Муниципальное образовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Белогорск, Амурская область.
Использование опорных схем на уроках химии
КУЗОВАЯ Т.В.- учитель химии, высшая квалификационная категория
2012 год.
ИСПОЛЬЗОАВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Т.В.Кузовая. МОУ СОШ №1,г. Белогорск, e—mail:kuzowaia@mail.ru
В настоящее время средняя школа отягощена рядом проблем, вызванных ростом объема информации и «обязательного минимума» необходимых знаний, сокращением инвариантных часов, отведенных на преподавание естественных наук, разрозненностью, неудовлетворением познавательных потребностей учащихся. Отношение учащихся к химии как к науке оставляет желать лучшего. Почему же наука, так необходимая человечеству, не вызывает интереса у учеников? На мой взгляд, неинтересно то, что трудно, непонятно. Поэтому перед учителями химии стоит проблема: как обеспечить качественное обучение в этих нелегких условиях, устранив при этом зубрежку, систематически осуществлять взаимосвязь с другими науками. Как сделать, чтобы учащиеся преодолевали возникающие при обучении трудности, проявляли самостоятельность, активность, чувствовали поддержку со стороны учителя? Очень важно, чтобы учитель владел методическими приемами, обеспечивающими индивидуальный подход к каждому ребенку, творчески относился к поиску методов обучения, был чутким, внимательным человеком, способным обнадежить, успокоить ребенка, придать уверенность в своих силах и научить преодолевать трудности.
Взяв на вооружение такие принципы дидактики, как фиксация внимания учащихся на главном (свертывание и схематическое изображение информации), наглядность, эмоциональное окрашивание объяснения, обучение обобщениям схематизации, я разработала и успешно применяю на уроках химии различные опорные схемы и конспекты. При этом учащимся 8 класса предлагаю схемы в готовом виде, а в старших классах поощряю их к самостоятельному составлению.
На начальных этапах обучения опорные схемы служат для обобщения пройденного материала, который может быть представлен крупным блоком. В дальнейшем схемы играют роль опоры при решении задач, составлении формул, уравнений, составлении опорных конспектов.
Рассмотрим примеры применения опорных схем. Для решения задач предлагаю «волшебные треугольники», которые помогают учащимся не запоминать, а выводить формулы для вычислений. 23
ЗАДАЧА №1. Какое количество вещества оксида меди соответствует числу молекул 3,01х10 ? Учащимся предлагаю такой треугольник:
N в котором записаны обозначения количества вещества n, числа
частиц N, постоянной Авагадро NA.
NA n
Необходимо найти количество вещества n. Закроем обозначение n и получаем формулу n=N:NA . Подставив данные задачи, находим искомую величину:
23
3,01x10
n=——————-=0,1 моль
23
6,02 х 10
Задача 2: Сколько молекул находится в 10 моль воды? Используя «волшебный треугольник», закрыв
обозначение N, получаем формулу N= NA х n.
24
Вычисляем: N=6,02х 10 х 10=6,02х10 молекул.
Аналогичные «волшебные треугольники» предлагаю для соотношения количества вещества, массы, молярной массы; количества вещества, объема и молярного объема:
V
m
M n Vm n
Такими же схемами можно воспользоваться при решении задач для расчета массовой или объемной доли вещества в смеси, или для вычислений, связанных с массовой долей растворенного вещества в растворе:
m в-ва v в-ва m в-ва
m см w v см w m р-ра w
Чтобы эти «волшебные треугольники» сохранились, я предлагаю их зарисовать на обложке тетради.
В 8 классе при составлении формул оксидов, гидрооксидов, солей и кислот предлагаю такие опорные схемы:
+n -2 +n -1 +1 — n +m — n
Оксиды: Э2 O n Гидрооксиды: Ме (ОН)n Кислоты: Hn( К О) Соли: Меn ( К О)m
При изучении темы «Электролитическая диссоциация многим учащимся трудно дается запись уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. Данные опорные схемы позволяют формировать умения составлять уравнения диссоциации электролитов, а так же закрепить понятия кислот, оснований, солей. Цифрами в схемах показаны последовательность действия ученика.
3
+ m- 1
Схема 1: H m( KO) = m H + KO +n -1
1 Схема 2 Me ( OH)n = Me + n ОН
2
2 3
4
3
n+ m-
Схема 3: Me m (KO )n= m Me + n KO
1
2
Схемы помогают экономить время на уроке, слабые учащиеся приобретают уверенность в себе. Опорные схемы положительно влияют на обучение всех учащихся, особенно тех, которые испытывают затруднения.
В технологии программированного обучения одним из приемов является использование логико-смысловых моделей (ЛСМ). Изучив эту технологию и внедряя ее в свою систему обучения, я пришла к выводу, что она позволяет повысить эффективность обучения за счет осуществления поиска общей картины и смысла явлений, т.е. формированию целостного восприятия любой информации. Учащиеся совместно с учителем составляют общую модель изучаемого материала, на основе которой ученик перейдет от общего к частному. На мой взгляд, использование ЛСМ можно успешно применять в классах, где беден словарный запас учащихся, низкий уровень знаний. ЛСМ развивают зрительную память и учат применять свои знания и умения на практике, они помогают привить интерес к обучению, дают возможность поверить в себя. Использование ЛСМ позволяет повысить эффективность обучения за счет осуществления поиска общей картины и смысла явлений, т.е. формированию целостного восприятия любой информации. Учащиеся совместно с учителем составляют общую модель изучаемого материала, на основе которой ученик перейдет от общего к частному.
Так, при изучении темы «Оксиды», составляем общий портрет оксида:
Физические свойства
строение
агрег.сост.
Ион.связь темпер.плавл
Состав
цвет
Химические свойства
Применение
Получение
Самостоятельно учащиеся составляют аналогичные схемы для основных и кислотных оксидов на конкретных примерах, дополняя знания из учебника или дополнительной литературы.
Более сильным учащимся предлагаю самостоятельно готовить ЛСМ или составлять схемы опорных конспектов по уроку или по теме. Так по теме «Металлы» учеником 9 класса была предложена следующая схема:
МЕТАЛЛЫ
Нахождение в таблице
НЕМЕ МЕ
Химические свойства:
Физические свойства: Способы получения:
Твердые Восстановление из руды
Тепло, электропроводные + О2 Обжиг сульфидов, восстанов.
Металлический блеск + Н2О Электролиз
Ковкие. + HCI(до Н) Пирометаллургический
+ соль
+ НеМе
+ конц. к-ты
При решении задач большую помощь учащимся оказывают опорные схемы, содержащие алгоритмы решения типовых задач. Их учащиеся записывают в тетрадь и в ходе урока ими пользуются. В качестве примера приведу некоторые алгоритмы.
1.Расчеты, связанные с растворами и массовой долей растворенного вещества:
1)Находим массу раствора по формуле: m р-ра = m воды + m в-ва
2)Находим массовую долю вещества в данном растворе по формуле:
m в-ва
w= ———-х 100%
m р-ра
2.Расчеты по уравнению реакций, если один реагент взят в избытке:
1)Составляем уравнение реакции, проверяем коэффициенты.
2)Находим количество молей исходных веществ по формуле n= m: М.
3)Определяем, какое вещество находится в избытке.
4)Расчеты искомого вещества делаем по недостатку, сравнивая их количества вещества.
5)По формуле m= n х М находим массу искомого вещества.
3. Алгоритм при названии формул органических веществ:
1)Находим наиболее длинную углеродную цепь.
2)Определяем радикалы.
3)Нумеруем углеродную цепь с того края, где ближе радикал.
4)Называем радикалы, объединяя их приставками ди-, три-, тетра и ставим цифры, где они стоят.
5)Называем саму цепь.
4. Алгоритм составления уравнений реакций электролиза при инертном электроде:
1)Записать уравнение диссоциации соли.
2)Указать, какие ионы идут к катоду и аноду.
3)Запомни! На аноде первым идет окисление бескислородного иона. Если оба иона кислородсодержащие, то идет окисление воды по схеме: _ +
2 Н2О – 4 e = 4 Н +О2
4)Запомни! На катоде первым принимает электроны тот ион, который в ряду напряжений металлов стоит за водородом. Если на катоде ионы активных металлов, то восстанавливаются молекулы воды по схеме: _ __
Н2О + 2 e = 2 ОН + Н2
5)Если на катоде имеются ионы, расположенные между алюминием и водородом, то могут протекать процессы восстановления и металла, и воды.
5. Алгоритм по составлению ионных уравнений:
1)Запишите уравнение в молекулярном виде.
2)Расставьте коэффициенты.
3)Определите вещество, которое выводится во время реакции (осадок, газ, малодиссоциируемое вещество).
4) По таблице растворимости определите растворимые вещества и запишите их в виде ионов , не расписываем на ионы оксиды, нерастворимые вещества, воду. Составили полное ионное уравнение.
5)Подчеркиваем в левой и правой части уравнения одинаковые ионы.
6)Выписываем те ионы, которые не подчеркнули, они взаимодействуют в этой реакции. Это сокращенное ионное уравнение.
Такие алгоритмы мною составлены для всех типов расчетных задач 8-11 классов, а так же основных тем органической и неорганической химии.
В заключении можно сказать, что развивать логическое мышление, память, умение работать с литературой, повышать интерес к предмету, проявлять самостоятельность можно и при уменьшении количества часов, используя опорные схемы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.