Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа город Волгореченск Костромской области»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ ПО РАЗДЕЛУ: «ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ»
Разработала:
учитель химии Зайцева Яна Алексеевна
Волгореченск, 2014
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………4
Календарно-тематическое планирование по разделу: «Изменения, происходящие с веществами»………………………………………………………………………………..6
Урок 1…………………………………………………………………………………7
Урок 2………………………………………………………………………………..11
Урок 3………………………………………………………………………………..15
Урок 4………………………………………………………………………………..18
Урок 5………………………………………………………………………………..21
Урок 6………………………………………………………………………………..24
Урок 7………………………………………………………………………………..28
Урок 8………………………………………………………………………………..33
Урок 9………………………………………………………………………………..37
Урок 10………………………………………………………………………………40
Урок 11………………………………………………………………………………45
Список литературы…………………………………………………………………51
Пояснительная записка
Методические разработки по теме: «Изменения, происходящие с веществами» составлены на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предназначены для учащихся 8 классов.
Данная тема является одной из важных тем курса химии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала, например химических свойств и способов получения неорганических и органически веществ. Кроме этого, знание закона сохранения массы веществ и типов химических реакций дает возможность управлять превращениями веществ, находить экономически и экологически безопасные способы их производства.
Цели обучения:
1) Повторить отличия физических явлений от химических явлений.
2) Научить составлять уравнения химических реакций на основании закона сохранения массы веществ.
3) Познакомить учащихся с реакциями различных типов: соединения, разложения, замещения и обмена. Научить определять продукты химических реакций на основании полученных знаний.
4) Научить школьников производить расчеты по химическим уравнениям.
5) Показать возможность использования полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
6) Повторить и обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контролю знаний и умений.
7) Осуществить контроль знаний и умений учащихся по данному разделу.
Задачи обучения: см. планы уроков.
Результаты обучения.
После изучения раздела учащиеся будут знать:
— отличия физических явлений от химических явлений;
— признаки и условия протекания химических реакций;
— способы очистки веществ;
— закон сохранения массы веществ, открытый М.В. Ломоносовым;
— классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ, по тепловому эффекту, по обратимости, по наличию и отсутствию катализатора.
Учащиеся будут уметь:
— отличать физические явления от химических явлений;
— составлять уравнения химических реакций;
— читать уравнение и читать химическую реакцию;
-определять тип химической реакции;
— производить расчеты по химическим уравнениям;
— применять теоретические знания на практике;
— эффективно работать в группе, паре для достижения общей цели;
— выполнять задания различного уровня сложности (часть А, В и С).
Технологии обучения: здоровье сберегающие, проблемного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные.
Типы уроков: изучение нового материала; закрепление и совершенствование знаний и умений; повторительно-обобщающий урок; контроль знаний и умений; комбинированный урок.
Виды уроков: объяснение, повторение, практическая работа, контрольная работа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
— словесные (рассказ, беседа);
— наглядные (методы демонстраций и иллюстраций);
— репродуктивные (работа с книгой, устное изложение, наблюдение);
— проблемно-поисковые;
— практические (лабораторные опыты, практические работы);
— дедуктивные (от общего к частному);
— индуктивные (от частного к общему).
Календарно-тематическое планирование по разделу: «Изменения, происходящие с веществами» (11 часов)
Тема урока | Количество часов | |
1 | Физические и химические явления. Химические реакции | 1 |
2 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | 1 |
3 | Упражнения в составлении уравнений химических реакций | 1 |
4 | Практическая работа№ 3. «Наблюдение за горящей свечой» | 1 |
5 | Реакции разложения и соединения | 1 |
6 | Реакции замещения и обмена | 1 |
7 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Типы химических реакций» | 1 |
8 | Расчеты по химическим уравнениям | 1 |
9 | Закрепление умения производить расчеты по химическим уравнениям | 1 |
10 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
11 | Контрольная работа №5 по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
Урок 1
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: физические и химические явления. Химические реакции.
3. Цели урока: повторить отличия физических явлений от химических; познакомить с признаками и условиями протекания химических реакций.
4. Задачи:
образовательные:
— вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (физические и химические явления);
— ввести новые понятия (признаки химических реакций, условия протекания химических реакций, реакции горения, экзо- и эндотермические реакции);
— продолжить формирование практических умений.
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств);
— внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент).
Развивающие:
— внимание (непроизвольное – за счет демонстрационного эксперимента; произвольное – за счет сообщения учащимся о значении данной темы);
— мышление (выполнение упражнений на физические и химические явления, на способы разделения смесей);
— память (зрительная – за счет запоминания схем и наблюдения за экспериментом).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок изучения нового материала;
вид – объяснение;
разновидность – объяснение с элементами беседы, демонстрационного эксперимента.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, спиртовка, спички, асбестовая сетка, держатель, бенгальские огни.
Реактивы: растворы: NaOH, HCl, CuSO4, NH4Cl, фенолфталеин; Zn (гранулы).
Наглядные средства обучения: схемы: «Признаки химических реакций», «Условия протекания химических реакций», коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | ||||||||||||||
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих. | 1 мин |
| |||||||||||||
2) Объявление темы урока | Физические и химические явления. Химические реакции. | 1 мин | Тему урока написать на доске. | |||||||||||||
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: повторить отличия физических явлений от химических, познакомиться с признаками и условиями протекания химических реакций.
| 1 мин | Устно. | |||||||||||||
4) Повторение ранее изученного материала | 1. Вспомнить определения физических и химических явлений. Физические – явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние вещества без изменения состава. Химические − явления, в результате которых из одних веществ, образуются другие. 2. Выполнить задание на повторение отличий физических явлений от химических явлений. Ответ записать в виде последовательности букв. Явления: А) испарение спирта; Б) горение древесины; В) гниение листвы; Г) расплющивание металла; Д) скисание молока; Е) таяние снега. Ответ: физические явления – а, г, е; химические явления – б, в, д. | 8 мин | Устно.
Задание выполняется на интерактивной доске – один учащийся записывает ответ, остальные работают в тетрадях. | |||||||||||||
5) Объяснение новой темы | 1.Обратить внимание учащихся на то, что многие способы получения чистых веществ относятся к физическим явлениям: — перегонка; — кристаллизация; — фильтрование; — выпаривание; — отстаивание; — центрифугирование; — возгонка. 2. Выполнить задание: предложите способ разделения смесей: а) алюминия и железа; б) речного песка и сахара. Ответ: а) с помощью магнита; б) растворение→фильтрование→выпаривание. 3. Поставить вопрос: как распознать химическую реакцию? Ответ: по характерным признакам. Схема Химическая реакция ↓ Образование новых веществ ↓ Появление новых свойств: а) изменение цвета; б) выпадение или растворение осадка; в) выделение газа; г) появление запаха; д) выделение или поглощение тепла; е) появление света.
Показать демонстрационные опыты и заполнить таблицу: Взаимодействующие вещества Признаки реакции NaOH+ ф-ф и НСl Обесцвечивание раствора CuSO4 и NaOH Выпадение голубого осадка Cu(OH)2↓ Cu(OH)2↓ и HCl Растворение осадка Zn и HCl Выделение газа Н2↑ NH4Cl и NaOH Появление резкого запаха Mg и O2 Вспышки света, выделение тепла 4. Ввести новые понятия: Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называются реакциями горения. Экзотермические – реакции, протекающие с выделением теплоты (+Q). Эндотермические − реакции, протекающие с поглощением теплоты (-Q) 5. Поставить вопрос: что необходимо сделать, чтобы произошла химическая реакция? Ответ: контакт веществ и нагревание. Схема Условия возникновения химических реакций Нагревание Контакт веществ Измельчение Очистка Растворение от примесей | 25 мин | Учащиеся записывают способы очистки веществ в тетрадь, учитель демонстрирует нефтяную коллекцию. Устно. Учитель поясняет схему, учащиеся переносят ее в тетрадь. Учитель показывает опыты и вместе с учениками заполняет таблицу. Учитель вводит новые понятия, учащиеся записывают определения в тетрадь. Учитель поясняет схему, учащиеся переносят ее в тетрадь.
| |||||||||||||
6) Вывод | | 2 мин | Один из учащихся с помощью учителя делает вывод. | |||||||||||||
7) Д/З | § 25, 26 упр. 3,4 стр.134; упр. 3 стр.139 | 2 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Урок 2
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
3. Цели урока: сформулировать закон сохранения массы веществ; научить составлять уравнения химических реакций на основании данного закона.
4. Задачи:
образовательные:
— повторить ранее изученные понятия (признаки и условия возникновения и течения химических реакций);
— сформулировать закон сохранения массы веществ;
— ввести новые понятия (химическое уравнение, коэффициент);
— продолжить формирование практических умений (с помощью демонстрационного эксперимента).
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений);
— внести в урок элементы эстетического воспитания (демонстрационный эксперимент);
— патриотическое воспитание (М.В. Ломоносов – великий русский ученый).
Развивающие:
— внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);
— мышление (составление уравнений химических реакций);
— память (запоминание формулировки закона сохранения массы веществ);
— речь (чтение уравнений химических реакций, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – комбинированный;
вид – объяснение;
разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса, демонстрационного эксперимента.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, весы, набор разновесов
Реактивы: растворы: NaOH, HCl, Na2CO3, FeCl3, FeSO4.
Наглядные средства обучения: портрет М.В. Ломоносова, презентация «История открытия закона сохранения массы веществ».
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | ||||||||||
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих. | 1 мин |
| |||||||||
2) Объявление темы урока | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
| 1 мин | Тему урока написать на доске. | |||||||||
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: изучить и сформулировать закон сохранения массы веществ, научиться составлять уравнения химических реакций.
| 1 мин | Устно. | |||||||||
4) Повторение ранее изученного материала | 1. Проверить Д/З: упр. 3 стр. 134 а) Растворение в воде, фильтрование, выпаривание; б) перегонка; в) отстаивание. упр. 4 стр. 134 Отстаивание, фильтрование, кипячение. упр. 3 стр. 139 Появление налета на медных монетах, бронзовых и серебряных изделиях связано с протеканием химической реакции. Изделия можно очистить с помощью раствора нашатырного спирта. 2. Провести опрос: — Перечислите признаки химических реакций. — Назовите условия протекания химических реакций. — Дайте определение реакциям горения. — Дайте определения экзо- и эндотермическим реакциям. 3. Показать демонстрационные опыты и заполнить таблицу:
| 10 мин | Двое учащихся отвечают Д/З. Учитель проводит опрос учащихся. Один из учащихся под руководством учителя выполняет демонстрационный эксперимент, остальные – заполняют таблицу в тетрадях. | |||||||||
5) Объяснение новой темы | 1. Историческая справка об открытии закона сохранения массы веществ: а) работа Р. Бойля; б) работа М.В. Ломоносова 2. Сформулировать закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее. 3. Опытным путем доказать справедливость закона сохранения массы веществ и заполнить таблицу:
4. Ввести новые понятия, научить составлять химические уравнения: На основании закона сохранения массы веществ составляются химические уравнения. Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков. Схема: магний + кислород → оксид магния Химическое уравнение: индекс коэффициент 2Mg + O2 = 2MgO Исходные Продукты реакции вещества Коэффициент – число, стоящее перед формулой вещества, необходимое для того, чтобы уравнять число атомов одинаковых химических элементов в правой и левой частях уравнения. Коэффициент показывает количество вещества. Индекс показывает число атомов в молекуле. Коэффициент, умноженный на индекс, показывает общее число атомов химического элемента. Чтение уравнения: два магний плюс о два равно два магний о. Чтение реакции: два моль магния взаимодействуют с одним моль кислорода с образованием двух моль оксида магния. Проверка справедливости закона сохранения массы веществ: 2Mg + O2 = 2MgO 2×24 + 16×2 = 2×(24+16) 80 = 80 5. Выполнить задание на закрепление нового материала: составьте уравнения химических реакций по предложенным схемам. а) алюминий + сера →сульфид алюминия б) оксид калия + вода→ гидроксид калия Ответ: 2Al + 3S = Al2S3 K2O + H2O = 2KOH. | 24 мин | Один из учащихся готовит и показывает презентацию, остальные внимательно слушают. Формулировку закона учащиеся записывают в тетрадь. Учитель показывает опыт, ученики заполняют таблицу в тетрадях. Учитель вводит новые понятия, учащиеся записывают определения в тетрадь. Учитель объясняет, как составлять уравнение химической реакции по предложенной схеме. Учитель объясняет, как читать уравнение и химическую реакцию. Учащиеся вместе с учителем составляют химические уравнения по предложенным схемам. | |||||||||
6) Вывод | | 1 мин | Один из учащихся делает вывод. | |||||||||
7) Д/З | § 27 упр. 2 (а-г); упр. 3 (а, б) стр.145 | 2 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Урок 3
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: упражнения в составлении уравнений химических реакций.
3. Цель урока: закрепить умение составлять уравнения химических реакций.
4. Задачи:
образовательные:
— повторить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс);
— вспомнить и сформулировать закон сохранения массы веществ;
— продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций;
— осуществить контроль знаний и умений учащихся (проверочная работа).
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений);
— патриотическое воспитание (М.В. Ломоносов – великий русский ученый).
Развивающие:
— внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);
— мышление (составление уравнений химических реакций);
— память (запоминание формулировки закона сохранения массы веществ, алгоритма составления химических уравнений);
— речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок закрепления и совершенствования знаний и умений;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами беседы, опроса, контроля знаний и умений учащихся.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Наглядные средства обучения: портрет М.В. Ломоносова, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | |
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих. | 1 мин |
|
2) Объявление темы урока | Упражнения в составлении уравнений химических реакций.
| 1 мин | Тему урока написать на доске. |
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: продолжить совершенствовать умение составлять химические уравнения. | 1 мин | Устно. |
4) Повторение ранее изученного материала
| 1. Проверить Д/З:
упр. 2 (а-г) стр. 145 а) 3CuCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Cu; б) 4P + 5O2 = 2P2O5; в) Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3 + 3K2SO4 г) 2CuOH = Cu2O + H2O.
упр. 3 (а, б) стр.145 a) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O; б) Na2O + H2O = 2NaOH
2. Провести опрос: — На основании какого закона составляют химические уравнения? — Сформулируйте закон сохранения массы веществ. — Дайте определение химического уравнения. — Дайте определение коэффициента. — Что показывает коэффициент? — Что показывает индекс? | 7 мин | Двое учащихся работают у доски, учитель проводит опрос остальных школьников.
|
5) Закрепление умения составлять химические уравнения | 1. Выполнить задание на составление химических уравнений по предложенным схемам: а) железо + кислород → оксид железа (2); б) алюминий + йод → иодид алюминия; в) алюминий + серная кислота → → сульфат алюминия + водород; г) гидроксид кальция + фосфорная кислота → фосфат кальция + вода. Для уравнения под буквой «а» проверить справедливость закона сохранения массы веществ.
Ответ: а) 2Fe + O2 = 2FeO 2×56 + 16×2 = 2×(56+16) 144 = 144; б) 2Al + 3I2 = 2AlI3; в) 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑ г) 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 6H2O.
2. Выполнить задание на интерактивной доске: найти и исправить ошибки, допущенные в химических уравнениях:
а) 2N + O2 = 2NO; б) FeS + H2Cl = FeCl2 + H2S↑; в) Al + 2HCl = AlCl2 + 2H↑. Ответ: а) N2 + O2 = 2NO; б) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑; в) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑.
| 20 мин | Двое учащихся работают у доски, остальные – у себя в тетрадях.
Задание выполняется на интерактивной доске – один учащийся исправляет ошибки, остальные работают в тетрадях.
|
6) Проверочная работа | Задание: составить химическое уравнение по предложенной схеме и доказать справедливость закона сохранения массы веществ. 1 вариант Железо + хлор → хлорид железа (3) Ответ: 2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3 2×56 + 3×35,5×2 = 2×(56+35,5×3) 325 = 325 2 вариант Алюминий + кислород → оксид алюминия Ответ: 4Al + 3O2 = 2Al2O3 4×27 + 3×16×2 = 2×(27×2+16×3) 204 = 204 | 7 мин | Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам. |
7) Вывод |
| 1 мин | Один из учащихся делает вывод. |
8) Д/З | § 27 упр. 2 (д-ж); упр. 3 (в, г) стр.145 | 2 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Урок 4
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: наблюдение за горящей свечой.
3. Цели урока: провести наблюдение за горящей свечой.
4. Задачи:
образовательные:
— повторить ранее изученные понятия (физические и химические явления, признаки химических реакций);
— провести инструктаж по технике безопасности (повторить правила техники безопасности);
— совершенствовать практические умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать у школьников познавательный интерес к химии;
— воспитывать у учащихся чувство ответственности к порученному делу, наблюдательность, самостоятельность, внимательность, аккуратность.
Развивающие:
— внимание (оформление и заполнение таблицы, выполнение опытов);
— мышление (умение сравнивать, анализировать, делать выводы);
— память (зрительная – за счет наблюдения за приемами работы с веществами, материалами и химической посудой).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок закрепления теоретических знаний и совершенствования практических умений;
вид – практическая работа;
разновидность – практическая работа с элементами беседы, объяснения, опроса.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Химическая посуда и материалы: свечи, спички, держатели, предметные стекла, фильтровальная бумага, штативы для пробирок, пробирки, резиновые пробки, асбестовые сетки, стеклянные банки разного объема, резиновая груша, стеклянная трубка.
Реактивы: растворы Сa(OH)2.
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | |
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих, раздать тетради для практических работ. | 1 мин |
|
2) Объявление темы урока | Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой.
| 1 мин | Тему урока написать на доске. |
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: провести наблюдение за горящей свечой, сделать выводы о явлениях, происходящих при горении свечи. | 1 мин | Устно. |
4) Повторение ранее изученного материала
| Провести опрос: — Дайте определение физическим явлениям, приведите примеры. — Дайте определение химическим явлениям, приведите примеры. — Перечислите признаки химических реакций.
| 4 мин | Учитель проводит опрос учащихся по пройденному материалу.
|
5) Проведение инструктажа по технике безопасности | Повторить правила техники безопасности с помощью запрещающих знаков: — не наклоняться над пламенем свечи; — зажигать свечу спичкой; — парты воском не пачкать; — предметное стекло и пробирку долго не держать над пламенем свечи; — реактивы использовать экономно; — быть внимательными и аккуратными при работе со щелочью; — убрать рабочее место после практической работы. | 5 мин | Инструктаж проводится с помощью интерактивной доски. |
6) Проведение практической работы | 1. Обсудить опыты с учащимися. 2. Наблюдать за выполнением опытов учащимися (опыт №1 «Физические явления при горении свечи»; опыт №2 «Обнаружение продуктов горения в пламени»). 3. Провести опыт №3 «Влияние воздуха на горение свечи» 4. Оформить результаты опытов в виде таблицы (см. приложение), сделать выводы. | 25 мин | Учитель обсуждает ход опытов с учащимися, наблюдает за их работой, проводит опыт №3, поясняет таблицу. |
7) Уборка рабочего места |
| 3 мин | Учащиеся приводят в порядок свои рабочие места, сдают тетради. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Практическая работа №2
Наблюдение за горящей свечой
Инструктаж по технике безопасности прошел (-а) (подпись учащегося)
Что делали? | Что наблюдали? | Вывод | |
1. Физические явления при горении свечи. | Зажгли свечу. | Плавление парафина. | Плавление парафина – физический процесс, так как изменяется агрегатное состояние вещества, а состав остается прежним. |
2. Обнаружение продуктов горения в пламени свечи | 1.Предметное стекло внесли в пламя свечи на 3-5 с. 2. Сухую, перевернутую вверх дном пробирку, держали над пламенем свечи до запотевания. 3. В эту же пробирку прилили 1 мл известковой воды — Сa(OH)2. | 1. Образование темного пятна на нижней плоскости стекла. 2. Образование капелек воды на стенках пробирки. 3. Помутнение известковой воды. | Горение парафина – химический процесс, так как образуются новые вещества: сажа, вода, углекислый газ. Сa(OH)2 + СО2 = СаСО3↓ + Н2О |
3. Влияние воздуха на горение свечи | 1. С помощью резиновой груши со стеклянной трубкой продули в пламя горящей свечи воздух. 2. Накрыли две зажженные свечи банками разного объема. | 1. Пламя свечи стало ярче. 2.Свеча, накрытая банкой большего объема, горела дольше. | Пламя свечи стало ярче из-за увеличения потока кислорода. Дольше горит та свеча, у которой больший запас кислорода. Кислород поддерживает горение. |
Вывод: при горении свечи мы наблюдали и физические и химические явления.
Урок 5
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: реакции разложения и соединения.
3. Цели урока: познакомить учащихся с реакциями разложения и соединения; продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.
4. Задачи:
образовательные:
— вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс);
— ввести новые понятия (реакции разложения и соединения);
— продолжить формирование практических умений и навыков (демонстрационный эксперимент).
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическое уравнение – тип реакции);
— внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент).
Развивающие:
— внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнениях);
— мышление (выполнение заданий на составление уравнений химических реакций);
— память (запоминание алгоритма составления химических уравнений);
— речь (чтение химических уравнений и чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок изучения нового материала;
вид – объяснение;
разновидность – объяснение с элементами беседы, демонстрационного эксперимента.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, асбестовая сетка, держатель, лабораторный штатив, лучина, медная проволока, вата.
Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4; КMnO4.
Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | |
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих. | 1 мин |
|
2) Объявление темы урока | Реакции разложения и соединения. | 1 мин | Тему урока написать на доске. |
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: изучить реакции разложения и соединения. | 1 мин | Устно. |
4) Повторение ранее изученного материала
| 1. Химический диктант: записать формулы веществ, определить принадлежность к классу, дать название: — MnO – оксид; оксид марганца (2); — CuOH – основание; гидроксид меди (1); — Fe(NO3)3 – соль, нитрат железа (3); — H3PO4 − кислота, фосфорная кислота; — Zn – металл, цинк.
2. Выполнить задание на интерактивной доске: допишите схемы реакций и составьте уравнения: а) SO2 +? → SO3; б)? + I2 → HI; в) Ca + O2 →?; г)? + CuCl2 → AlCl3 + Cu; д) Li2O + H2O →?.
| 7 мин | Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях. Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.
|
5) Объяснение новой темы | 1. Поставить вопрос: с помощью чего можно определить тип реакции? Ответ: с помощью химического уравнения. Химическая реакция → химическое уравнение → тип реакции.
2. Провести эксперимент и ввести новые понятия: а) разложение гидроксида меди (2) при нагревании: Cu(OH)2 =t CuO + H2O АВ = А + В – реакция разложения. б) Разложение перманганата калия при нагревании: 2KMnO4 =t K2MnO4 + MnO2 + O2↑ АВC = А + В + C — реакция разложения.
Реакции разложения − реакции, при которых из одного сложного вещества образуются два или более новых простых или менее сложных веществ. Реакции разложения относят к эндотермическим реакциям (-Q).
в) Горение лучины: С + О2 = СО2 А + В = АВ – реакция соединения. г) Прокаливание медной проволоки: 2Cu + O2 = 2CuO А + В = АВ – реакция соединения.
Реакции соединения – реакции, в результате которых из двух или нескольких простых или менее сложных веществ образуется одно новое более сложное вещество. Реакции горения относят к экзотермическим реакциям (+Q). | 20 мин | Устно.
Учитель проводит эксперимент, вместе с учащимися составляет химические уравнения, вводит новые понятия.
|
6) Закрепление нового материала | Выполнить задание: составить химические уравнения по предложенным схемам и определить тип реакции. 1 вариант а) нитрат натрия → нитрит натрия + кислород; б) оксид серы (6) + вода → серная кислота; 2 вариант в) гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода; г) оксид калия + углекислый газ → карбонат калия. Ответ: а) 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2↑ (разложение); б) SO3 + H2O = H2SO4 (соединение); в) 2Al(OH)3 = Al2O3 +3 H2O (разложение); г) K2O + CO2 = K2CO3 (cоединение).
| 7 мин | Учащиеся выполняют задание по вариантам, учитель выборочно собирает тетради. |
7) Вывод |
| 1 мин | Один из учащихся делает вывод. |
8) Д/З | § 29, 30 упр. 1 (а,б) стр. 155; упр. 2 (в, г) стр.159. | 2 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Урок 6
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: Реакции замещения и обмена.
3. Цели урока: познакомить учащихся с реакциями замещения и обмена; продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.
4. Задачи:
образовательные:
— вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс, закон сохранения массы веществ, экзотермические и эндотермические реакции, каталитические и некаталитические, обратимые и необратимые, реакции разложения и соединения);
— ввести новые понятия (реакции замещения и обмена; условия протекания реакций обмена до конца);
— продолжить формирование практических умений и навыков (демонстрационный эксперимент).
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическое уравнение – тип реакции);
— внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент).
Развивающие:
— внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнениях);
— мышление (выполнение заданий на составление уравнений химических реакций и определение типов химических реакций);
— память (запоминание алгоритма составления химических уравнений, буквенных схем, отражающих тип химической реакции);
— речь (чтение химических уравнений и чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – комбинированный;
вид – объяснение;
разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса, демонстрационного эксперимента.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, железный гвоздь.
Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4, HCl, фенолфталеин; Zn (гранулы).
Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | |
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих. | 1 мин |
|
2) Объявление темы урока | Реакции замещения и обмена. | 1 мин | Тему урока написать на доске. |
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: изучить реакции замещения и обмена. | 1 мин | Устно. |
4) Повторение ранее изученного материала
| 1. Проверить Д/З: упр. 1 (а,б) стр. 155 а) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O; б) Ca3(PO4)2 = 3CaO + P2O5.
упр. 2 (в, г) стр.159 в) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3; г) 4Fe + 6H2O + 3O2= 4Fe(OH)3.
2. Провести работу с классом: Вставить пропущенные фразы. 1. Условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков называется … 2. Число атомов в молекуле показывает … 3. Количество вещества показывает… 4. Закон сохранения массы веществ открыл … 5. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются … 6. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются … 7. Реакции, протекающие с участием катализатора, называются … 8. Реакции, протекающие без участия катализатора, называются … 9. Химические реакции, протекающие в одном направлении … 10. Химические реакции, протекающие и в прямом, и в обратном направлении … 11. Схема А + В = АВ соответствует реакциям … 12. Схема АВ = А + В соответствует реакциям … Ответ: 1 – химическое уравнение; 2 – индекс; 3 – коэффициент; 4 – М.В. Ломоносов; 5 – экзотермические; 6 – эндотермические; 7 – каталитические; 8 – некаталитические; 9 – необратимые; 10 – обратимые; 11 – соединение; 12 – разложение.
| 7 мин | Один учащийся работает у доски, остальные выполняют задание учителя.
Двое учащихся записывают ответы на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.
|
5) Объяснение новой темы | 1. Провести эксперимент и ввести новые понятия: а) взаимодействие цинка с соляной кислотой: 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2↑ AB + C = BC + A – реакция замещения. б) Образование красного налета на железном гвозде, находящемся в растворе сульфата меди (2): СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu AB + C = BC + A – реакция замещения.
Реакции замещения – реакции между простыми и сложными веществами, в результате которых происходит замещение атомов одного из элементов в сложном веществе на атомы простого вещества, и образуются новое простое и новое сложное вещества.
в) взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой (реакция нейтрализации): NaOH+ ф—ф + HCl = NaCl + H2O AB + CD = AD + BC – реакция обмена. г) Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди (2): 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 AB + CD = AD + BC – реакция обмена.
Реакции обмена – реакции между двумя сложными веществами, в результате которых их молекулы обмениваются своими составными частями и образуются два новых сложных вещества. Реакции обмена идут до конца если: — образуется осадок ↓; — выделяется газ ↑; — образуется вода.
| 20 мин |
Учитель проводит эксперимент, вместе с учащимися составляет химические уравнения, вводит новые понятия.
|
6) Закрепление нового материала | Выполнить задание: составить химические уравнения по предложенным схемам и определить тип реакции. а) магний + серная кислота → сульфат магния + водород; б) оксид углерода (2) + кислород → оксид углерода (4); в) оксид хрома (6) → оксид хрома (3) + кислород; г) гидроксид меди (2) + азотная кислота → нитрат меди (2) + вода. Ответ: а) Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2↑ (замещение); б) 2CO + O2 = 2CO2 (соединение); в) 4CrO3 = 2Cr2O3 + 3O2↑ (разложение); г) Cu(OH)2↓ + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O (обмен). | 7 мин | Учащиеся выполняют задание, учитель выборочно собирает тетради. |
7) Вывод | Типы химических реакций 1. Реакции разложения: АВ = А + В АВC = А + В + C. 2. Реакции соединения: А + В = АВ А + В + С = АВС. 3. Реакции замещения: AB + C = BC + A. 4. Реакции обмена: AB + CD = AD + BC.
| 2 мин | Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока. |
8) Д/З | § 31, 32 упр. 2 (г, д) стр. 164; упр. 4 (а, б, в) стр.168. | 1 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Урок 7
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций.
3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций; продолжить совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций и определять их тип.
4. Задачи:
образовательные:
— повторить ранее изученные понятия (экзотермические и эндотермические реакции; каталитические и некаталитические; обратимые и необратимые, реакции разложения, соединения, замещения и обмена);
— обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций с помощью карты с тестированием;
— осуществить контроль знаний учащихся (проверочная работа по вариантам).
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (химическое уравнение – тип реакции);
— внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски).
Развивающие:
— мышление (выполнение тестовых заданий различных уровней сложности);
— внимание (расстановка коэффициентов);
— память (запоминание и воспроизведение алгоритма составления уравнений химических реакций);
— речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – повторительно-обобщающий урок;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами опроса, беседы, контроля знаний учащихся.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», карты с тестированием для работы на уроке.
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | |
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих, раздать карты с тестированием. | 1 мин |
|
2) Объявление темы урока | Обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций. | 1 мин | Тему урока написать на доске. |
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: обобщить и систематизировать знания по типам химических реакций. | 1 мин | Устно. |
4) Повторение ранее изученного материала
| 1. Проверить Д/З: упр. 2 (г, д) стр. 164 г) PbO2 + C = Pb + CO2; д) 2FeBr3 + 3Cl2 = 2FeCl3 + 3Br2.
упр. 4 (а, б, в) стр.168 а) BaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2 б) Cu(NO3)2 + 2NaCl ≠ CuCl2 + 2NaNO3 в) Pb(NO3)2 + K2S = PbS↓ + 2KNO3.
2. Провести работу с классом: Составьте уравнение химической реакции по схеме, дайте характеристику данной реакции по изученным признакам. Нитрат цинка → оксид цинка + оксид азота (4) + кислород Ответ: 2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2↑ + O2↑ — Q а) реакция разложения; б) эндотермическая (- Q); в) некаталитическая; г) необратимая. | 7 мин | Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание учителя.
Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.
|
5) Обобщение знаний | Провести работу по картам с тестированием: Карта с тестированием (см. приложение) Часть А содержит вопросы с 4 вариантами ответа, один из них верный. Часть В содержит задания более сложного уровня на установление соответствия. Часть С содержит задания высокого уровня сложности, требующие развернутого ответа. Ответы: Часть А
А1 – в; А2 – г; А3 – а; А4 – в. Часть В В1.: 1- г; 2 – а; 3 – б; 4 – в. В2: 1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – а. Часть С С1
| 20 мин | Учитель объясняет, как работать с картой, содержащей тестовые задания. Класс выполняет тестовые задания.
|
6) Вывод |
| 1 мин | Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока. |
7) Проверочная работа | 1 вариант Осуществите превращения и определите тип реакции. Li → Li2O → LiOH → Li2SO4 2 вариант Осуществите превращения и определите тип реакции. Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 Ответы: 1 вариант 1) 4Li + O2 = 2Li2O (соединение); 2) Li2O + Н2О = 2LiOH (соединение); 3) 2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2Н2О (обмен). 2 вариант 1) 2Ca + O2 = 2CaO (соединение); 2) CaO + Н2О = Ca(OH)2 (соединение); 3) Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2Н2О (обмен).
| 7 мин | Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам, учитель наблюдает за процессом.
|
8) Д/З | § 29 – 32 повторить, упр. 1(в) стр. 159; упр. 3 стр.168. | 2 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта с тестированием для работы на уроке
Часть А
А1. Реакции, при которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество, называются реакциями:
а) разложения; в) соединения;
б) замещения; г) обмена.
А2. К какому типу относится данная химическая реакция?
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
а) разложения; в) соединения;
б) замещения; г) обмена.
A3. Какое вещество скрывается за знаком вопроса?
AlCl3 + NaOH → ? + NaCl
а) Al(OH)3; в) Al2O3;
б) Al(OH)2; г) AlO.
А4. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции SO2 + O2 → SO3 равна:
а) 2; в) 5;
б) 4; г) 6.
Часть В
В1. Установите соответствие между формулами исходных веществ и формулами продуктов реакции:
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА: ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ:
Na + Н2О → a) Fe2O3 + H2O;
Fe(OH)3 → б) Na2O;
Na + O2 → в) Fe + H2O;
Fe2O3 + H2 → г) NaOH + H2↑.
2 | 3 | 4 | |
| | | |
В2. Установите соответствие между формулами исходных веществ и типом реакции:
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА: ТИП РЕАКЦИИ:
1) Mg + O2 → а) замещение;
2) BaCl2 + AgNO3 → б) разложение;
3) Cu(NO3)2 → в) обмен;
4) Na + H3PO4 → г) соединение.
2 | 3 | 4 | |
| | | |
Часть С
С1. Осуществите превращения:
S → SO2 → SO3 → H2SO4 → BaSO4
Урок 8
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: расчеты по химическим уравнениям.
3. Цель урока: научить учащихся производить расчеты по химическим уравнениям.
4. Задачи:
образовательные:
— повторить единицы измерения физико-химических величин (массы, молярной массы, количества вещества, объема, молярного объема, числа частиц);
— начать формировать умение производить расчеты по химическим уравнениям.
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (связь качественной и количественной сторон химического процесса);
— экологическое воспитание (на примере реакции, лежащей в основе химического производства).
Развивающие:
— внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);
— мышление (решение расчетных задач);
— память (запоминание алгоритма решения задач);
— речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок изучения нового материала;
вид – объяснение;
разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Наглядные средства обучения: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | |
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих. | 1 мин |
|
2) Объявление темы урока | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 мин | Тему урока написать на доске. |
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: научиться производить расчеты по химическим уравнениям. | 1 мин | Устно. |
4) Повторение ранее изученного материала
| 1. Проверить Д/З: упр. 1(в) стр. 159 N2 → NO → NO2 → HNO3 1) N2 + O2 = 2NO; 2) 2NO + O2 = 2NO2; 3) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3.
упр. 3 стр.168 a) 3CaCl2 + 2K3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6KCl; б) 3H2SO4 + 2Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 + 6H2O; в) 2H3PO4 + 3BaCl2 = Ba3(PO4)2↓ + 6HCl.
2. Выполнить задание на соотнесение: Уравнение: 1) FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl; 2) 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑; 3) 2SO2 + O2 = 2SO3; 4) 2KClO3 =t 2KCl + 3O2↑. Тип химической реакции: а) соединение; б) замещение; в) разложение; г) обмен. Ответ: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – в. 3. Выполнить задание на характеристику химической реакции. Составьте уравнение химической реакции по схеме, дайте характеристику данной реакции по изученным признакам. N2 + 3H2 ↔Kat 2NH3 + Q а) соединение; б) экзотермическая; в) каталитическая; г) обратимая.
Данная реакция лежит в основе производства аммиака. Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде. Производство аммиака загрязняет окружающую среду. | 10 мин | Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание на соотнесение. Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях. Учитель вводит элемент экологического воспитания, учащиеся внимательно слушают. |
5) Объяснение новой темы | 1. Рассмотреть алгоритм решения задач: 1) Прочитать условие задачи и записать его кратко (дано). 2) Составить уравнение химической реакции. 3) Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с единицами измерения (только для чистых веществ). 4) Под формулами веществ записать значения величин, найденные по уравнению реакции. 5) Составить и решить пропорцию. 6) Записать ответ.
2. Привести примеры оформления и решения типовых задач
Задача №1 Рассчитайте количество вещества и массу магния, который может сгореть в кислороде объемом 33,6 л (н. у.).
Дано: н.у. V(O2) = 33,6 л Найти: n(Mg)-? m(Mg)-?
Решение 2Mgx моль + O233,6 л = 2MgO n 2 моль 1 моль М 24 г/моль Vm 22,4 л/моль V 22,4 л
1) х моль/2 моль = 33,6 л/22,4 л; х = 3 моль. 2) m(Mg) = n×М = 3 моль×24 г/моль = 72 г Ответ: n(Mg) = 3 моль; m(Mg) = 72 г
Задача №2 Определите массу воды, выделившейся при разложении 25 г гидроксида железа (3), содержащего 20% примесей.
Дано: m(Fe(OH)3) = 25 г W(прим.) = 20% Найти: m(Н2О) — ?
Решение 2Fe(OH)320 г = Fe2O3 + 3H2Oх г n 2 моль 3 моль М 107 г/моль 18 г/моль m 214 г 54 г 1) Wчист(Fe(OH)3) = 100% — 20% = 80% 2) mчист(Fe(OH)3) = 25×80% /100% = 20 г 3) 20 г/214 г = х г/54 г; х = 5,05 г Ответ: m(Н2О) = 5,05 г
Задача №3 Вычислите массу гидроксида натрия, необходимого для получения 50 г 10% раствора сульфата натрия.
Дано: mр—ра(Na2SO4) = 50 г W(Na2SO4) = 10% Найти: m(NaOH) — ? Решение 2NaOHx г + H2SO4 = Na2SO45 г + 2H2O n 2 моль 1 моль М 40 г/моль 142 г/моль m 80 г 142 г 1) mр/в(Na2SO4) = 50 г×10% /100% = 5 г 2) х г/80 г = 5 г/142 г; х = 2,82 г Ответ: m(NaOH) = 2,82 г
| 25 мин | Учащиеся в тетрадях записывают алгоритм решения задач.
Учитель объясняет методику решения задач, учащиеся делают записи в тетрадях.
|
6) Вывод |
| 1 мин | Один из учащихся делает вывод. |
7) Д/З | § 28 образцы задач, упр. 1 стр. 150 | 1 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Урок 9
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: закрепление умения производить расчеты по химическим уравнениям.
3. Цель урока: закрепить умение учащихся производить расчеты по химическим уравнениям.
4. Задачи:
образовательные:
— повторить единицы измерения физико-химических величин (массы, молярной массы, количества вещества, объема, молярного объема, числа частиц);
— продолжить формировать умение производить расчеты по химическим уравнениям.
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (связь качественной и количественной сторон химического процесса);
— экологическое воспитание (на примере реакции, лежащей в основе химического производства).
Развивающие:
— внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);
— мышление (решение расчетных задач);
— память (запоминание алгоритма решения задач);
— речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок закрепления и совершенствования знаний и умений;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами беседы, опроса.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Наглядные средства обучения: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | |
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих. | 1 мин |
|
2) Объявление темы урока | Закрепление умения производить расчеты по химическим уравнениям. | 1 мин | Тему урока написать на доске. |
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: закрепить умение производить расчеты по химическим уравнениям. | 1 мин | Устно. |
4) Повторение ранее изученного материала
| 1. Проверить Д/З: упр. 1 стр. 150 Дано: н.у. m(Al) = 540 мг W(прим.) = 40% Найти: V(H2)-?; n(AlCl3)-? Решение 2Al324 мг + 6HCl = 2AlCl3y ммоль + 3H2↑х мл n 2 ммоль 2 ммоль 3 ммоль M 27 мг/ммоль Vm 22,4 мл/ммоль m 54 мг V 67,2 мл 1) m(Al)чист. = 540мг ∙ 0,6 = 324 мг; 2) 324 мг/54 мг = х мл/67,2 мл; х = 403,2 мл (0,4032 л); 3) 324 мг/54 мг = y ммоль/2ммоль; y = 12 ммоль (0,012 моль). Ответ: V(H2) = 403,2 мл; n(AlCl3) = 12 ммоль. 2. Решить задачу: Найдите массу гидроксида магния, необходимую для его взаимодействия с 235,2 г 10% раствора фосфорной кислоты. Дано: mр-ра(H3PO4) = 235,2 г W(H3PO4) = 10% Найти: m(Mg(OH)2) -?
Решение х г 23,52 г 3Mg(OH)2 + 2H3PO4 = Mg3(PO4)2↓ + 6H2O n 3 моль 2 моль M 58 г/моль 98 г/моль m 174 г 196 г 1) mр/в(H3PO4) = 235,2 г ∙ 0,1 = 23,52 г; 2) х г/174 г = 23,52 г/196 г; х = 20,88 г. Ответ: m(Mg(OH)2) = 20,88 г.
Фосфорная кислота используется для производства фосфорных удобрений и кормовых добавок для животноводства. Производство удобрений загрязняет окружающую среду.
| 20 мин | Один учащийся работает у доски, остальные решают задачу в тетради.
Учитель вводит элемент экологического воспитания, учащиеся внимательно слушают. |
5) Вывод |
| 1 мин | Один учащийся делает вывод |
6) Проверочная работа | 1 вариант Какая масса магния необходима для взаимодействия с 876 г 20% раствора соляной кислоты? 2 вариант Какая масса цинка необходима для взаимодействия с 392 г раствора серной кислоты с массовой долей вещества 10%. Ответ: 1 вариант Дано: mр-ра(HCl) = 876 г W(HCl) = 20% Найти: m(Mg) -? Решение
Mgх г + 2HCl175,2 г = MgCl2 + H2↑ n 1 моль 2 моль М 24 г/моль 36,5 г/моль m 24 г 73 г 1) mр/в(HCl) = 876 г ∙ 0,2 = 175,2 г; 2) х г/24 г = 175,2 г/73 г; х = 57,6 г. Ответ: m(Mg) = 57,6 г.
2 вариант Дано: mр—ра(H2SO4) = 392 г W(H2SO4) = 10% Найти: m(Zn) -? Решение
Znх г + H2SO439,2 г = ZnSO4 + H2↑ n 1 моль 1 моль М 65 г/моль 98 г/моль m 65 г 98 г 1) mр/в(H2SO4) = 392 г ∙ 0,1 = 39,2 г; 2) х г/65 г = 39,2 г/98 г; х = 26 г. Ответ: m(Zn) = 26 г.
| 15 мин | Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам, учитель наблюдает за процессом.
|
7) Д/З | § 25-32 повторить, задача: 100 г технического железа, содержащего 4,8% примесей, нагрели с серой. Определите массу образовавшегося сульфида железа (2) | 1 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Урок 10
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Изменения, происходящие с веществами»; подготовить учащихся к написанию контрольной работы.
4. Задачи:
образовательные:
— повторить ранее изученные понятия и законы (физические и химические явления; химическое уравнение, коэффициент, индекс, закон сохранения массы веществ);
— обобщить и систематизировать знания учащихся по классификации химических реакций (экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; каталитические и некаталитические; реакции разложения, соединения, замещения и обмена);
— совершенствовать практические умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса);
— внести в урок элементы эстетического воспитания (лабораторные опыты).
Развивающие:
— мышление (решение заданий различных уровней сложности);
— внимание (расстановка коэффициентов, выполнение лабораторных опытов);
— память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач);
— речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – повторительно-обобщающий урок;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами опроса, беседы.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Химическая посуда и материалы: штативы для пробирок, пробирки, спиртовки, спички, асбестовые сетки, держатели, медная проволока.
Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4, HCl.
Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», карты-инструкции к лабораторным опытам, таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | |
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих, раздать карты-инструкции к лабораторным опытам. | 1 мин |
|
2) Объявление темы урока | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | 1 мин | Тему урока написать на доске. |
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Изменения, происходящие с веществами», подготовиться к контрольной работе. | 1 мин | Устно. |
4) Повторение и обобщение знаний
| 1. Проверка Д/З: Дано: m(Fe) = 100 г W(прим.) = 4,8% Найти: m(FeS)-?; n(FeS)-? Решение
Fe95,2 г + S = FeSх г n 1 моль 1 моль М 56 г/моль 88 г/моль m 56 г 88 г 1) m( Fe)чист. = 100 г ∙ 0,952 = 95,2 г; 2) 95,2 г/56 г = х г/88 г; х = 149,6 г; 3) n(FeS) = m/М = 149,6 г/88г/моль = 1,7 моль. Ответ: m(FeS) = 149,6 г; n(FeS) = 1,7 моль.
2. Выполнить задание: вставьте пропущенные фразы: а) плавление парафина относится к … явлениям. б) горение бензина относится к … явлениям. в) гашение соды уксусом сопровождается выделением … г) смесь алюминия и железа можно разделить с помощью … д) химические уравнения составляются на основании закона … е) реакция замещения отвечает схеме … ж) горение лучины относят к реакциям … з) реакция, уравнение которой: FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl идет до конца так, как … и) реакция, уравнение которой: 2KClO3 = 2KCl + 3O2↑, относится к типу … к) реакция, уравнение которой: S + O2 = SO2 + Q, по тепловому эффекту является … Ответ: а) физическим; б) химическим; в) газа; г) магнита; д) сохранения массы веществ; е) АВ + С = BC + A; ж) соединения; з) образуется осадок; и) разложения; к) экзотермической.
3. Выполнить задание: осуществите превращения и определите тип реакции. Р → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 1) 4P + 5O2 = 2P2O5 (соединение); 2) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4(соединение); 3) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O (обмен).
| 15 мин | Один учащийся работает у доски, остальные выполняют упражнение в тетрадях, учитель проверяет ответы с помощью интерактивной доски.
Один из учащихся пишет уравнения реакций на интерактивной доске, остальные – работают в тетрадях. |
5) Проведение лабораторных опытов, оформление результатов | 1. Повторить правила техники безопасности, провести лабораторные опыты в группах по вариантам: 1 вариант а) прокаливание медной проволоки; б) взаимодействие оксида меди (2) с соляной кислотой. 2 вариант а) получение гидроксида меди (2); б) разложение гидроксида меди (2).
2. Оформить результаты опытов в таблицу: (см. приложение 3) | 20 мин | Учащиеся выполняют лабораторные опыты по вариантам, учитель наблюдает за процессом.
Двое учащихся на доске заполняют таблицы по вариантам, остальные проверяют. |
6) Вывод |
| 1 мин | Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока. |
7) Д/З | § 25 – 32 повторить, подготовиться к контрольной работе. | 1 мин | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оформление результатов лабораторных опытов
1 вариант
Реагирующие вещества | Наблюдения | Уравнения реакций | Тип реакций | |
1 | Cu и O2 | Образование черного налета на проволоке | 2Cu + O2 = 2CuO | Соединение |
2 | CuO и HCl | Изменение цвета | CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O | Обмен |
2 вариант
Реагирующие вещества | Наблюдения | Уравнения реакций | Тип реакций | |
1 | CuSO4 и NaOH | Образование ярко-голубого осадка | CuSO4 +2NaOH =Cu(OH)2↓+ Na2SO4 | Обмен |
2 | Cu(OH)2 | Образование черного осадка | Cu(OН)2 = CuO↓ + H2O | Разложение |
Урок 11
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: контрольная работа №5 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
3. Цель урока: осуществить контроль знаний учащихся по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
4. Задачи:
образовательные:
— проверить знания учащихся по данной теме;
— проанализировать результаты контрольной работы и сделать вывод о степени обученности школьников.
Воспитательные:
— продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса);
— внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски и тетрадей для контрольных работ).
Развивающие:
— мышление (выполнение тестовых заданий различных уровней сложности);
— внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнения);
— память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач);
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок контроля знаний учащихся;
вид – контрольная работа;
разновидность – контрольная работа с элементами беседы, объяснения.
6. Оборудование: распечатки контрольной работы, тетради для контрольных работ.
7. Ход урока:
Содержание. Структура урока | Время на этап | Методы и приемы | ||||||||||||||||||||||||||||||
1) Оргмомент | Отметить отсутствующих, раздать тетради для контрольных работ. | 1 мин |
| |||||||||||||||||||||||||||||
2) Объявление темы урока | Контрольная работа №5 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | 1 мин | Тему урока написать на доске. | |||||||||||||||||||||||||||||
3) Мотивация и целеполагание | Цель урока: осуществить контроль знаний и умений по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | 1 мин | Устно. | |||||||||||||||||||||||||||||
4) Пояснение контрольной работы
| Структура контрольной работы: Часть А включает 7 тестовых заданий с выбором одного верного варианта ответа. За каждый правильный ответ по 1 баллу (всего: 7 баллов). Часть В содержит 2 задания на установление соответствия. За одно правильно выполненное задание – 4 балла (всего: 8 баллов). Часть С включает 2 задания, требующих развернутого ответа. За С1 – 5 баллов, за С2 – 6 баллов (всего: 11 баллов) Оформление контрольной работы: Контрольная работа №5 Изменения, происходящие с веществами. Вариант № Часть А
Часть В В1
В2
Часть С С1 С2 Оценивание контрольной работы: «2» — менее 7 баллов; «3» — от 7 до 10 баллов; «4» — от 11 до 17 баллов «5» — от 18 и выше. | 3 мин | Учитель обращает внимание учащихся на структуру контрольной работы, оформление и оценивание
| |||||||||||||||||||||||||||||
5) Выполнение контрольной работы | Текст контрольной работы см. в приложении. | 33 мин | Класс выполняет контрольную работу, учитель наблюдает за процессом. | |||||||||||||||||||||||||||||
6) Окончание контрольной работы | | 1 мин | Учитель собирает тетради и распечатки контрольной работы |
Контрольная работа № 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Изменения, происходящие с веществами
1 вариант
Часть В и С | |
А1. Какое явление не является признаком химической реакции: а) появление осадка; б) выделение газа; в) изменение объема; г) появление запаха. А2. Закон сохранения массы веществ сформулировал: а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев; в) А. Лавуазье; г) А. Беккерель. А3. Укажите физическое явление: а) ржавление железа; б) плавление алюминия; в) скисание молока; г) горение угля. А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe(OH)2 + HCl → ? + H2O а) FeCl; б) FeCl2; в) FeCl3; г) FeOHCl. А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции Р + О2 → Р2О5 равна: а) 8; б) 9; в) 10; г) 11. А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2 а) соединение; б) разложение; в) замещение; г) обмен. А7. Реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества заменяют атомы одного из элементов в сложном веществе, называются реакциями: а) разложения; б) замещения; в) соединения; г) обмена.
| В1. Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции. Формулы исходных веществ: Тип реакции:
В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций. Формулы исходных веществ: Формулы продуктов реакции:
д) FeCl3 + Cu e) NaNO3 + CuOH C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:
Cа → CаO → Cа(OH)2 → Cа3(PO4)2
С2. Какой объем (н.у.) и количество вещества водорода выделится при взаимодействии 40 г магния, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой? |
Контрольная работа № 5
Изменения, происходящие с веществами
2 вариант
Часть В и С | |
А1. К химическим явлениям относится: а) скисание молока; б) появление росы на листьях растений; в) плавление железа; г) сгибание алюминиевой фольги. А2. Укажите физическое явление: а) горение угля; б) почернение медной пластины при нагревании; в) измельчение руды; г) выделение газа при добавлении кислоты к кусочкам мрамора. А3. Реакции горения – это: а) реакции, протекающие с выделением теплоты; б) реакции протекающие с выделением теплоты и света; в) реакции, протекающие с поглощением теплоты; г) реакции, протекающие с образованием осадка. А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe2O3 + Mg → ? + Fe а) Mg(OH)2; б) Mg2O; в) MgOH; г) MgO. А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции N2 + H2 → NH3 равна: а) 6; б) 5; в) 4; г) 3. А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu а) разложение; б) замещение; в) соединение; г) обмен. А7. Реакции, при которых из одного сложного вещества образуются 2 или более новых простых или менее сложных веществ, называются реакциями: а) разложения; б) замещения; в) соединения; г) обмена.
| В1. Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции. Формулы исходных веществ: Тип реакции:
В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций. Формулы исходных веществ: Формулы продуктов реакции:
д) NaNO3 + H2O e) Na(NO3)2 + H2О C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:
Sr → SrO → Sr(OH)2 → SrCl2
С2. Какая масса и количество вещества воды выделится при разложении 30 г гидроксида алюминия, содержащего 15% примесей? |
Ответы
Вариант 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Часть А № в 1 2 3 4 5 6 7 Отв. в а б б г г б Часть В В1 1-б; 2-в; 3-а; 4-г. В2 1-б; 2-г; 3-а; 4-в. Часть С С1
C2 Дано: н.у. m(Mg) = 40 г W(прим.) = 10% Найти: V(H2)-?; n(H2)-? Решение Mg36 г + 2HCl = MgCl2 + H2↑х л n 1 моль 1 моль M 24 г/моль Vm 22,4 л/моль m 24 г V 22,4 л 1) mчист(Mg) = 40 г ∙ 0,9 = 36 г; 2) 36 г/24 г = х л/22,4л; х = 33,6 л; 3) n(H2) = V/Vm = 33,6 л/22,4 л/моль = 1,5 моль. Ответ: V(H2) = 33,6 л; n(H2) = 1,5 моль. | Часть А № в 1 2 3 4 5 6 7 Отв. а в б г а б а Часть В В1. 1-а; 2-г; 3-б; 4-в. В2. 1-в; 2-а; 3-б; 4-д Часть С С1
C2 Дано: m(Al(OH)3) = 30 г W(прим.) = 15% Найти: m(H2O)-?; n(H2O)-? Решение 2Al(OH)325,5 г = Al2O3 + 3H2Oх г n 2 моль 3 моль М 78 г/моль 18 г/моль m 156 г 54 г 1) mчист(Al(OH)3) = 30 г ∙ 0,85 = 25,5 г; 2) 25,5 г/156 г = х г/54 г; х = 8,83 г; 3) n(H2O) = m/M = 8,83 г/18 г/моль = 0,49 моль. Ответ: m(H2O) = 8,83 г; n(H2O) = 0,49 моль. |
Список литературы
Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 267 с.
Габриелян О.С. Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 158 с.
Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл./О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 158 с.
Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса химии 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.
Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 368 с.
Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. — 272 с.
Добротин Д.Ю. Готовимся к ГИА. Химия. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 64 с.
Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с.
Ким Е.П. Химия. 8-9 классы. Практические работы. — Саратов: Лицей, 2009 – 80 с.
Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с.
Минченков Е.Е. Методические рекомендации по обучению химии в 8 классе: Пособие для учителя/ Е.Е. Минченков, А.А. Журин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2008. – 224 с.
Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы: учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Т.С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 95 с.
Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 2-е изд. – 112 с.
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159 с.
Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8 кл.: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Сборник задач. 8-9 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 400 с.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2010. – 214 с.
43