Образовательные цели: изучить гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов.
Развивающие цели:
создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития;
формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию.
Воспитательные цели:
формирование научного мировоззрения через познаваемость химических явлений;
формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда;
развитие коммуникативных качеств личности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала в форме лекции с элементами беседы и самостоятельной работы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Методы:
Словесный: эвристическая беседа
Наглядный: презентация, таблица.
Логический: обобщать, сравнивать, делать вывод.
Оборудование:
Слайдовая презентация, компьютер, медиапроектор;
Таблица «Виды изомерии алкинов».
Учащиеся должны знать: гомологический ряд алкинов, виды изомерии, особенности номенклатуры алкинов.
Уметь:
Строить и записывать формулы гомологического ряда алкинов,
Давать название алкинам по их структурным формулам,
Вести расчеты по химическим формулам.
Ход урока
1. Организационный момент
* Сегодня на уроке мы продолжим изучать большой раздел “Углеводороды” (слайд 1)
Основная идея урока: “Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества”
Д.И. Менделеев (слайд 2)
2. Актуализация знаний
Сегодня мы будем изучать материал, который базируется на уже полученных знаниях. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из вашей памяти (фронтальная беседа по ранее изученным вопросам)
? Какие вещества называются углеводородами? (Углеводороды – это органические соединения, которые состоят из двух элементов – углерода и водорода).
? Какие типы углеводородов вам известны? (Углеводороды бывают предельные и непредельные)
? Чем они отличаются по строению друг от друга? (Предельные углеводороды в своем составе содержат одинарные углерод — углеродные связи, а непредельные – кратные).
? Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения. (К непредельным углеводородам относятся алкены и алкадиены. У алкенов между атомами углерода существует одна двойная связь, а у алкадиенов – две двойных связи).
? Задание: Среди указанных веществ выберите вещество, которое не относится ни к одному из изученных классов углеводородов: (Слайд 3) (Вещество под № 3 не относится к изученным классам соединений, так как 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам). (Выбранное учениками вещество на слайде выделяется цветом)
? Какова молекулярная формула 3 вещества? (С2Н2)
? Давайте выясним, каковы особенности строения этого вещества? (В молекуле два атома углерода связаны тройной связью).
* Называется это вещество ацетилен. Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло. (Слайд 3). Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов, которые мы сегодня будем изучать на уроке.
3. Изучение нового материала.
* Тема урока: «Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов » (слайд 4) (запись в тетрадях)
? Давайте вместе сформулируем цели урока (изучить гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов) (слайд 5)
ОБЩАЯ ФОРМУЛА АЛКИНОВ
? Давайте вместе выведем общую формулу алкинов. Общая формула алканов CnH2n+2. В алкенах за счет отщепления двух атомов водорода образуется двойная связь, общая формула CnH2n. В алкинах появляется тройная связь, следовательно, они содержат на два атома водорода меньше. Значит, какую общую формулу будут иметь алкины? (Общая формула алкинов CnH2n-2); запись в тетради.
* Давайте поиграем в хорошо известную вам игру “Крестики-нолики”. Выигрышный путь составляют формулы, которые могут соответствовать алкинам: (Слайд 6)
ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД АЛКИНОВ
? Вспомните, что такое гомологи?
? Что такое гомологический ряд? (запись в тетради)
? Из формул веществ на слайде 5 составьте гомологический ряд алкинов, рядом запишите их структурные формулы (проверка правильности выполнения задания) (слайд 7)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛКИНОВ
? Давайте вместе сделаем вывод по первой части урока. Какие углеводороды называются алкинами? Сформулируйте самостоятельно определение. (Учащиеся формулируют определение алкинов, (слайд 8) , запись в тетради).
НОМЕНКЛАТУРА АЛКИНОВ
* Кроме данных веществ известны другие углеводороды, имеющие сходное с ними строение.
? Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины (Слайд 9) (Проверка задания. Углеводороды, которые относятся к алкинам, на слайде выделяются синим и красным цветом)
* Далее отметим особенности номенклатуры ацетиленовых углеводородов. По систематической номенклатуре алкины называют так же, как и алкены, но только вместо суффикса –ен используется суффикс – ИН. Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.
1) В структурной формуле выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь.
2) Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь.
3) В начале названия перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны.
4) Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи.
* Назовите выписанные вами алкины. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверка выполняется устно, правильные варианты ответов отображаются на слайде 8)
ИЗОМЕРИЯ АЛКИНОВ
? Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (1) и (4). (На слайде они выделены красным цветом) Что у них общего и чем они отличаются по строению? (вещества 1 и 4 различаются положением тройной связи)
? Чем эти вещества являются по отношению друг к другу? (вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами)
? Вспомните, как называется такой вид изомерии? (изомерия положения кратной связи). Запись в тетради. (слайд 10)
? Какой вид изомерии характерен для всех углеводородов? (Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета)
* Составьте структурные изомеры пентина – 1 и дайте им названия. (Проверка правильности выполнения задания) (слайд 10)
? Какой класс изученных углеводородов имеет такую же общую формулу, как и алкины? (алкадиены)
? Как называется вид изомерии, при котором вещества имеют одинаковую формулу, но относятся к разным классам органических веществ? (межклассовая – запись в тетради)
* Составьте межклассовый изомер для пентина–1 и назовите его по систематической номенклатуре (проверка правильности выполнения задания слайд 10).
* Давайте подведем итоги и сделаем вывод: какие виды изомерии характерны для алкинов? (работа по таблице «Виды изомерии органических соединений»)
4. Обобщение и закрепление знаний
= Заполнение таблицы (самостоятельная работа учащихся) (слайд 11); проверка правильности выполнения задания (слайд 12)
* Таким образом, углеводородов – большое множество, но все данные о них обобщены в этой таблице. Заполнив эту таблицу, мы на практике подтвердили основную идею урока (гиперссылка на слайд 2)
= Тестовая работа на определение обученности учащихся по теме «Алкины» («Тесты по органической химии».Шмаков Ю.А. – Саратов: «Лицей») (слайд 13) (задания 1,3 – репродуктивный уровень; 4,8,9 – прикладной уровень сложности)
= Выполнение интерактивных заданий (слайд 14) (Креативные (творческие) компетенции: наличие своего мнения; раскованность мыслей).
5. Домашнее задание: § 10 (до Электронного строения), задания 1,2