Химия в моей жизни |
Программа элективного курса |
Пояснительная записка
Элективный курс “Химия в моей жизни” рассчитан на 34 часа и рекомендован для учащихся 10-11 классов. На занятиях курса школьники знакомятся с веществами, которые имеют широкое применение в повседневной жизни. Использование этих веществ в быту, как правило, не связывают с теми процессами, которые изучаются в школьном курсе химии. Однако знание химических свойств данных веществ, а также химических реакций с их участием, позволят учащимся избежать многих нежелательных проявлений.
Содержание курса предполагает интеграцию знаний естественных наук, искусства, основ безопасности жизнедеятельности, а также надпредметных знаний и личного жизненного опыта учащихся.
Цели курса:
Развитие общекультурной компетенции учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
Углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ и их соединений;
Знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека; с приемами оказания доврачебной помощи и правилами безопасного использования различных веществ;
Формирование умений работать с учебной, научно-популярной, энциклопедической литературой;
Совершенствование умений обращения с химическими веществами, приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;
Развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, воображения.
Содержание курса предусматривает разнообразные формы работы и виды деятельности учащихся: лекции, лабораторные опыты, самостоятельную работу с литературой, решение расчетных и экспериментальных задач.
Требования к результатам обучения:
После изучения элективного курса учащиеся должны:
Знать свойства веществ различной природы и различных классов, причины их применения в той либо инной жизненной ситуации;
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;
Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства веществ;
Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
Вычислять массовые доли, концентрации растворов, примеси; производить расчеты по уравнениям реакций;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Форма отчетности – рефераты.
Содержание программы
Неорганические вещества в повседневной жизни
Вода. Уникальные свойства. Универсальный растворитель. Загрязнение природных вод. Методы очистки воды. Поваренная соль. Биологическое значение. Свойства.. Спички. История появления. Производство.
2. Химические элементы в организме человека
Биологическая активность химических элементов. Макро- и микроэлементы. Яды в медицине. Мышьяк, ртуть, цианиды. Домашняя аптечка. Перманганат калия. Перекись водорода. Иод.
Химические вещества – строительные материалы
Связывающие материалы: известь, цемент, бетон. Древесина. Состав. Обработка. Стекло как конструкционный материал. Состав и виды стекол. Оргстекло.
4. Препараты бытовой химии
Кислоты, щелочи и соли в нашем доме. Чистящие средства. Безопасное использование различных моющих средств. Растворы и растворители. Ацетон. Полимеры и волокнистые материалы. Пластмассы, каучуки, резина. Вулканизация резины.
Практическая работа. Определение среды раствора разных чистящих средств. Определение природы волокна. Выведение пятен с одежды в домашних условиях.
Химия и искусство
Бумага. Состав и строение. Производство. Виды. Карандаши и краски. Пигменты. Основа. Связывающие вещества. Стекло и керамика. История. Виды. Технология изготовления. Металлы в искусстве. Драгоценные металлы. Ювелирное дело. Декоративное литье.
Практическая работа. Приготовление красителей из различных растений.
Химия красоты и здоровья
Мыла и синтетические моющие средства. Сравнительная характеристика. Состав и свойства. Средства гигиены. Зубные пасты и порошки. Парфюмерия. Духи, туалетная вода и одеколоны: состав, свойства. Химия запахов. Химия в парикмахерской. Средства для осветления и окраски волос. Химическая завивка. Лаки, гели, муссы, воски для укладки волос. Лекарственные средства. Витамины. БАДы. Правила приема лекарственных препаратов.
Практическая работа. Определение витаминов.
Химия питания
Химия пищеварения. Обмен веществ в организме. Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы. Пищевые добавки: консерванты, красители, стабилизаторы. Пищевая аллергия. Диеты.
Практическая работа. Изучение состава различных продуктов
Название темы | Кол-во часов | Практическая часть | Теория | |
1 | Неорганические вещества в повседневной жизни | 3 | — | 3 |
2 | Химические элементы в организме человека | 3 | — | 3 |
3 | Химические вещества – строительные материалы | 3 | — | 3 |
4 | Препараты бытовой химии | 6 | 3 | 3 |
5 | Химия и искусство | 5 | 1 | 4 |
6 | Химия красоты и здоровья | 6 | 1 | 5 |
7 | Химия и питание | 6 | 1 | 5 |
8 | Обобщающее занятие | 1 |
|
|
| Всего: | 33 | 6 | 27 |
1 час – резервное время
Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
| 1. Неорганические вещества в повседневной жизни | 3 |
|
1 | Вода | 1 |
|
2 | Поваренная соль | 1 |
|
3 | Спички | 1 |
|
| 2. Химические элементы в организме человека | 3 |
|
4 | Биологическая активность химических элементов | 1 |
|
5 | Яды в медицине | 1 |
|
6 | Домашняя аптечка | 1 |
|
| 3. Химические вещества – строительные материалы | 3 |
|
7 | Связывающие материалы: известь, цемент, бетон | 1 |
|
8 | Древесина | 1 |
|
9 | Стекло как конструкционный материал | 1 |
|
| 4.Препараты бытовой химии | 6 |
|
10 | Кислоты, щелочи и соли в нашем доме | 1 |
|
11 | Практическая работа. Определение среды раствора разных чистящих средств | 1 |
|
12 | Растворы и растворители | 1 |
|
13 | Полимеры и волокнистые материалы | 1 |
|
14 | Практическая работа. Определение природы волокна | 1 |
|
15 | Практическая работа. Выведение пятен с одежды в дом условиях | 1 |
|
| 5. Химия и искусство | 5 |
|
16 | Бумага | 1 |
|
17 | Карандаши и краски | 1 |
|
18 | Практическая работа. Приготовление красителей из различных растений | 1 |
|
19 | Стекло и керамика | 1 |
|
20 | Металлы в искусстве | 1 |
|
| 6.Химия красоты и здоровья | 6 |
|
21 | Мыла и синтетические моющие средства | 1 |
|
22 | Средства гигиены | 1 |
|
23 | Парфюмерия | 1 |
|
24 | Химия в парикмахерской | 1 |
|
25 | Лекарственные средства | 1 |
|
26 | Практическая работа. | 1 |
|
| 7. Химия питания | 6 |
|
27 | Химия пищеварения | 1 |
|
28 | Основные химические вещества пищи | 1 |
|
29 | Пищевые добавки | 1 |
|
30 | Пищевая аллергия | 1 |
|
31 | Диеты: “за” и “против” | 1 |
|
32 | Практическая работа. Изучение состава различных продуктов | 1 |
|
33 | Зачет | 1 |
|