,
дистиллированная вода.
2. По вариантам.
Какие из веществ не являются электролитами?
1 в. а) хлорид натрия 2 в. а) раствор фосфорной кислоты в воде
б) расплав гидроксида натрия б) оксид серы (4 в.)
3. Составьте уравнения электрической диссоциации
a) NaOH, b) Fe CL2 , d) H2 SO4
4. Укажите вещества, которые при диссоциации образуют катионы
металлов и гидроксид-ионы.
а) кислоты б) соли в) щелочи.
Итог. Сегодня на уроке мы рассмотрели тему «Электролитическая диссоциация», Узнали какие вещества являются электролитами , а какие
неэлектролитами.
Научились составлять уравнения электрической диссоциации.
Я думаю что наш урок достиг поставленных целей и задач в начале урока.