Конспект урока на тему «Кислоты»

Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Кислоты».

8 класс

Тип урока: комбинированный, с использованием презентации «Кислоты».

Образовательные задачи: познакомить уч-ся с составом, определением кислот, их классификацией, способами получения, химическими свойствами; с правилами техники безопасности при работе с кислотами. Научить составлять и называть химические формулы кислот; пользоваться рядом активности металлов. Проверить знания уч-ся по теме «Основания»: классификация, получение, химические свойства.

Развивающие задачи: продолжить: формирование умения наблюдать, объяснять, делать выводы; совершенствовать умения объяснять (химические свойства кислот).

Воспитательные задачи: продолжить формирование интереса к предмету; развитие элементов эстетического воспитания (аккуратное оформление конспекта), патриотического (Бекетов Н.Н).

Методы обучения:

Словесные: объяснение (кислоты, их классификация, получение и химические свойства), элементы беседы.

Словесно – наглядные: объяснение с использованием презентации, записей на доске.

Словесно – наглядно – практические: выполнение уч-ся лабораторной работы, выполнение заданий на закрепление изученного материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент (≈2-3 мин.).

Учитель приветствует учащихся, создаёт рабочий настрой на урок. Сообщает, что вначале урока проверочная работа по теме «Основания».



  1. Контроль знаний и умений (≈ 10 мин.).

1 вариант.

1. Напишите уравнения реакций получения следующих оснований: Al(OH)3, NaOH.

2. С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор гидроксида калия: HCl, Ba(OH)2, FeSO4. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.

2 вариант.

1. Напишите уравнения реакций получения следующих оснований: Zn(OH)2, KOH.

2. С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор гидроксида бария: H2SO4, KOH, FeCl2. Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.

После проверочной работы учитель сообщает тему урока «Кислоты» и его цель – сформировать знания о кислотах, их составе, классификации и химических свойствах. Также учитель информирует о плане предстоящей деятельности на уроке – в начале изучение нового материала (с выполнением лабораторных опытов), а затем его закрепление.

  1. Объяснение нового материала (≈25 мин.).

План изучения нового материала:

    1. Состав кислот.

    2. Классификация кислот.

    3. Получение кислот.

    4. Физические и химические свойства.





1.Состав кислот.

При изучении способов получения водорода в лабора­тории вы уже ознакомились с реакциями цинка с соляной и серной кислота­ми. Сходно реагируют с кислотами и другие металлы, например:

Учитель записывает уравнения реакции на доске (словесно-наглядный метод обучения). Рассматривая уравнения этих реакций, можно сделать следующий вы­вод о составе кислот:

Кислотами называют сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов (уч-ся записывают определение в тетрадь).

Из рассмотренных выше уравнений видно, что:

  1. кислотные остатки в химических реакциях обычно сохраняются и
    переходят из одних соединений в другие;

  2. валентность кислотных остатков определяется числом атомов водорода, способных замещаться атомами металлов (учитель обращает внимание уч-ся на табл. 12 в учебнике).

2. Классификация кислот.

По составу кислоты делятся на кислородсодер­жащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл, — на одноосновные, двухосновные и трех­основные (схема 15).

(уч-ся записывают схему в тетрадь).

  1. Получение кислот.









Учитель записывает схему на доске, уч-ся в тетради (словесно- наглядный метод обучения).

  1. Физические и химические свойства.

Физические свойства. Многие кислоты, например серная, азотная, соля­ная, — это бесцветные жидкости. Известны также твердые кислоты: ортофосфорная Н3РО4, метафосфорная НРО3, борная Н3ВО3. Почти все кислоты рас­творимы в воде. Пример нерастворимой кислоты — кремниевая Н2SiO3.

Растворы кислот имеют кислый вкус. Так, например, многим плодам придают кислый вкус содержащиеся в них кислоты. Отсюда названия кис­лот: яблочная, лимонная и т. д.

Химические свойства. Рассмотрим наиболее характерные общие свой­ства водных растворов кислот. Учитель начинает объяснение.

1. Действие кислот на растворы индикаторов.

Вы уже знаете, что вещества, которые под действием растворов кис­лот и щелочей изменяют свой цвет. Как их называют? (индикаторами). Какие вам известны индикаторы? (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин) [словесный метод обучения]. Растворы кислот окрашивают лакмус в красный цвет, метиловый оранжевый — в розовый, а фенолфталеин остается бес­цветным (уч-ся записывают в тетрадь).

2. Характерным свойством кислот является их взаимодействие с металлами. Особенно быстро реагирует с кис­лотами магний, несколько медленнее — цинк, еще медленнее — железо, а с медью никаких изменений не наблюдается (водород не выделя­ется).

При выпаривании образовавшихся растворов выделяются кристалли­ческие вещества — соли. Аналогичные опыты были проделаны русским уче­ным Н. Н. Бекетовым. На основе опытов он составил вытеснительный ряд металлов:

(уч-ся записывают в тетрадь).

Учитель объясняет: При составлении уравнений химических реакций следует руководствовать­ся этим рядом. В этом ряду все металлы, стоящие до водорода, способны вы­теснять его из кислот. Исключением является азотная кислота (уч-ся записывают). При ее взаимо­действии с большинством металлов вместо водорода выделяются другие газы.

Рассмотрим химические свойства кислот (учитель записывает на доске, уч-ся в тетради).

Вещества, с которыми реагируют кислоты:

1.С индикаторами.

2.С металлами. Если металл находится в ряду, составленным Бекетовым, до водорода, то вытесняется водород и образуется соль. Искл. НNO3.

Уч-ся поводят опыт. Перед опытом обсуждение ТБ:

1.Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее большим количеством воды.

2. Соблюдайте правила работы со спиртовкой.

Оборудование и реактивы: пробирочный зажим, спиртовка, спички; соляная кислота, цинк, оксид меди (II), серная кислота

Опыт 1. Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

Налейте в пробирку 1мл соляной кислоты. Добавьте 1 гранулу цинка. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

3.С оксидами Ме (основными, амфотерными). Образуется соль и вода.

Уч-ся поводят опыт.

Опыт 2. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.

В пробирку насыпьте немного оксида меди (II), прилейте 1 мл серной кислоты H2SO4. Пробирку слегка нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

CuO+ H2SO4=CuSO4+H2O

4.С основаниями. Образуется соль и вода. Этот опыт уч-ся не проводят, т.к делали его ранее при изучении химических свойств оснований. Учитель напоминает, что реакция взаимодействия соли с кислотой называется реакцией нейтрализации. Уч-ся записывают ур-е реакции:

NaOH+HCl=NaCl+H2O

5.С солями. В соответствии с рядом кислот (каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую): H2SO4, HCl, H2SO3, H2CO3, H2S, H2SiO3. Уч-ся записывают ур-е реакции:

ZnCl2+ H2SO4(конц)= ZnSO4+2HCl

6.При нагревании некоторые кислоты разлагаются. Как правило, образуется кислотный оксид и вода. Уч-ся записывают ур-е реакции:

H2SO3= H2O+SO2

В п. 3, 4 и 5 приведённые ур-я реакций относятся к реакциям обмена. Необходимо учесть, что реакции обмена протекают до конца в следующих случаях:

1. если в результате реакции образуется вода;

2. если в результате реакции образуется газ;

3. если в результате реакции образуется осадок.

IV. Первичное закрепление нового материала (≈10 мин.)

(уч-ся выполняют задания на местах. Проверяются задания у доски).

1. Составьте уравнения возможных реакций: серная кислота+алюминий; соляная кислота +серебро; бромоводородная кислота+цинк.

2. Составьте уравнения реакций: серной кислоты и Fe(OH)3; соляной кислоты и Ba(OH)2, азотной кислоты и Na2SiO3.

3. Составьте уравнения реакций между веществами: а) иодоводородная кислота и оксид бария; б) серная кислота и оксид железа (III); в) азотная кислота и оксид лития; г) фосфорная кислота и оксид калия.

4. Составьте уравнения реакций нейтрализации: а) гидроксида натрия серной кислотой; б) гидроксида бария азотной кислотой; в) гидроксида кальция соляной кислотой.

V. Домашнее задание (≈1 мин.).

Представлено на слайде §32

VI. Итог урока (≈1 мин.).

Сегодня на уроке вы познакомились с классификацией, способами получения и химическими свойствами кислот.



Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: