Интегрированный урок в 10 классе
(химия, биология).
Учитель химии и биологии
МОУ «СОШ с. Кубанка»
Герасименко Е. В.
2010 г.
Девиз урока: «Яд, который действует не сразу,
не становится менее опасным».
Цели урока:
Познавательные: Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
Воспитательные: формировать негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Формирование ключевых компетенций:
ценностно-смысловых — видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни;
коммуникативных — владеть химическим языком, уметь работать в группе;
учебно-познавательных — самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;
информационной — искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее домашнее задание.
Тип урока: интегрированный урок-исследование при изучении нового материала.
Методы:
обучения – диалогический;
преподавания – иллюстративно-стимулирующий;
учения – частично-поисковый, экспериментальный.
Оборудование:
мультимедиапроектор;
презентация к уроку (Приложение 1);
компьютер;
экран.
Для обучающихся (на каждый стол):
инструктивная карта по проведению урока химии (Приложение 2);
6 пробирок;
спиртовка;
спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии.
Реактивы:
раствор этилового спирта;
вода;
раствор яичного белка;
растительное масло;
медная проволока.
Ход урока:
Организационный.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Ориентировочно-мотивационный.
Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них — медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.
Слайд № 1. Как Вы думаете, что их объединяет?
Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты.
Слайд № 2. Верно, тема нашего урока «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».
У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию, укажите школу и класс (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).
Слайд №3. Сегодня на уроке вы:
— исследуете свойства этанола;
— вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента;
— вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
— вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!
А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»?
Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:
Отрицательная роль спиртов | |
| |
Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.
Слайд №4. На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса:
«Всё есть яд,
Всё есть лекарство,
Всё дело в дозе».
Слайд №5. Вводное слово. Статистика смертности от алкоголя.
Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе – около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения (диаграмма на слайде).
Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств.
Физические свойства этанола мы исследуем проведя лабораторные опыты.
Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту.
Слайд № 6. Проводится инструктаж по технике безопасности:
Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.
Зажигать спиртовку только спичкой не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.
Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.
Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком.
Слайд № 7.
1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.
Цель:изучить физические свойства этилового спирта.
Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта.Учащиеся проводят опыт.
Слайд № 8.
2 опыт. Этиловый спирт растворитель жиров.
Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.
Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира.
Пробирки встряхнуть.
Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу
Агрегатное состояние | цвет | Запах | Растворимость в воде | Растворимость в жирах | |
этанол | Жидкие | бесцветны | характерным запахом | смешиваются с водой в любых соотношениях | Растворяют жиры |
Слайд № 9. Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может “затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.
Слайд № 10. Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.
Однако эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества.
Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1кг массы тела).
Слайд №11. Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка.
Слайд № 12. Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.
3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».
Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.
Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.
Наблюдение и вывод: (в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции).
Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?
Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно)
Слайд № 13. А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:
а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение.
б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)
в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.
г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?
Слайд № 14. Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.
Путь, проделываемый спиртами в организме:
100г пива убивает 3000 нейронов,
100г вина убивает 500 нейронов,
100г водки убивает 7500 нейронов.
Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?
Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.
Слайд №15. Физкультминутка.
Слайд № 16. Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.
Слайд № 17. Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм — оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах – запах прелых яблок.
Слайд № 18. Итак, приступайте к выполнению
Опыта 4. Окисление спирта.
Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.
Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.
Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.
Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида
C2H5OH + СиО CН3СНO + Си + H2O
Слайд № 19. Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз
Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.
Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: “Вино – враг пьяницы, оно же — друг умеренного. Чуть-чуть его — противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам”. Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.
Слайд № 20. Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1л. пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин “пивной алкоголизм”. Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе “кто пиво пьет больше – у того брюхо толще”, затем наступает “ожирение сердца”. “Пивное” сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки.
Слайд № 21. Алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов.
Слайд № 22. Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим.
Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.
Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные – “грудные алкоголики” – обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети – потенциальные пьяницы и алкоголики.
Общеизвестен социальный вред пьянства.
В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом.
В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.
Слайд № 23. Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала –павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи.
Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.
Слайд № 24. Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю», а затем ответим на вопрос:
Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?
Заяц во хмелю
В день именин, а может быть, рожденья,
Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш так сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: «Пшли домой!» — «Да ты найдешь ли дом? —
Спросил радушный Еж.-
Поди как ты хорош!
Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадешь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!»
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
«да что мне Лев!- кричит. – да мне ль его бояться?
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу! И голым в Африку пущу!..»
Покинул шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
«Видали мы в лесах зверей почище Львов,
От них и то летели клочья!..»
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, —
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев – цап его за воротник!
«Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян –
Какой-то дряни нализался!»
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
«Да я…Да вы… Да мы… Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но все за Вас!
За Ваших Львят! За Вашу Львицу! –
Ну, как тут было не напиться?!»
И когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасен был хвастунишка наш!
Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал… подхалимаж.
Итак, каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?
Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?
Что такое наркотик? В чём его опасность?
Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.
Слайд № 25. Справка: Алкоголь – наркотик № 1.
В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год.
Легальный наркотик.
Торговая сеть – лучшая в мире.
Великий покровитель – государство.
Закрепление.
Слайд № 26. Заполнить таблицу:
Таблица: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».
Проявление спиртом токсических свойств | |
Молекулярный уровень | Денатурация белков, мутации |
Внутриклеточный уровень | Накопление альдегидов, разрушение ферментов |
Клеточный уровень | Разрушение мембран, нейронов |
Уровень органов | Разрушение ткани печени, слепота |
Система органов | Нервная система, пищеварительная система, выделительная |
Целый организм | Сбой функций, смерть |
Домашнее задание.
Слайд № 27. Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека.
Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.
http://www.school-collection.edu.ru/
http://www.lifelib.ru/articles/
http://www.isco-i.ru/
http://www.nauka.relis.ru/
http://www.audi.22g.pl/ru/
Подведение итогов урока.
Слайд № 28. Люди желают друг другу, прежде всего здоровья и тогда рядом будет успех, удача, семейное благополучие. За здоровье не надо пить.
За праздничным столом, вспоминайте, что «Пьянство – это упражнение в безумии, а алкоголизм – страшная, тяжелая болезнь». И тогда Вы не переступите эту черту, за которой горе, слезы наших близких, людей, которые нас любят, которым мы нужны.
Рефлексия.
Заполняют листы рефлексии.(Приложение 3).
Приложение 2
Учитель химии МОУ «СОШ с. Кубанка»
Герасименко Елена Викторовна
Инструктивная карта
по проведению урока химии
учени____ 10 класса МОУ «СОШ №_____ п. Переволоцкий»
ФИО учащегося________________________________________________________
Дата проведения: «______» февраля 2010 г.
Тема «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».
Инструктаж по технике безопасности прослушан:___________.
роспись
1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.
Цель: выяснить основные физические свойства этанола.
Оборудование и реактивы: пробирка, этиловый спирт, вода
Ход работы: В пробирку налить 1мл воды 1 мл этанола
Отметить наблюдения в таблице (подчеркните правильный вариант ответа):
Агрегатное состояние | цвет | Запах | Растворимость в воде | Растворимость в жирах | |
этанол | — Газообразное — Жидкое — Твердое | — Бесцветный
— Имеет_____ | характерным запахом — без запаха | — смешиваются с водой в любых соотношениях — плохо растворяется — не растворяется | — Хорошая — Плохая — нерастворим |
2 опыт. Этанол – растворитель жиров
Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительный жир
Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.
Отметить наблюдения в таблице
Вывод: _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задача: Рассчитайте смертельную дозу алкоголя на свою массу тела.
Дано: Решение:
т (тела)=____ кг
т (спирта на 1кг)=6 г
т (спирта смертельной дозы)=? Ответ: т (спирта смертельной дозы) = ____г
3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».
Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.
Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В первую пробирку добавить 3 мл воды, а во вторую — столько же спирта 80 – 90 %.
Наблюдение: в первой пробирке белок ___________________________________________
Во второй пробирке — __________________________________________________________
Вывод. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Опыт 4. Окисление спирта.
Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.
Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.
Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.
Наблюдение:_______________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задания:
Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека. Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.
http://www.school-collection.edu.ru/
http://www.lifelib.ru/articles/
http://www.isco-i.ru/
http://www.nauka.relis.ru/
http://www.audi.22g.pl/ru/
Приложение 3
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ
(Ф. И.)_________________________
Что нового Вы узнали_______________________________________________
Теперь я умею______________________________________________________
Вопрос | Ответ (+;-) | |
1 | Комфортно ли вам было на уроке? |
|
2 | Поняли ли вы тему урока? |
|
3 | Смогли ли вы выполнить самостоятельно: Выполнить лабораторные опыты Сделать выводы по работе |
|
4 | Требовалась ли вам помощь: а) учителя, б) учебника, в) соседа по парте? |
|
5 | Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. |
|